Культура России

Рисунок Л. Левченко

Россия не только самая большая страна в территориальном отношении, но и страна с богатым культурным наследием.

Решающее влияние на русскую культуру имело принятие ею христианства – с этого момента культура страны развивается в русле православия, на нём основана вся национальная культура.
Нельзя не учитывать и язычество, исповедовавшееся в различных формах и наложившее отпечаток на русскую культуру, а также влияние монголо-татар и Западной Европы. Всё это многообразное наследие и составило ту русскую культуру, которой гордится каждый россиянин.

Литература

Древнерусская литература

Она дошла до наших дней в виде памятников повествовательного или религиозного характера. Самые известные памятники древнерусской литературы: «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати», «Память и похвала русскому князю Владимиру», «Житие Феодосия Печерского», «Сказание о Борисе и Глебе», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Задонщина», «Повесть о житии Александра Невского» и многие другие.
В XVI в. образцом эпистолярного жанра является переписка царя Иоанна Грозного с князем Курбским. Именно в это время через польское влияние начинается знакомство с западной литературой.
Народное творчество существовало в жанрах былин и сказок.

«Повесть временных лет»

В летописи охвачен период истории с библейских времён до 1117 г. Автором летописи был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, живший на рубеже XI-XII вв. Современные исследователи утверждают, что существовали и более ранние летописные своды.

Культура России

М. Антокольский «Нестор-летописец»

Из «Повести временных лет» мы узнаём о своём происхождении как славянской нации. Оказывается, после того как три сына Ноя поделили между собой землю, третьему сыну, Яфету, достался северо-запад. Потомками Яфета являются варяги, немцы, русь, шведы. Вначале человечество составляло народ, но после вавилонского столпотворения из яфетидов выделились норики, которые являются славянами. Прародиной славян были берега реки Дунай в районе Венгрии, Иллирии и Болгарии. Вследствие агрессии волохов (название румын и всего восточно-романского населения Балкан и Карпат) часть славян ушла на Вислу (поляки), а другая – к Днепру (древляне и поляне), к Двине (дреговичи) и озеру Ильмень (словене). Расселение славян относится ко времени апостола Андрея, который посещал славян на Ильмене. Поляне основали Киев и назвали его в честь своего князя Кия. Другими древними славянскими городами названы словенский Новгород и кривичский Смоленск.

Светская литература

Родоначальником светской литературы считается протопоп Аввакум, который написал в XVII в. «Житие протопопа Аввакума». Он положил начало жанру автобиографии. Аввакум страстно обличал церковную реформу патриарха Никона, за что жестоко преследовался, был отправлен в ссылку в Сибирь, перенёс нечеловеческие мучения и лишения вместе с семьёй, провёл в земляной тюрьме 15 лет, но не был сломлен в основах веры и в 1682 г. сожжён на костре.
Язык «Жития» живой, богатый, искренний. В приведённом маленьком отрывке можно почувствовать всю тяжесть ситуации, а также преданности протопопа и его жены друг другу, как сказали бы мы сейчас, увидеть силу взаимопонимания.
«Таже с Нерчи реки паки назад возвратилися к Русе. Пять недель по льду голому ехали на нартах. Мне под робят и под рухлишко дал две клячки, а сам и протопопица брели пеши, убивающеся о лед. Страна варварская, иноземцы немирные; отстать от лошадей не смеем, а за лошедьми итти не поспеем, голодные и томные люди. Протопопица бедная бредет-бредет, да и повалится, — кользко гораздо! В ыную пору, бредучи, повалилась, а иной томной же человек на нее набрел, тут же и повалился; оба кричат, а встать не могут. Мужик кричит: «матушка-государыня, прости!» А протопопица кричит: «что ты, батько, меня задавил?» Я пришел, — на меня, бедная, пеняет, говоря: «долго ли муки сея, протопоп, будет?» И я говорю: «Марковна, до самыя смерти!» Она же, вздохня, отвещала: «добро, Петровичь, ино еще побредем».

Культура России

Г. Мясоедов «Сожжение протопопа Аввакума»

В этом же веке зарождается и поэзия (Симеон Полоцкий и Сильвестр Медведев).

Литература XVIII века

В XVIII в. начинается бурное развитие светской литературы, и крупнейшими её представителями являются В. Тредиаковский, А. Кантемир, М. Ломоносов, Г. Державин, Н. Карамзин; драматурги А. Сумароков и Д. Фонвизин. Каждый из них внёс свой вклад в развитие русской литературы и в какой-то степени был новатором:

Культура России

Портрет В. Тредиаковского. Автор неизвестен

Тредиаковский провел реформу русского стихосложения.

