Слова с противоположным значением

Антонимия

Такие слова называются антонимами. 

Термин греческого происхождения: αntiί- – «против», onyma – «имя». Антонимы в основном принадлежат к одной части речи, они различны по звучанию и написанию и имеют прямо противоположные лексические значения: глубокий – мелкий; весело – грустно.

Слова с противоположным значением

Не каждое слово имеет свой антоним.
Если слово многозначно, то оно может ко всем своим значениям иметь один и тот же антоним: большой – маленький (стол), большая – маленькая (победа), большие – маленькие (дети).
Но многозначное слово может иметь к разным своим значениям разные антонимы: лёгкий – тяжёлый (чемодан), лёгкая – грузная (походка), лёгкое – трудное (задание), лёгкий – сильный (ветер), лёгкий – плотный (завтрак), лёгкое – суровое (наказание) и т.д.

Слова с противоположным значением

Антонимы по структуре

По структуре антонимы бывают:
разнокорневые (вперёд – назад; богатство – нищета; белый - чёрный);
однокорневые, которые образуются с помощью приставок, противоположных по смыслу: входить – выходить либо с помощью приставки, прибавляемой к исходному слову (монопольный – антимонопольный; друг – недруг; подземный – надземный).

Использование антонимов в художественной литературе

Антонимы широко используются в художественной литературе для выражения антитезы. Антитеза – стилистический оборот, в котором противопоставляются резко контрастные понятия.

Что ж делать?.. Речью неискусной
Занять ваш ум мне не дано...
Всё это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.

М.Ю. Лермонтов. Из стихотворения «Александре Осиповне Смирновой» (1840)

Использование антитезы в художественной или ораторской речи позволяет резко противопоставить понятия, положения, образы, состояния, связанные между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. У Ф. Петрарки есть сонет, полностью построенный на антитезе:

И мира нет – и нет нигде врагов;             Ф. Петрарка
Страшусь – надеюсь, стыну и пылаю;
В пыли влачусь – и в небесах витаю;
Всем в мире чужд – и мир обнять готов.

У ней в плену неволи я не знаю;
Мной не хотят владеть, а гнёт суров;
Амур не губит и не рвёт оков;
И жизни нет конца и мукам – краю.

Я зряч – без глаз; нем – вопли испускаю;
И жажду гибели – спасти молю;
Себе постыл – и всех других люблю;
Страданьем – жив; со смехом я – рыдаю;

И смерть и жизнь – с тоскою прокляты;
И этому виной, о донна, – ты!

Особенно часто прибегали к антитезе поэты с риторическим пафосом, например, В. Маяковский:

Наша сила – правда,                  Г. Егошин. Портрет В. Маяковского
ваша – лаврьи звоны.
Ваша – дым кадильный,
наша – фабрик дым.
Ваша мощь – червонец,
наша – стяг червонный.
Мы возьмём,
займём
и победим.

В. Маяковский «Киев» (1924)

Нередко антонимы используются в названиях произведений. Таким образом название становится особенно значащим и запоминающимся:

«Война и мир» Л.Н. Толстого;
«Толстый и тонкий» А.П. Чехова;
«Живые и мёртвые» К. Симонова;
«Горячий снег» Ю. Бондарева;
«Принц и нищий» М. Твена.

Антонимы часто встречаются в пословицах и поговорках, фразеологических оборотах: «с больной головы на здоровую», «мягко стелет, да жёстко спать».
Иногда слова сами по себе не являются антонимами, но становятся ими в определённом контексте. Такие антонимы называются авторскими:

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.
Не столь различны меж собой.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Ещё одно средство художественной выразительности, основанное на антонимии, – оксюморон. Оксюморон (греч. оxymõron – «остроумно-глупое») – намеренное соединение в художественной речи в одном словосочетании или предложении слов, несовместимых по значению и связанных друг с другом подчинительной зависимостью:

Слова с противоположным значением«Живые мощи» И.С. Тургенева;
«Мёртвые души» Н.В. Гоголя;
«Далёкое близкое» И.Е Репина.

В ту ночь мы сошли друг от друга с ума,
Светила нам только зловещая тьма,
Свое бормотали арыки,
И Азией пахли гвоздики.

А. Ахматова

С психологической точки зрения оксюморон представляет собой способ разрешения необъяснимой ситуации. Особенно часто оксюморон встречается в поэзии.

Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?

С. Есенин «Русь советская»

Оксюмороны нередко используются для описания объектов, совмещающих противоположные качества: «мужественная женщина», «женственный мальчик».
Самый настоящий оксюморон – название праздника Старый Новый год.