Роды́ и жанры художественной литературы

  • Печать

Роды́ и жанры художественной литературы

Выделяют три рода художественной литературы:

эпос, лирика, драма. Каждый род имеет свои жанры. Но до изобретения письменности существовало устное народное творчество (фольклор), и оно также создавало картины человеческой жизни. Рассмотрим и жанры фольклора. 

Эпос

Эпос – повествование о прошлых или предполагаемых событиях, изображённых объёмно, в пространственно-временной протяжённости. Эпос насыщен событиями (сюжет) и имеет характерные особенности: широту охвата действительности (изображает частную жизнь отдельных людей, события общественной жизни); раскрывает человеческие характеры, выражает отношение автора к героям и событиям. Начиная с XVIII в., термин «эпос» охватывает все жанры повествовательной литературы.

Жанры эпоса Роды́ и жанры художественной литературы

Крупные жанры:

роман-эпопея (обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях, включающее ряд крупных событий). Например, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Севастопольская страда» и «Преображение России» С.Н. Сергеева-Ценского, «Жизнь Клима Самгина» А.М. Горького, «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Хождение по мукам» А.Н. Толстого;
все виды романа (детективный, автобиографический, исторический и т.д.);
поэма-эпопея (например, поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»).

Средние жанры:

повесть (занимает промежуточное место между романом и рассказом). В древнерусской литературе «повестью» называли всякое повествование о каких-либо действительных событиях («Повесть о нашествии Батыя на Рязань», «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и др.), чья достоверность и актуальная значимость не вызывали сомнения у современников.
Иногда даже сами авторы свои произведения определяют в различных жанровых категориях: например, И.С. Тургенев сначала называл повестью «Рудина», а затем – романом. И всё-такие общую характеристику повести дать можно: это в основном отсутствие побочных сюжетных линий, ограниченное время действия, меньшее, чем в романе, количество персонажей.

Малые жанры:

рассказ – меньшая по объёму форма художественной прозы, чем повесть или роман;
поэма;
новелла – короткий рассказ, отличающийся стилем изложения;
очерк – полухудожественный-полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и люди. Например, «Очерки бурсы» Н.Г. Помяловского. Существуют различные виды очерков: портретный, проблемный, путевой, исторический;
эссе (из фр. essai «попытка, проба) – прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, подразумевающее впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету. Эссе граничит с публицистической статьёй и литературным очерком, а также с философским трактатом. Стилю эссе свойственны образность, афористичность, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию.
Некоторые теоретики рассматривают эссе как четвёртый род художественной литературы, наряду с эпосом, лирикой и драмой;
анекдот – короткая смешная история;
пословица – изречение в виде законченного предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме.
Без труда не вытащишь рыбку из пруда;
афоризм - оригинальная законченная мысль.
«Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало» (Мишель де Монтень);
басня (жанр дидактической литературы, в котором содержится краткое нравоучительное заключение (мораль). Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.

Народные формы эпоса:

сказка;
сага (повествовательное литературное произведение, записанное в Исландии в XIII-XIV вв. на древнеисландском языке. Некоторые авторы называют «сагой» свои произведения, в которых в эпичном стиле рассказаны семейные истории нескольких поколений. Например, «Сага о Форсайтах» Д. Голсуорси;
народная баллада;
легенда - письменное предание о каких-либо исторических событиях или личностях. В широком смысле – недостоверное повествование о фактах реальной действительности;
притча – короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение;

былина – древнерусская, позже русская народная эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории XI-XVI вв. и др.

Роды́ и жанры художественной литературы

Лирика Роды́ и жанры художественной литературы

Лирика – род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство. Термин произошёл от греч. λυρικός («исполняемый под звуки лиры»). Художественный образ в лирике основан на эмоциональном переживании. В лирике отсутствует сюжет как таковой, иногда отмечается всего лишь простейшая сюжетная линия. В лирическом произведении слово отличается особой зна́чимостью, смыслом, интонацией, ритмом. Смысл в лирике имеют даже паузы.

Жанры лирики

Стихотворение (романс).
Послание (эпистола) – письмо в стихах. Содержание послания может быть разнообразным: от философских размышлений до сатирических картин и эпических повествований. Автор послания обычно использует эпистолярный стиль, иногда – простой и дружеский тон, всё зависит от того, к кому оно обращено.