Культура России

Портрет А. Кантемира. Автор неизвестен

Кантемир развивал силлабическую систему, а также ввёл в лексику русского языка слова «идея», «понятие», «депутат», «начало», «наблюдение», «естество», «вещество».
Ломоносов в 1748 г. написал «Риторику», которая стала первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей лучшие произведения отечественной словесности. Пособие Ломоносова было первым общедоступным руководством по красноречию. В «Российской грамматике» он выработал основы и нормы русского языка, разработал понятия о частях речи, правописание и произношение слов. Орфоэпические нормы опирались на «московское наречие». Ломоносов ввёл понятие художественно-выразительных приёмов.
Разработал стилистическую систему русского языка – теорию трёх штилей (книга «Рассуждение о пользе книг церковных в российском языке»). Осуществил совместно с Тредиаковским силлабо-тоническую реформу.

Культура России

Памятник Державину в Петрозаводске

Поэзия Державина представляет собой вершину русского классицизма. В понимании Державина, предназначение поэта – прославление великих поступков и порицание дурных. В его поэзии человек предстаёт как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Вот как он оплакивает кончину полководца А. Суворова:
Что ты заводишь песню военну
Флейте подобно, милый снигирь?
С кем мы пойдём войной на Гиену?
Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?
Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?
Северны громы в гробе лежат.
(«Снигирь», 1800)

Культура России

В. Тропинин «Портрет писателя и историка Н. Карамзина»

Карамзин в русской литературе явился основателем нового художественного стиля – сентиментализма, пришедшего на смену классицизму. Его повесть «Бедная Лиза» имела огромный успех у читателей и обогатила русское самосознание идеалами чувства и сопереживания, внимания к душе «маленького человека». Кроме того, Карамзин был автором «Истории государства российского», не оконченной им в связи с кончиной.

Культура России

А. Лосенко «Портрет Сумарокова»

Сумароков испробовал все жанры, существовавшие тогда в литературе: оды (торжественные, духовные, философские, анакреонтические), эпистолы (послания), сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии. В стихосложении он использовал все существовавшие тогда размеры, делал опыты в области рифмы, применял разнообразные строфические построения.

Культура России
Д. Фонвизин. Гравюра. Автор неизвестен

Фонвизин – «сатиры смелой властелин» - живо показал и обличил русскую действительность своего времени, за что встретил непонимание и резкое неодобрение в лице императрицы Екатерины II, запретившей Фонвизину издавать пятитомное собрание сочинений.

Золотой век русской литературы

Культура России

В. Перов «Портрет писателя Ф.М. Достоевского»

Так называют XIX в., который дал России (и миру) много гениальных и талантливых писателей и поэтов. Конечно же, даже просто перечислить всех в рамках одной статьи не представляется возможным, но назовём самые значимые имена: С. Аксаков, Е. Баратынский, А. Бестужев, И. Бунин, Н. Гарин-Михайловский, В. Гаршин, А. Герцен, А. Гессен, В. Гиляровский, П. Гнедич, Н. Гоголь, И. Гончаров, А. Грибоедов, Д. Григорович, В. Даль, Ф. Достоевский, А. Дружинин, П. Ершов, братья А.и В. Жемчужниковы, В. Жуковский, М. Загоскин, И. Крылов, А. Куприн, В. Кюхельбекер, М. Лермонтов, Н. Лесков, Д. Мамин-Сибиряк, В. Одоевский, А. Плещеев, А. Пушкин, М. Салтыков-Щедрин, В. Соллогуб, С. Степняк-Кравчинский, К. Толстой, А. Толстой, Л. Толстой, И. Тургенев, Ф. Тютчев, Г. Успенский, А. Фет, А. Кольцов, Н. Некрасов и др.

Культура России

И. Репин «Портрет И.С. Тургенева»

Творчество большинства названных писателей изучается в школе, поэтому нет нужды подробно останавливаться на этом. Скажем лишь об общей тенденции литературы XIX в.
Русская классическая литература XIX в. в основном развивается в ключе «вечных тем». Русские писатели стремились разобраться в сложных вопросах бытия и поэтому в своих произведениях размышляли о смысле жизни, о сущности человека, о законах жизни и Вселенной, о Боге... Но все эти «проклятые» вопросы они пытались разрешить через призму русского мировоззрения и русского характера. В то же время писатели XIX в. были заняты поиском «героя своего времени», нового человека, и он являлся читателям то в образе грибоедовского Чацкого, протестующего против старых обычаев и порядков и по-новому трактующего такие понятия, как патриотизм, свобода, ум, образованность; то в образе тургеневского Базарова, не созидающего новое на платформе доброго старого, а только лишь отрицающего всё и вся; то в образе пушкинского Евгения Онегина, развращённого «светом», пресыщенного любовными приключениями и уставшего от бестолковости своей жизни. Но в романе А. С. Пушкина намечено нравственное возрождение героя и дан образец благородства и нравственной чистоты в образе Татьяны.

