Город-государство Ватикан

Ватикан

Одной из главных достопримечательностей Ватикана является базилика св. Петра, построенная в XV-XVII вв. В её строительстве принимали участие Браманте, Микеланджело и Бернини.

Ватикан - самая маленькая в мире независимая и суверенная страна.
Ватикан является одним из самых крупных музеев под открытым небом. Здесь находятся выдающиеся произведения искусства и памятники архитектуры, хранятся реликвии христианства и творения великих мастеров. Радио Ватикана вещает на 47 языках.

Государственное устройство Ватикана

Форма правления – абсолютная теократическая монархия.
Глава – Папа Римский, избирающийся кардиналами на пожизненный срок и имеющий среди прочих титулы Верховного главы (понтифика) церкви и монарха ватиканского государства.
Глава исполнительной власти - Государственный секретарь.
Территория - 0,44 км².
Население – 836 чел. Население Ватикана — подданные Святого Престола (подданства Ватикана не существует), имеющие паспорт. Гражданство Ватикана может быть получено только на основе служения Святому Престолу и аннулируется в случае прекращения трудовой деятельности в Ватикане. Этнически большинство населения итальянцы, за исключением членов швейцарской гвардии.
Официальный язык – латинский, итальянский.
Валюта – евро.
Экономика - некоммерческая плановая экономика. Источники доходов — в первую очередь пожертвования католиков всего мира.Часть средств составляет туризм (продажа почтовых марок, ватиканских монет евро, сувениров, плата за посещение музеев). Бо́льшую часть рабочей силы (обслуживающий персонал музеев, садовники, дворники и так далее) составляют граждане Италии.
Административное деление – нет.

Государственная символика Ватикана

Флаг Ватикана

Флаг - представляет собой квадратное полотнище, состоящее из двух равновеликих вертикальных полос — жёлтой и белой. В центре белой полосы — герб Ватикана (два скрещённых ключа под папской тиарой). Флаг принят 7 июня 1929 г. папой Пием XI в год подписания Латеранских соглашений и создания независимого государства Святого Престола.

Герб Ватикана

Герб - представляет собой щит красного цвета, на котором изображены два скрещенных ключа (от Рая и Рима). Над ключами расположена папская тиара (тройная корона, отличительный высокий яйцеобразный головной убор, увенчанный небольшим крестом и тремя венцами и имеющий сзади две ниспадающие ленты, который носили папы римские с начала XIV в. по 1965 г.

Достопримечательности Ватикана

С Ватиканом неразрывно связана история Римской империи. Здесь на каждом шагу уникальные произведения лучших мастеров всех эпох. Храмы, дворцы, музейные коллекции произведений античного искусства, шедевров итальянской живописи и скульптуры – все эти достопримечательности заслуживают внимания гостей города.

Собор святого Петра

Собор святого Петра

Находится на большой круглой площади и занимает промежуточное положение между Римом и Ватиканом. Он служит своеобразными воротами в Ватикан и в то же время считается самым значительным архитектурным произведением Ватикана.
Католический собор – центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, крупнейшая историческая христианская церковь в мире. Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римской католической церкви. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини. Вместимость собора – около 60 000 человек.
Когда-то на том месте, где теперь стоит собор св. Петра, располагались сады цирка Нерона. Первая базилика была построена в 324 г., в правление первого христианского императора Константина, на том месте, где, по преданию, был замучен святой Петр. Варвары распяли его вниз головой. И было ему тогда 95 лет. Император Константин сам копал землю, после чего установил двенадцать корзин в честь двенадцати апостолов. За пределами городских стен император приказал построить еще одну небольшую церковь в форме базилики. Она также посвящена памяти апостола Петра. Это строение по местоположению называют Остийской базиликой. Собор, который посещают туристы сейчас, в XVI-XVII веках был перестроен из базилики святого Петра, сохранив прежнее название.
Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте: начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), Бальдассаре Перуцци остановился на центрическом сооружении, а Антонио да Сангалло избрал форму базилики. В1546 г. работами руководил Микеланджело. Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны. Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти Джакомо делла Порта. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны.
На этом строительная история собора не была закончена, а в XVII в. Бернини создал перед собором площадь — одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики.

