«Нужно быть одержимым жизнью каждый день» (о повести Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков»)

  • Печать

«Нужно быть одержимым жизнью каждый день» (о повести Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков»)

Брэдбери считают классиком научной фантастики. И это, скорее всего, так. Но многое в его творчестве создано в других жанрах: фэнтези, притчи, сказки, психологической прозы.

«Вино из одуванчиков» выделяется в творчестве Рэя Брэдбери: здесь много личного, пережитого самим писателем, и эту повесть можно назвать частично автобиографической.

«Нужно быть одержимым жизнью каждый день» (о повести Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков»)

Рэй Брэдбери в 1977 году 

В ней описаны истории и приключения двух братьев, их родственников и жителей маленького городка Гринтауна в течение трёх летних месяцев. Автобиографические черты писателя заметны в двух героях – братьях Томе и Дугласе Сполдинг. ТАК писать о невозвратно ушедшем лете своего детства можно только основываясь на собственных неповторимых переживаниях.
В повести Брэдбери «Вино из одуванчиков» сюжет как таковой отсутствует. Пересказывать содержание этой книги – дело неблагодарное, поэтому мы даже не будем пытаться это делать. Книга соткана из чувств, переживаний, мыслей, поступков, и в то же время в ней затронуто много серьезных философских вопросов, которые писатель решает по-своему, но даёт читателям возможность интерпретировать сказанное им по усмотрению их самих.
Форма изложения, тема произведения и его наполненность не событиями, а чувствами и мыслями делают эту книгу странной и непонятной для тех, кто увлекается острым сюжетом, яркими героями и множеством событий. Если человек берёт в руки книгу для того чтобы развлечься – она не для него. А если человек склонен к сопереживанию, умеет думать, размышлять и сопоставлять – эта книга его не отпустит. 

О чём повесть  «Нужно быть одержимым жизнью каждый день» (о повести Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков»)

... Наступило лето со всеми вытекающими из этого последствиями: ярким солнцем, необыкновенно зелёной травой, пением птиц, а главное – бесконечной свободой... Лето – не просто время года. Лето – это целый мир запахов, событий, приключений, это время счастья. И вся книга переполнена этим счастьем настолько, что его хватает и читателям. Повесть напоминает людям о том, как прекрасна жизнь вокруг, и в то же время как она быстротечна.
Дуглас – мальчик с поэтичным мышлением. На первой же странице Брэдбери показывает сказочное восприятие Дугласом первого дня лета, который он запускает своим «волшебством», своей чудодейственной силой, выступая в роли дирижера: «Стоя в темноте у открытого окна, он набрал полную грудь воздуха и изо всех сил дунул. Уличные фонари мигом погасли, точно сверчки на черном именинном пироге. Дуглас дунул еще раз, и в небе начали гаснуть звезды». «Дирижируя своим оркестром, Дуглас повелительно протянул руку к востоку. И взошло солнце. Дуглас скрестил руки на груди и улыбнулся как настоящий волшебник». В это лето Дуглас открывает для себя мир (и самого себя). В первую же поездку в лес его наполняет глубокое ощущение и понимание, что он ЖИВОЙ.
Дедушка Тома и Дугласа просит их собирать одуванчики, он знает замечательный рецепт приготовления вина. Процесс приготовления вина из одуванчиков, а также всё происходящее этим летом автор описывает настолько ярким, красочным языком, что у читателя создаётся впечатление личного присутствия в эти жаркие летние дни в их городке, в компании двух мальчишек, которые наполнены жаждой жизни. Вот именно это чувство – жажда жизни – завораживает в книге и заражает читателя. Ведь все мы в той или иной мере переживали в детстве нечто подобное, но не видели и не ощущали с такой силой (или одержимостью, по словам писателя) радость жизни, вкус лета... И вот уже в погребе выстраиваются бутылки с вином из одуванчиков, чтобы в самые холодные и суровые зимние дни откупорить одну из бутылок и вновь почувствовать вкус лета – в этой бутылке находится один летний день, собранный, обработанный и разлитый в тару.

«Нужно быть одержимым жизнью каждый день» (о повести Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков»)

Художник А. Боравик
Брэдбери так описывает его: «Вино из одуванчиков – пойманное и закупоренное в бутылки лето». «...Оно будет мягко мерцать, точно раскрывающиеся на заре цветы, а сквозь тонкий слой пыли будет поблескивать солнце нынешнего июня. Взгляни сквозь это вино на холодный зимний день – и снег растает, из-под него покажется трава, на деревьях оживут птицы, листва и цветы, словно мириады бабочек, затрепещут на ветру. И даже холодное серое небо станет голубым».

Символизм повести

Образ вина из одуванчиков – это символ. Это настоящее вино, но это также и символ лета, символ поры каникул и детских радостей, символ светлого детства, памяти, а также семейный ритуал.

Вообще, всё творчество Рэя Брэдбери наполнено оптимизмом и верой в людей. Даже если он в своих произведениях рассказывает о каких-то проблемах, то всегда даёт надежду на то, что они будут решены. Писатель рассказывает: «Каждое утро я просыпаюсь и говорю: это прекрасно! У меня то же чувство, что в двенадцать лет. Вот тогда я посмотрел на волоски, покрывающие руку, и подумал: «Позвольте, я ведь жив! Вот она – жизнь!» И в двенадцать лет я сказал себе: «Ты жив, ты жив – разве это не здорово?»