Культура России

П. Заболотский «Портрет Лермонтова»

А вот герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» полностью погружен в беспросветное отчаяние от невозможности понять смысл жизни вообще и своей в частности. В результате он чувствует себя лишним в этом мире, потому что даже чувство любви не приносит ему счастья, мало того, он постоянно разрушает счастье других людей, лишь только соприкоснувшись с ними.
Другой герой русской литературы хочет проверить, является ли он сильной личностью или только «тварью дрожащей», чем является, по его мнению, большинство людей. Эксперимент, который он проводит над собой, показал, что ему далеко до Наполеона, и именно это открытие о самом себе более его потрясло, а не смерть старухи. Путь Раскольникова к свету и истине долог, но писатель даёт надежду, что этот путь герой совершит. В поисках себя и своего места в жизни, её гармонии находятся и герои эпопеи Толстого «Война и мир». Пьер Безухов находит эту гармонию в семейном счастье и служении Отечеству, но путь к этому пониманию был очень долог и сложен, через мучительные разочарования и ошибки. Андрей Болконский, человек тонкий, с обострённым чувством собственного достоинства, также пошёл вначале по ложному пути, имея для себя образцом личность Наполеона. И он находит просветление и истину, но, к сожалению, только накануне своей смерти.
И другие герои литературы XIX в. являют нам разнообразие личностей и путей их усовершенствования, помогая тем самым каждому из нас находить ответы на «вечные вопросы».

Серебряный век русской поэзии

Условно этот период охватывает около 30 лет: рубеж 80-90 годов XIX в. и первые два десятилетия XX в. «Серебряным» он назван по аналогии с «золотым»: и по количеству поэтов, и по масштабу их творчества. В справочниках о поэтах серебряного века указывается более 150 имён. Этот период отмечен также и разнообразием направлений и объединений.

Символизм

Культура России

Д. Мережковский

Это направление явилось результатом кризиса европейской культуры. Он проявился в пересмотре моральных ценностей, утрате веры в силу научного сознания, увлечении идеалистической философией. Представителей серебряного века больше интересовали не злободневные социальные вопросы, а глобальные философские.
Наиболее известные символисты: Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, Н. Минский, В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.

Акмеизм

Культура России

Н. Гумилёв

Акмеизм противостоял символизму и провозглашал материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Крупнейшие акмеисты: Н. Гумилёв, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, Г. Иванов и др.

Футуризм

Культура России

И. Северянин

Первое авангардное течение в русской литературе. Футуристы видели себя представителями искусства будущего, выдвигали идею разрушения культурных стереотипов, а взамен предлагали апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и будущего. Футуристы не были едины в своём мировоззрении, в их среде выделялись следующие группировки: эго-футуризм во главе с Игорем Северянином (культивирование рафинированных ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие), кубофутуризм (демонстративный отказ от эстетических идеалов прошлого, эпатаж, активное использование авторских неологизмов) – В. Хлебников, Е. Гуро, Давид и Николай Бурлюки, В. Каменский, В. Маяковский, А. Кручёных и др.

Имажинизм

Культура России

С. Есенин

Целью их творчества было создание образа. Основное выразительное средство имажинистов – метафора. Для имажинистов характерны эпатаж, анархические мотивы. Основатели имажинизма: А. Мариенгоф, В. Шершеневич и С. Есенин. К ним примыкали Р. Ивнев и Н. Эрдман.

Крестьянские поэты

Культура России

Н. Клюев

Они писали о труде и быте крестьянина, о драматических и трагических моментах его жизни, о радости слияния крестьянина с миром природы, о чувстве неприязни к жизни душного, шумного, чуждого живой природе города. Известными крестьянскими поэтами этого периода были С. Дрожжин, Н. Клюев, П. Орешин, С. Клычков. Примыкал к течению и С. Есенин.
Были поэты, которые не принадлежали ни к каким группировкам, а сами по себе являлись выразителями своего времени. К таким поэтам можно отнести, например, М. Цветаеву.