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

(А.С. Пушкин «В Сибирь»,1827)

Элегия – философское раздумье над сложными проблемами жизни.
В.А. Жуковский известен своими элегиями, хотя этот жанр был популярен в древнегреческой литературе, затем в западноевропейской литературе XVIII-XIX вв., а в русской литературе до Жуковского элегии писали Сумароков, Павел Фонвизин, Богданович, Аблесимов, Давыдов и др. В первой половине XIX в. поэты часто называли свои стихотворения элегиями (например, Батюшков, Баратынский, Языков и др.). Впоследствии это вышло из моды.
Ода – торжественная песня, посвящённая какому-либо событию, герою, или отдельное произведение такого жанра. Известна с античных времён.

О ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трех лицах божества!
Дух всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто всё собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем: Бог.

(Г.Р. Державин «Бог»,1784)

Эпиграмма – небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление. Эпиграмма известна со времён античности. В русской поэзии эпиграммы в первой половине XVIII в. писали Симеон Полоцкий и Феофан Прокопович; во второй половине XVIII в. –Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков и др. В XIX в. известны эпиграммы Жуковского, Пушкина.

Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И Совета он учитель,
А царю он – друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести,
Кто ж он? Преданный без лести,
<—> грошевой солдат.

(А.С. Пушкин. На Аракчеева)

Эпиграмма приобрела салонный характер и сблизилась с разновидностями альбомных стихов.
Идиллия – небольшое стихотворение на тему сельской жизни. Известна с античности.

Когда она была пастушкою простой,
Цвела невинностью, невинностью блистала,
Когда слыла в селе девичьей красотой
И кудри светлые цветами убирала —
Тогда ей нравились и пенистый ручей,
И луг, и сень лесов, и мир моей долины,
Где я пленял ее свирелию моей,
Где я так счастлив был присутствием Алины.
Теперь... теперь прости, души моей покой!
Алина гордая — столицы украшенье;
Увы! окружена ласкателей толпой,
За лесть их отдала любви боготворенье,
За пышный злата блеск — душистые цветы;
Свирели тихий звук Алину не прельщает;
Алина предпочла блаженству суеты;
Собою занята, меня в лицо не знает.

(Глейм. Перевод В. Жуковского)

Драма

Произведения этого рода литературы предназначены одновременно двум видам искусства: литературе и театру. Текст в драме представлен в виде реплик персонажей и авторских ремарок.

Драматические жанры

Роды́ и жанры художественной литературы

А.П. Чехов
Трагедия – такое драматическое произведение, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу.
Древнегреческая трагедия возникла из религиозно-культовых обрядов, посвященных богу Дионису, и сохранила печать ритуально-религиозного действа (трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида). Новый расцвет трагедии наступил в эпоху Позднего Возрождения и барокко (У. Шекспир). На рубеже XVIII-XIX вв. Ф. Шиллер обновляет «классический» стиль трагедии. В России авторами трагедии были А. Островский, Л. Толстой, А. Пушкин.
Драма. Для драматических произведений характерны острые конфликтные ситуации. Как правило, в драме изображается частная жизнь человека в её личных и социальных противоречиях.
Поджанры драмы: криминальная драма, мелодрама (в ней духовный и чувственный мир героев показан особенно ярко, а сюжеты концентрируются в основном вокруг семейных тем), психологическая драма, мистерия (жанр европейского средневекового театра, связанный с религией).

Роды́ и жанры художественной литературы

В. Перов. Портрет А.Н. Островского
Известные авторы драм XIX в.: А.Н. Островский, Г. Ибсен, Г. Гауптман, А. Стриндберг, А.П. Чехов. На рубеже XIX-XX вв. развивается символистская драма (М. Метерлинк). В XX в. – драма абсурда (С. Беккет, Э. Ионеско).
Комедия характеризуется юмористическим или сатирическим подходом к изображению событий или характеров. Самые ранние сохранившиеся комедии созданы в Древних Афинах и принадлежат перу Аристофана.
Поджанры комедии: фарс (комедия лёгкого содержания с внешними комическими приёмами), водевиль (комедийная пьеса с куплетами и танцами), интермедия (небольшая пьеса или сцена комического характера, разыгрываемая между действиями основной пьесы), скетч (короткая одноактная пьеса комедийного содержания с небольшим числом действующих лиц), пародия («произведение-насмешка» по мотивам уже существующего известного произведения).
Известные мировые комедии: «Пигмалион» Б. Шоу, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, «Укрощение строптивой» У. Шекспира, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Мнимый больной» Мольера, «Идеальный муж» О. Уайльда и др.

Роды́ и жанры художественной литературы

Сцена из комедии Н. Гоголя «Женитьба»
Известные комедии русских драматургов: «Горе от ума» А. Грибоедова, «Ревизор» и «Женитьба» Н. Гоголя, «Вишнёвый сад» А. Чехова, «Недоросль» Д. Фонвизина, «Свои люди – сочтёмся А. Островского и др.