Фасад собора св. Петра

Фасад собора создал архитектор Мадерна. Его высота – 45 м, ширина — 115 м. Аттик фасада (декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом) венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика (крытая галерея) пять порталов (входов) ведут в собор. Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики.
Интерьер собора очень богат и разнообразен: здесь масса статуй, алтарей, надгробий, произведений искусства.

Кафедра Святого Петра

Кафедра св. Петра

Бернини приложил много сил в создании скульптурного убранства собора, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет (1620-1670). В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини — огромный, высотой 29 м балдахин на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Здесь всегда горят 95 свечей.
Алтарь собора Св. Петра обращён на запад, а не на восток, как большинство христианских храмов. При Соборе святого Петра работала собственная мозаичная мастерская.

Балдахин

«Пьетта»

Собор хранит ценнейшие произведения мировой культуры. Одно из них – скульптура «Пьетта» Микеланджело. Автору было всего 24 года, когда он выточил эту композицию. Дева Мария держит на коленях остывшее тело своего сына – Христа. Автор долго и тщательно продумывал композицию, пока, наконец, не остановился именно на двухфигурной группе. Скульптор изобразил Марию очень молодой, совсем юной, это противоречило Библии. Так Микеланджело подчеркнул особую духовную чистоту образа Богоматери. Это единственная работа Микеланджело, где он поставил свою подпись. Остальные его работы узнавались по манере исполнения. Эта скульптурная группа находится под пуленепробиваемым стеклом - однажды один маньяк бросился на нее с молотком.

Город-государство Ватикан

Скульптура Микеланджело «Пьетта» стоит недалеко от входа. В соборе пять дверей. Но открыты только четыре. Пятую, замурованную, имеет право открывать лишь Папа в «святой» год. Это случается один раз в 25 лет.

Бельведерский дворец

ниша Лаокоона

При Иннокентии VIII вблизи от Ватикана воздвигнут Бельведерский дворец, который архитектор Браманте по поручению Папы Юлия II соединил с Ватиканом двумя великолепными галереями. Здесь хранятся известные греческие и римские произведения искусства.
Во внутреннем квадратном дворике среди апельсиновых деревьев располагались античные статуи. В 1775 году М. Симонетти, осуществлявший реконструкцию дворца по заказу папы Пия VI, перестроил его в октагональный. В 1803 г. в четырёх углах дворика были устроены отделённые аркадами четыре ниши: ниша Лаокоона ( Плиний Старший пишет, что это работа родосских скульпторов Агесандра, Полидора и Афинодора), ниша Кановы (Персей работы Кановы), ниша Аполлона (Аполлон Бельведерский, мраморная копия с бронзового оригинала афинского скульптора Леохара), ниша Гермеса (статуя Гермеса).

ниша Аполлона

В Зале животных находится самое богатое в мире собрание античных скульптур, изображающих различных животных (около 150 статуй) из цветного и белого мрамора и алебастра и другие залы.

Музеи Ватикана

Григорианский этрусский музей. Расположен во дворце Иннокентия VIII и здании времён папы Пия IV. Здесь выставлены предметы быта этрусков, древнегреческие сосуды из некрополей этрусков.

Сосуд этрусков

Ватиканская библиотека обладает богатейшим собранием рукописей Средневековья и эпохи Возрождения. Основана в XV в. папой Николаем V, постоянно пополняется, в настоящее время её фонды насчитывают около 1 600 000 печатных книг, 150 000 манускриптов, более 100 000 гравюр и географических карт, 300 000 монет и медалей.

Город-государство Ватикан

На картинке: Сикстинский салон библиотеки
Музей Пио-Кристиано. Посвящен собранию раннехристианских произведений искусства, найденных в римских катакомбах. Музей был основан по приказу папы Пия IX в 1854 г. Выставка в новых залах музея была открыта в 1970 г.

Пастырь добрый

На картинке: Пастырь добрый
Ватиканская пинакотека. Коллекция произведений живописи, открытая для посещения публики, была основана папой Пием VI во второй половине XVIII века. В 1797 г. многие картины по приказу Наполеона Бонапарта были отправлены в Париж. В 1815 г. на Венском конгрессе приняли решение о возвращении картин в Ватикан.
Картины ватиканской пинакотеки сейчас находятся в одном из крыльев Бельведерского дворца.

Рафаэль

На картинке: Рафаэль «Благовещение»
Музей Кьярамонти посвящён античной скульптуре.