Литература XX века

После Октябрьской революции русская литература раскололась на два лагеря: советскую литературу и литературу русского зарубежья. Писатели, покинувшие страну в связи с революцией и жившие в эмиграции, в основном сосредоточились на темах, касавшихся дореволюционной России, и на воспоминаниях о ней. Издалека, в добровольном (а иногда и не добровольном) изгнании Россия виделась им такой милой, благостной и «потерянной», что произведения эти невозможно читать без слёз, так сильна их любовь к родине и так горька потеря. Здесь можно назвать имена писателей И. Бунина («Жизнь Арсеньева», «Тёмные аллеи»), И. Шмелёва («Лето Господне», «Богомолье»), М. Осоргина («Сивцев Вражек»), А. Толстого («Детство Никиты»), Марка Алданова, М. Цветаевой. Другая тема писателей русского зарубежья – тема революции. Об этом писали, например, А. Ремизов («Взвихренная Русь»), И. Бунин («Окаянные дни»), И. Шмелёв («Солнце мёртвых»), А. Аверченко («Дюжина ножей в спину революции»).
Писатели и поэты, оставшиеся в России, также писали о революции: А. Блок (поэма «Двенадцать»), В. Маяковский («Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!»), С. Есенин («Анна Снегина»), В. Брюсов, Б. Пильняк («Голый год»), М. Горький («Враги», «Жизнь Клима Самгина»), А. Серафимович («Железный поток»), А. Толстой (вернувшийся из эмиграции) («Хождение по мукам»). Некоторые писатели не касались политики и всецело погрузились в мир природы и человека: В. Арсеньев («Дерсу Узала»), М. Пришвин.

Культура России

И. Бабель

В то же время выросло новое поколение писателей, которое воспевало достижения революции и видело в ней будущее России или критиковало всё то, что она принесла с собой. К первой группе относились писатели М. Шолохов («Донские рассказы», «Тихий Дон»), А. Фадеев («Разгром»), И. Бабель («Конармия»), Д. Фурманов («Чапаев»), Н. Островский («Как закалялась сталь»), Н. Погодин (драматическая трилогия), М. Светлов, Э. Багрицкий, Б. Лавренев («Сорок первый»), другие повести, рассказы, пьесы.
Писатели второй группы видели в произошедшем бедствие, а последствия революции представляли как разрушающее явление. Или изображали революцию и её последствия в сатирическом виде. Это М. Булгаков («Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»), А. Платонов («Чевенгур», «Котлован»), Ю. Олеша («Зависть»), М. Зощенко (рассказы), Е. Замятин («Мы»), И. Эренбург («Хулио Хуренито»), Ильф и Петров в («12 стульев», «Золотой телёнок»). Происходившие в те года бурные преобразования (индустриализация, коллективизация) также не могли не отразиться в литературе: В. Катаев «Время, вперёд!», Л. Леонов «Соть», «Скутаревский», Б. Пильняк «Волга впадает в Каспийское море», К. Федин «Города и годы», «Братья», «Похищение Европы», М. Шолохов «Поднятая целина», А. Твардовский «Страна Муравия» и др.
Тема истории была отражена в романах А. Толстого «Пётр I», Сергеева-Ценского «Преображение России», Ю. Тынянова «Кюхля», «Пушкин», А. Новикова-Прибоя «Цусима» и др.
Появился новый, особенный жанр фантазии, уходившей в вымышленные страны с вымышленными героями, казалось бы, очень далёкими от всего, что происходило в стране – творчество А. Грина, мечтателя и талантливого писателя.

Культура России

Александр Грин

Смело завила о себе научная фантастика в творчестве писателей А. Беляева («Человек-амфибия», «Борьба в эфире»), В. Обручева («Плутония», «Земля Санникова»), А. Толстого («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина») и др.
Развивалась драматургия.

Литература Великой Отечественной войны

Первой на события откликнулась лирика: А. Твардовский, К. Симонов, Я. Смеляков, Д. Кедрин, погибшие на войне : М. Кульчицкий, Э. Багрицкий, П. Коган. В конце войны и сразу же после неё появились уже более крупные произведения, осмысливавшие то, что произошло со страной: М. Шолохов («Судьба человека»), К. Симонов («Дни и ночи», «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются»), В. Катаев («Сын полка»), А. Фадеев («Молодая гвардия»), Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» и др.

Послевоенная литература

В 60-70 гг. громко заявила о себе «лейтенантская проза» - произведения писателей, прошедших войну и теперь рассказывающих о ней не с позиций ура-патриотизма, а от первого лица: Василь Быков, В. Астафьев, Алесь Адамович, Г. Бакланов, А. Бек, В. Богомолов, Ю. Бондарев, Б. Васильев, К. Воробьёв, В. Кондратьев, В. Некрасов, А. Приставкин, П. Проскурин и др.