Стиль повествования

Повесть «Вино из одуванчиков» состоит из отдельных рассказов. Они, собранные как мозаика, и составили повесть.
Сам писатель сравнил свою работу с живописью пуантилистов: «Ну да, пуантилизм, да. Ты просто наносишь отдельные точки, а потом они складываются в картину. Когда приступаешь к полотну, ты не видишь целого. Ты кладешь отдельные точки. Одну, потом другую. Потом третью. Наконец, отходишь – глядь, а точки-то сложились в картину. И ты говоришь себе: «Черт возьми, кажется, ты сделал неплохую картину!» А ведь все начиналось с одной-единственной точки.
«Вино из одуванчиков» началось с того, что я написал маленький пассажик о крылечках американских домов. А вторая точка – рецепт, как делать вино из одуванчиков. Его вырезал мой дед из одного журнала, когда мне было три года. Вот вторая точка. Фейерверки, там я не знаю, запуск змея, Хеллоуин, провинциальные похороны – все эти точки мало-помалу населяли полотно, и в один прекрасный день я посмотрел и изумился: «Кажется, я написал картину!»

Конфликт поколений?

Многие комментаторы повести отмечают в ней конфликт поколений. По правде говоря, мы этого конфликта в книге не увидели. Писатель показывает мир, увиденный глазами ребёнка, и мир этот не похож на мир взрослых, в котором всё чаще бывает однозначно. Детский же мир – яркий, подвижный, подчас непредсказуемый; он переливается, колышется и меняется вместе с растущим ребенком. Поэтому то, что сегодня ему кажется чёрным, завтра может стать белым. Иногда трудно понять, где кончается реальность и начинается волшебная сказка.
Но 12-летний мальчик не просто наслаждается каникулами. Каждый день, каждый момент своей жизни он фиксирует своим сознанием и оценивает его, делает какие-то выводы, умозаключения, открытия. Так, рассуждая о непохожести взрослых и детей, мальчик думает: «Взрослые и дети – два разных народа, вот почему они всегда воюют между собой. Смотрите, они совсем не такие, как мы. Смотрите, мы совсем не такие, как они. Разные народы – «и друг друга они не поймут». Но эти строки совсем не говорят о каком-то конфликте между миром взрослых и миром детей, а «война» – всего лишь метафора. Повесть полна описаний взаимодействия взрослых и детей, их дружбы, но случаются, конечно, и конфликты, недопонимания... Но разве всегда понимают друг друга ровесники? Разве у них не бывает конфликтов? Однако как тепло думает о взрослых ребёнок: «Они болтают без умолку целый вечер, а о чем – назавтра никто уже и не вспомнит. Да никому и не важно, о чем говорят взрослые; важно только, что звук их голосов то нарастает, то замирает над тонкими папоротниками, окаймляющими веранду с трех сторон; важно, что город понемногу наполняется тьмой, как будто черная вода льется на дома с неба, и в этой тьме алыми точками мерцают огоньки, и журчат, журчат голоса».

«Нужно быть одержимым жизнью каждый день» (о повести Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков»)

В повести и взрослые, и дети надеются на счастье и готовы создавать его своими руками. Понимают они счастье как мир без зла, без преступлений, грубости и фальши. И вот городской ювелир Лео Ауфман берётся воплотить общую мечту – создать Машину счастья. И никакого конфликта поколений, никакой «войны» – в любом взрослом всегда живёт ребёнок. А некоторые взрослые вообще навсегда остаются в душе детьми. И прозревают, как дети: когда Машина счастья ломается, ювелир возвращается домой и по-новому смотрит на свою жизнь: его ждет жена, дети... И Ауфман понимает, что это и есть его истинное счастье.
Есть в повести и другие моменты, с которыми трудно согласиться. Дуглас вместе с другими проблемами постигает и сложное чувство времени на примере встречи детей Элис, Джейн и Тома Сполдингов со старой миссис Бентли. Перешагнуть временную пропасть для детей – нелегкая задача, считает автор. Но посильная, если постараться её решить, считаем мы. По мнению автора, дети не могут понять старости и смерти, они не могут поверить в то, что мисс Бентли тоже когда-то была девочкой с золотыми кудрями, играла в классы, и что они когда-нибудь станут такими же старыми и сморщенными, как она. Думается, что это не совсем так. Дети свободно пересекают границу между фантазией и реальностью. Дуглас наблюдает за окружающей его жизнью, и те выводы, к которым он приходит, порой очень взрослые, философски-значимые. Постепенно постигая диалектику жизни, он приходит к пониманию того, что если «нельзя полагаться на вещи» и «нельзя полагаться на людей, потому что они уезжают, чужие люди умирают, знакомые тоже умирают, друзья умирают, люди убивают других людей, как в книгах, твои родные тоже могут умереть»... ЗНАЧИТ... «Я, Дуглас Сполдинг, когда-нибудь должен умереть». Если ребёнок СМОГ понять смерть, то почему же он не может понять, что старый человек был когда-то ребёнком?

Ценность повести

Удивительно светлая книга о любви к жизни, которую надо научиться видеть по-настоящему. Об умении ценить добро и творить его самому. О приключениях, которые важны не сами по себе, а по тем жизненным богатствам, которые вы из них выносите. О разносторонности внешнего мира, который входит в наш внутренний мир. Об умении размышлять над всем, что происходит в жизни. О фантазиях, которые тоже обогащают нас. И ещё о многом-многом другом.