Музеи в Папском дворце

Апартаменты Борджиа. Апартаменты папы Александра VI. Эта часть дворца Николая V была в конце XV в. перестроена под личные апартаменты Александра VI и в 1490-х гг. украшена росписями Бернардино Пинтуриккьо и художников его мастерской. После смерти Александра VI папы не захотели больше жить в этих помещениях, и они были надолго покинуты. В 1816 г. по приказу Пия VII здесь разместили картины, возвращённые из Парижа после падения Наполеона, а при Льве XIII апартаменты были отреставрированы и открыты для публики.

Лукреция Борджиа

На картинке: Лукреция Борджиа в образе св. Екатерины Александрийской

Сикстинская капелла

Знаменитая Сикстинская капелла создавалась при Папе Сиксте IV – отсюда и её название. Это великий памятник изобразительного искусства эпохи Возрождения. Тогда производились значительные перестройки Ватиканского дворца. Строительство капеллы, а также наблюдение за исполнением настенных росписей, посвященных сюжетам из Ветхого и Нового заветов, поручили флорентийскому архитектору Дж. Дольчи. Сикст IV хотел видеть такое здание, которое бы своим внешним видом представляло в глазах католиков всего мира военный оплот церкви, а внутренним убранством подчеркивало бы могущество римского Папы. С самого начала своего основания (и до настоящего времени) в ней собираются конклавы для избрания нового папы.
Архитекторы придали капелле снаружи вид бастиона. Но внутри капелла имеет величественный вид, созданный лучшими художниками того времени. Прямоугольный зал капеллы разделен на две части мраморной решеткой, боковые стены зала имеют наверху окна, в проемах между которыми в полный рост изображены первые папы. Нижнюю часть боковых стен украшают росписи под ткань, а средний ярус заполнен фресками из истории Ветхого и Нового Заветов.
Росписи Сикстинской капеллы выполнены Бернардино Пинтуриккио, Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Козимо Россели. Плафон капеллы расписывал великий Микеланджело.

Плафон Сикстинской капеллы 

Плафон Сикстинской капеллы

Роспись потолка Сикстинской капеллы – это известнейший цикл фресок (живопись по сырой штукатурке) Микеланджело, созданный в 1508—1512 годах и считающийся одним из признанных шедевров искусства Высокого Возрождения. Если учесть, что Микеланджело считал себя скульптором, а не живописцем, то очевидно, насколько тяжёлый труд взял на себя мастер. Но эту задачу Папы Юлия II он выполнил в срок и практически один. Работа эта была неимоверно трудной: художник стоял на лесах, запрокинув голову. Несколько лет, проведённых под сводом капеллы, пагубно отразились на здоровье Микеланджело: он страдал артритом, сколиозом и инфекцией ушей, развившейся из-за краски, попадавшей на лицо. После окончания работы Микеланджело долгое время мог читать только держа текст высоко над головой.
Главная тема цикла — потребность человечества в Спасении, даруемом Богом через Иисуса. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до работы Микеланджело над плафоном. На центральной части свода размещены девять сцен из Книги Бытия — четыре больших фрагмента представляют эпизоды: Сотворение светил и планет, Сотворение Адама, Грехопадение и Изгнание из Рая, Потоп. Указанные сцены чередуются с меньшими по размеру панно: Отделение света от тьмы, Отделение суши от вод, Сотворение Евы, Жертвоприношение Ноя и Опьянение Ноя.

«Сотворение Адама»

«И сотворил Бог Адама по образу своему» (Быт. 1:27)

Город-государство Ватикан

«Сотворение Адама» — одна из самых сильных композиций росписи Сикстинской капеллы. В бесконечном пространстве летит Бог-Отец, окружённый бескрылыми ангелами. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Рука Бога дает импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Город-государство ВатиканТем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. В образе Бога, по замыслу художника, преобладает не чудесное начало, а гигантская творческая энергия. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. Перед нами предстаёт не само сотворение человека, а момент, в который тот получает душу, страстное искание божественного, жажду познания.

«История Ноя»

Высадившись на сушу после Всемирного Потопа, Ной выращивает виноград (он изображён возделывающим землю на заднем плане слева). Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает обнажённого отца двум своим братьям Симу и Иафету. Отсюда и пошло название неприглядного поведения - хамство. Старшие братья почтительно накрывают Ноя плащом отвернувшись, чтобы не видеть наготу отца.