Культура России

В. Распутин

В деревенской прозе проявили себя писатели В. Шукшин, В. Распутин, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Белов, В. Липатов, Е. Носов, Б. Можаев, В. Чивилихин, С. Залыгин, В. Крупин.
Много писалось для театра (А. Арбузов, А. Вампилов, А. Володин, В. Розов), в области научной фантастики (Стругацкие, И. Ефремов, А. Казанцев, Кир Булычёв и др.). Начинала выходить из подполья лагерная проза: А. Солженицын, В. Шаламов, Е. Гинзбург, В. Гроссман, А. Рыбаков, Ю Домбровский, В. Дудинцев и др.

Культура России

Р. Рождественский

В 60-е годы получила необыкновенную популярность гражданская поэзия – выступления поэтов собирали стадионы. Особенно популярным было творчество поэтов А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной.

Культура России

Появилась русская бардовская песня: Булат Окуджава, Новелла Матвеева, Александр Галич, Юрий Визбор, Александр Городницкий, Александр Дольский, Сергей Никитин, Юлий Ким, Владимир Высоцкий и др.

Современная литература

Современная литература развивается в русле различных направлений и стилей: военная проза (В. Астафьев, О. Ермаков, А. Бабченко и др.), деревенская проза (В. Распутин, Б. Екимов, В. Личутин и др.), постмодернистская (А. Битов, В. Аксенов, Э. Лимонов, Т. Толстая, В. Пелевин, Л. Улицкая, Н. Пьецух и др.), а также неореалистическая, сатирическая, авангардистская.

Детская литература XX века

Её представители: К. Чуковский, А. Барто, С. Маршак, С. Михалков, Г. Остер, Г. Сапгир, И. Токмакова, Б. Заходер, также замечательный переводчик, познакомивший русскую литературу с мировой детской классикой.
Прозаики Л. Кассиль, Н. Носов, В. Драгунский, В. Голявкин, сочинявшие рассказы, в которых повествование идёт от лица непосредственного и озорного мальчика, А. Гайдар, В. Сутеев, сочинитель сказок, иллюстратор и аниматор, В. Губарев, А. Алексин, Э. Шим, Э.Успенский, автор знаменитого Чебурашки.

Изобразительное искусство

Его начало – в иконописи, которая начала развиваться в конце X в. в связи с крещением Руси. Иконопись оставалась главным явлением древнерусской культуры до конца XVII в., когда в петровскую эпоху иконопись стала существовать наряду со светскими видами изобразительного искусства. Ещё в домонгольский период существовали иконописные школы Киева, Новгорода, Владимиро-Суздальского княжества, затем Псковская и Московские школы. Русская иконопись унаследовала традиции византийских мастеров. В то же время на Руси зародились свои традиции. Но расцвет русской иконописи начался в XV в., в период творчества Андрея Рублёва. Он является наиболее известным и почитаемым мастером московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV в.

Культура России

"Троица" А. Рублёва

Кроме А. Рублёва, известными иконописцами были Даниил Чёрный, Симон Ушаков и др. Богатое собрание икон находится в Третьяковской галерее.

Живопись XVIII века

Любите живопись, поэты,
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Н. Заболоцкий

В XVIII в. русская живопись в основном отличается портретным мастерством: известны портреты Д. Левицкого, В. Боровиковского, Ф. Рокотова, И. Аргунова и др.

Культура России

В. Боровиковский «Портрет Лопухиной»

Живопись XIX века

В первой половине XIX в. своим творчеством покоряли О. Кипренский, К. Брюллов, А. Иванов. У каждого из них был свой почерк, своя тематика, но объединяло их творчество то, что оно было приближено к совершенству.

Культура России

А. Иванов "Явление Христа народу"

Картину «Явление Христа народу» А. Иванов писал 20 лет (1836-1857).
Во второй половине XIX в. преобладает реалистическая живопись, наполненная социальной тематикой, особенно в творчестве художников-передвижников.
Товарищество передвижных художественных выставок (Передви́жники) – творческое объединение российских художников. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И. Крамской, Г. Мясоедов, Н. Ге и В. Перов.

Культура России

И. Крамской "Христос в пустыне"

Передвижники вели активную просветительскую деятельность, организуя передвижные выставки. В состав передвижников в разное время входили И. Репин, В. Суриков, Н. Дубровский, В. Маковский, И. Прянишников, А. Саврасов, И. Шишкин, В. Максимов, К. Савицкий, А. Васнецов, В. Васнецов, А. Куинджи, В. Поленов, Н. Ярошенко, И. Левитан, В. Серов, А. Корин, А. Архипов, В. Бялыницкий-Бируля, И. Крамской, В. Перов и др. Картины этих художников известны каждому школьнику.
К концу XIX в. в русской живописи появляются черты импрессионизма (В. Серов, И. Левитан).

Живопись XX века

Искусство начала XX в., в том числе и живопись, ищет новые пути и формы выражения. Возникает много новых направлений: символизм, авангардные течения.
В символизме самым значительным было творчество М. Врубеля. Он был автором живописных полотен, декоративных панно, фресок и книжных иллюстраций.

Культура России

М. Врубель "Царевна-лебедь"

Крупнейшими художниками авангардизма были В. Кандинский и К. Малевич.
XX век дал России огромное количество художников, которых даже перечислить невозможно в рамках одной статьи. Назовём хотя бы некоторые имена: И. Грабарь, А. Рылов, Н. Крымов, И. Бродский, Б. Иогансон, С. Герасимов, З. Серебрякова, Ю. Васнецов, П. Кончаловский, Т. Яблонская, К. Юон, В. Мешков, А. Пластов, Н. Ромадин, С. Чуйков, А. Дейнека, М. Сарьян, Ф. Решетников...
Выдающимся художником современности является Илья Глазунов.

Культура России

И. Глазунов «Вечная Россия»

Это полотно И. Глазунов посвятил 1000-летию крещения Руси, хотя изображенные им события уходят в глубь тысячелетий, к корням происхождения русской цивилизации. Художник представил историю вечной России в виде нескончаемого народного шествия, крестного хода, берущего начало от Софии Константинопольской и Киевской, храма Покрова на Нерли, древних стен Московского Кремля, в начале которого ярко выделяются образы православных святых, государственных и общественных деятелей,полководцев, писателей, художников, учёных, композиторов, создававших, возвышавших и защищавших Россию.

Архитектура

Древняя Русь

В русской архитектуре выделяются традиции русского деревянного зодчества и византийские традиции каменного и кирпичного зодчества.
Ранние православные церкви были деревянными. Первой каменной церковью древнерусского государства была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 г. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема.

Культура России

Десятинная церковь в XIX в.

Мы уже говорили о храме Покрова на Нерли. Одним из шедевров древнерусской архитектуры является и Софийский собор в Новгороде. Это древнейший сохранившийся храм на территории России, построенный славянами. Его воздвигли по указу Владимира, сына Ярослава Мудрого. Собор отличается монументальностью, простотой, отсутствием излишней декоративности.

Культура России

Софийский собор в Новгороде

Успенский собор на Городке в Звенигороде — один из полностью сохранившихся белокаменных московских храмов данного периода. Это небольшой крестово-купольный четырехстолпный храм, увенчанный одним куполом. Изящество пропорций и красота богатого декоративного убранства выделяют храм из числа других соборов того же времени.

Культура России

Успенский собор на Городке

Самым известным памятником архитектуры XVI в. является Храм Василия Блаженного, который строился в 1554-1560 гг. Храм Василия Блаженного, или Покровский Собор, был построен по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани. Автором проекта, по одной из версий, стал псковский зодчий Постник Яковлев. Памятник является одним из самых узнаваемых символов Москвы и России.

Культура России

Храм Василия Блаженного

Деревянная архитектура, древнейший вид архитектуры на территории России. В основном это касалось жилых помещений. В культовом строительстве дерево активно вытеснялось камнем, поэтому вершин развития деревянная архитектура достигла на Русском Севере.
Северные русские храмы разнообразны по стилям и формам. Одним из самых распространенных архитектурных типов стал шатровый храм. Самой распространенной причиной появления шатра в деревянной архитектуре считается чрезвычайная трудность при исполнении традиционного купола из дерева. Строительство самой ранней из известных шатровых церквей относят к 1501 году, тогда была возведена Климетовская церковь в погосте Уна. Известны деревянные шатровые храмы: Успенская церковь в Варзуге, церковь в Панилове Архангельской области и др. Наиболее известным деревянным многоглавым храмом является Преображенская церковь на острове Кижи.

Культура России

Преображенская церковь на острове Кижи

Она увенчана двадцатью двумя главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Основана она в 1714 г. Также известны девятиглавая Покровская церковь в Кижах, двадцатиглавый храм Вытегорского посада и др.

Российская империя

Культура России

Большой петергофский дворец. Архитектор Жан-Батист Леблон

Мощным толчком к развитию архитектуры России явилось основание Санкт-Петербурга и деятельность Петра I. Петровское барокко – архитектурный стиль, основанный на образцах шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. Но лишь первые памятники архитектуры (например, Петропавловский собор в Петербурге) избежали русского влияния. Несмотря на обилие иностранных архитекторов, в России начинает формироваться новая собственная архитектурная школа.
Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. К числу первых строителей Петербурга принадлежат Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны и архитектурной школы, которую он представлял.
Затем наступает елизаветинское барокко, которому свойственны масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота. В этот период русской архитектуры связан с именем выдающегося архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях: Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф.