Город-государство Ватикан

«Страшный суд»

Фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Художник работал над фреской четыре года (1537-1541), спустя двадцать пять лет после того, как завершил роспись её потолка. Фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис. Апокалипсис – описанные в книге события, предшествующие Второму пришествию Иисуса Христа на землю, которые будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и чудесами (огонь с неба, воскрешение мёртвых, явление ангелов). «Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы.

Город-государство Ватикан

Станцы Рафаэля. Помещения (станца — комната) в папском дворце Ватикана. Они существовали уже при папе Николае V (1447-1455). Папа Юлий II избрал их для своих апартаментов, не желая жить там, где всё ещё витала тень ненавистных Борджиа, то есть в апартаментах Александра VI. По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю, которому было только 25 лет. Станцы Рафаэля — это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 м), расписанные в 1508-1517 гг. Рафаэлем вместе с учениками, и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти. Четвёртое помещение — Зал Константина — было расписано учениками Рафаэля, поэтому менее известно. Каждую из стен целиком занимает фресковая композиция, таким образом в каждой из станц их по четыре. Росписи поражают глубиной замысла, образной насыщенностью, композиционной ясностью и упорядоченностью, общей гармонией.

Рафаэль

Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается «Афинская школа» — одно из величайших творений ренессансного искусства. В центре композиции — фигуры Аристотеля и Платона. Платон с поднятой к небу рукой – знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель указывает рукой вниз — знак того, что мир идей связан с земным опытом. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу — Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой — живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). Подпись Рафаэля (RSVM) у ворота его одеяния.

История Ватикана

История Ватикана насчитывает почти две тысячи лет, хотя официально государство Ватикан существует с 1929 г. Так как Ватикан является вспомогательной суверенной территорией Святого Престола, то его история напрямую связана с историей папства.
В античности территория Ватикана была не заселена, так как в Древнем Риме это место считалось сакральным. В 326 г., после прихода христианства, над предполагаемой гробницей святого Петра была воздвигнута базилика Константина, и с тех пор это место стало заселяться.
Христианство как единая религия существовало вплоть до XI в. Именно в этом веке Римская Католическая церковь включила в общецерковное исповедание веры принципиально новое утверждение о Святой Троице (так называемой «Филиокве»), что явилось причиной «Великого раскола». Восточные христианские церкви с того времени стали называться православными, а все западные области (иерархии), подчинённые Риму, оказались в Римско-католической, или просто католической церкви.

Статуя св. Петра в собре св. Петра

На картинке: статуя св. Петра, скульптор А. ди Камбио

В первые века христианства название папа (отец) применялось ко всем епископам, а первоначально — ко всем священникам, пользовавшимся правом благословения. Имеются свидетельства того, что в VI в. некоторые епископы ещё назывались папами. Но, начиная с VII в., по настоящее время сан папы давался уже исключительно римскому и александрийскому епископам, при этом в Константинопольской православной церкви сохранялся титул «протопапа» — главный священник (после патриарха) в Соборе святой Софии или в Большом дворце.
Образовавшееся позднее Папское государство охватило большую часть Аппенинского полуострова, но в 1870 г. было ликвидировано Итальянским королевством. В результате возник так называемый «Римский вопрос». В 1926 г. между Папским престолом и правительством Бенито Муссолини начались переговоры для разрешения «Римского вопроса». Три документа, составивших Соглашение между Италией и Святым престолом, были подписаны в феврале 1929 г. в Латеранском дворце государственным секретарём Гаспарри и Муссолини. Латеранские соглашения остаются действующими. Италия признала суверенитет Папского престола над Ватиканом — восстановленным Церковным государством площадью в полтора квадратных километра. Ватикан и Италия взаимно обменялись послами.
В 1984 г., после успешных переговоров с Италией, были изменены некоторые устаревшие пункты Соглашений, в основном касающиеся государственного статуса Католической Церкви в Италии.

Город-государство Ватикан

На картинке: Владимир Путин и Иоанн Павел II
В начале 1990-х Ватикан установил дипломатические отношения со странами Восточной и Центральной Европы, которые ранее находились под управлением коммунистических партий, а также с рядом государств бывшего Советского Союза.