Культура России

Зимний дворец

В 1760-х годах на смену барокко постепенно приходит классицизм. Центрами русского классицизма стали Санкт-Петербург и Москва. В Петербурге его мастерами были И. Старов и Д. Кваренги. Таврический дворец работы Старова является одним из наиболее типичных классицистических зданий Петербурга

Культура России

Таврический дворец

В начале XIX в. появляется стиль ампир. Его появление и развитие в России связывают с именами архитекторов А. Воронихина, А. Захарова и Жан Тома де Томон. Одним из лучших произведений Воронихина является Казанский собор в Петербурге (1801-1811) и здание Горного института (1806-1811).

Культура России

Казанский собор

К известным творениям французского архитектора де Томона принято относить здание Большого театра в Петербурге (1805), а также здание Биржи (1805-1816). Перед зданием архитектор установил две ростральные колонны со скульптурами, символизирующими великие русские реки: Волгу, Днепр, Неву и Волхов.

Культура России

Здание биржи и одна из ростральных колонн

Шедевром архитектуры классицизма XIX в. принято считать построенный по проекту Захарова комплекс зданий Адмиралтейства (1806-1823).
Последним крупным архитектором в стиле ампир стал российский архитектор Карл Иванович Росси. По его проекту были построены Михайловский дворец (1819-1825), здание Главного штаба (1819-1829), здание Сената и Синода (1829-1834), Александринский театр (1832).
Крупнейшими московскими архитекторами Российской империи принято считать В. Баженова и М. Казакова, сформировавших архитектурный облик Москвы того времени. Одним из самых известных классицистических зданий Москвы считается Дом Пашкова (1774-1776), построенный по проекту Баженова.

Культура России

Дом Пашкова

В начале XIX в. в московской архитектуре также начинает преобладать ампир. Крупнейшими московскими архитекторами данного периода были О. Бове, Д. Жилярди и А. Григорьев.

Архитектура XIX-XX веков

В это время наблюдается возрождение интереса к древнерусскому зодчеству, что породило «псевдорусский стиль», в котором на новом технологическом уровне происходило частичное заимствование архитектурных форм древнерусского и византийского зодчества. Основателем «русско-византийского стиля» считают К. Тона, работавшего в середине XIX в. К числу главнейших его творений относится Храм Христа Спасителя (1860) и Большой Кремлёвский дворец (1838-1849).

Культура России

Храм Христа Спасителя (современный вид)

Послереволюционная архитектура

Она характеризуется отказом от старых форм и поиском новых. Получают развитие авангардные течения, создаются проекты фундаментальных строений в новых стилях. Примерами такого рода работ является творчество В. Татлина. Им создается проект Башни Татлина, посвященной III Интернационалу. А в сталинский период архитектурное искусство пришло к тоталитарной эстетике, характеризующейся приверженностью к монументальным формам, часто граничащим с гигантоманией, жёсткой стандартизацией форм и техник художественного представления.

Культура России

Главное здание МГУ

В конце 1940-х – начале 1950-х в Москве строятся «сталинские высотки», ставшие классическими образцами сталинской архитектуры: Главное здание МГУ на Воробьёвых горах, жилой дом на Котельнической набережной, гостиница «Украина», здание Министерства иностранных дел, жилой дом на Кудринской площади, высотное здание на площади Красных Ворот и гостиница «Ленинградская». Среди памятников сталинской архитектуры – комплекс павильонов ВСХВ, станции московского метро. В массовом жилищном строительстве здания сталинской эпохи известны как «сталинки».
В 1960 г. (во времена Хрущева) начинается строительство Государственного Кремлёвского дворца по проекту архитектора М. Посохина. В 1960-х годах появляются здания, символизирующие будущее и технический прогресс: Останкинская телебашня в Москве по проекту Н. Никитина. С 1965 по 1979 гг. проходило строительство Белого дома в Москве. Типовая архитектура продолжала свое развитие до распада СССР, а в меньших объемах существует и в современной России.

Современная архитектура

Она очень многообразна. В крупных городах появились небоскрёбы и футуристические проекты, а также разнообразное индивидуальное строительство. Единого стиля в архитектуре не наблюдается.

Культура России

Москва-Сити

Музыка

Единственной формой отечественной профессиональной музыки до конца XVII в. являлось церковное пение. К XV-XVI вв. русский знаменный распев представлял собой вполне самобытное художественное явление. С середины XVII в. утверждается новый стиль хорового многоголосия – партес, распространяемый в Москве певцами украинского, белорусского и польского происхождения и основанный на нормах западноевропейского гармонического письма.
Реформы Петра I дали толчок развитию русской культуры в русле европейской культуры, в том числе это касалось и музыки. Большое влияние оказывают музыканты-иностранцы, работавшие при петербургском императорском дворе. Во второй половине XVIII в. в России действовало несколько крепостных театров, появились первые публичные театры в Москве и Петербурге; они ставили оперы и балеты, в которых выступали русские певцы и танцовщики. Наиболее популярным жанром эпохи была опера – как зарубежная, так и русская. С инструментальными композициями И. Хандошкина и Д. Бортнянского связано начало формирования национальной композиторской школы.

Культура России

Д. Бортнянский

Настоящий расцвет классической музыки в России начался в XIX в. Первыми национальными классиками русской музыки считаются А. Даргомыжский и М. Глинка. Гений М. Глинки проявился в разных жанрах: симфоническом, камерно-вокальном, камерно-инструментальном. Но высшим достижением композитора стали его оперы – патриотическая народная трагедия «Жизнь за царя» (1836) и эпическая сказка «Руслан и Людмила» (1842).

Культура России

М.И. Глинка

Они были написаны на уровне лучших европейских произведений той эпохи, но в то же время были вполне самобытными по стилю и во многом определили преимущество оперного жанра в русской музыке XIX в. и пути его развития.
С середины XIX в. музыкальная жизнь в России развивается очень бурно: появляется много новых имён, основываются Петербургская и Московская консерватории, музыкальные классы и Бесплатная музыкальная школа, созданная Ломакиным и Балакиревым. Открываются Московская частная русская опера Саввы Мамонтова и Опера Зимина, осуществившие массу постановок новых русских и зарубежных опер.
Некоторых композиторов того времени смело можно назвать гениальными: М. Мусоргский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, С. Рахманинов, А. Скрябин. О произведениях некоторых композиторов (Мусоргского, Чайковского, Прокофьева и др.) невозможно говорить о направлении в музыке. Стиль их произведений имеет ярко выраженный авторский характер.
Среди классических оперных певцов особенно выделяется Фёдор Шаляпин.

Культура России

Ф. Шаляпин

Серебряный век был эпохой расцвета отечественной музыкальной культуры во всех ее областях (творческой, исполнительской, исследовательской). Ситуация резко изменилась после революционного переворота 1917 г. Многие музыканты покидают Россию: С. Рахманинов, А. Глазунов, И. Стравинский, С. Прокофьев, Н. Метнер, А. Гречанинов и др. На родину вернулся в 1930-х годах только Прокофьев. Уехали также многие талантливые исполнители, в том числе и Ф. Шаляпин. Но все они в своем зарубежном творчестве развивали традиции и идеи, заложенные в русский период их жизни, поэтому их деятельность в разных странах рассматривается как часть целостной истории русской художественной культуры XX в.
Но развивалась в это время музыка и в собственном Отечестве: Д. Шостакович, Н. Мясковский, Б. Асафьев, Р. Глиэр, М. Ипполитов-Иванов, Ю. Шапорин продолжали лучшие традиции русской классической музыки.
Во второй половине 1950 – начале 1960-х годов появились новые тенденции: возвращение к национальным духовным истокам и освоение опыта мировой культуры XX в. В первом направлении ведущей фигурой являлся Георгий Свиридов (1915–1998) со своими последователями (В. Гаврилин), во втором – Альфред Шнитке, София Губайдулина, Родион Щедрин и др.

Культура России

Р. Щедрин

Музыка в СССР развивалась в различных жанрах: эстрадная, поп-музыка (София Ротару, Муслим Магомаев, Лев Лещенко, Иосиф Кобзон,Алла Пугачёва, Валерий Леонтьев, ансамбль «Веселые ребята», ансамбль «Песняры», ансамбль «Цветы», рок-музыка (наиболее известны группы «Машина времени», «Аквариум», «Зоопарк», «Наутилус Помпилиус», «Кино», «Алиса», «Любэ», «Ария», «ДДТ»), бардовская песня (В. Высоцкий, Б. Окуджава, Ю. Визбор, А. Галич), джаз (Г. Гаранян, И. Бутман и др.), театральная музыка, музыка кино.

Культура России

Ю. Визбор

И сейчас в России не останавливается музыкальная жизнь. Но нужно определённое время, чтобы ушло всё второстепенное, а истинное осталось - «...большое видится на расстоянии».

Далее читайте на нашем сайте: Достопримечательности Росии http://ency.info/strany/strany-vostochnoy-evropi/162-dostoprimechatelnosti-rossii