Французская средневековая поэзия

Французская средневековая поэзия

Поэтов-лириков на юге Франции называли трубадурами, а на севере – труверами.

Но в Северной Франции в основном создавались героические поэмы, а на юге (в Провансе) широкое распространение получила лирическая поэзия. Прованс отличался от Северной Франции укладом жизни, языком, развитием культуры.
Провансальская поэзия выросла на основе народной песни. В XII-XIII вв. она стала недосягаемым образцом для французских поэтов и для поэтов других стран. Темы провансальской поэзии разнообразны, но наибольший успех имели любовные песни. В них воспевался идеал возвышенной, благородной любви поэта-рыцаря к прекрасной даме. 

Трубадуры

Трубаду́ры – средневековые поэты-музыканты. Расцвет их творчества пришёлся на XII-начало XIII в. Стихи трубадуры сочиняли на провансальском разговорном языке южной части Франции. Трубадуры активно участвовали в социальной, политической и религиозной жизни Франции того времени. Оставили после себя богатое культурное наследие.

Французская средневековая поэзия

«Первым трубадуром» Прованса называли Гильома IX (герцога Аквитании). Позже его стали называть Франсуа Вийоном XII в.

- Не знаю, под какой звездой
Рожден: ни добрый я, ни злой,
Ни всех любимец, ни изгой,
Но все в зачатке;
Я феей одарен ночной
В глухом распадке.

Он считается родоначальником не только провансальской, но и европейской поэзии. Исследователи творчества Гильома Аквитанского отмечают поэтическое совершенство стихов и их яркую индивидуальность.

- О Друзья, навек утратил я покой:
Как мне спеть о горе дамы, что с мольбой
Просит защитить от стражей, посланных рукою злой.
Честь и совесть не закон им – звук пустой,
Был бы стражей тех любезней пес цепной –
Ведь когда один задремлет, даму стережет другой.

Так они её неволят день-деньской:
Ступит шаг – они поднимут крик такой,
Будто праздный двор французский скачет шумною толпой.
Я хочу вам, стражи, дать совет простой
(И словам моим не внемлет лишь глухой):
Не старайтесь понапрасну, не поможет вам разбой.

Я не видел в мире дамы молодой,
Что могли б сдержать засовы со скобой.
Если путь прямой заказан, путь найдет она кривой.

Впервые слово «трубадур» употребил Раймбаут Оранский.

Раймбаут Оранский (ок. 1140/1145-1173) – трубадур, один из самых могущественных сеньоров Прованса.

Французская средневековая поэзия

Писал в изысканной манере, заимствуя всё лучшее из «тёмного» и «лёгкого» стилей. «Тёмный» стиль («закрытый стиль») – одно из стилистических направлений поэзии трубадуров. Произведения, созданные в «тёмном» стиле, были понятны лишь небольшому кругу наиболее взыскательных, «посвящённых» слушателей. «Лёгкий» стиль – самый популярный стиль поэзии трубадуров, у него было больше поклонников. Этот стиль ясен и прост, но для современного читателя может показаться несколько шаблонным и однообразным.
Произведения Раймбаута Оранского отличаются особой виртуозностью и артистизмом. Для них характерны редкие рифмы и запутанная, усложнённая поэтическая форма.
До нашего времени дошло около 40 песен Раймбаута Оранского. Интересен его партимен с Гираутом де Борнелем. В нём первый защищает преимущества «тёмного» стиля, а второй (признанный мастер именно «тёмного» стиля) восхваляет «лёгкий» стиль куртуазной поэзии. Этот партимен является одним из древнейших памятников литературной полемики.

Хотелось бы мне, Гираут де Борнель,   Французская средневековая поэзия
узнать, почему вы повсюду клевещете
На наш темный стиль, и под каким предлогом.
Скажите,
разве вы уважаете то,
что известно всем;
Тогда ведь все будут равными.

Лигнаура, я не возражаю 
Против того, чтобы каждый писал, что хочет.
Но мне кажется,
Что песню больше любят
И ценят,
Если сделаешь ее легкой и открытой всем;
Не презирайте меня за это.

Гираут, я не хочу, чтобы шумели
О моих песнях; отныне никогда
Пусть хорошие и малые и великие не хвалят их.
Дураки же
Не будут хвалить их,
Ведь у них нет вкуса (и интереса)
К достойнейшим и ценнейшим вещам.

Лигнаура, если я из-за этого буду бодрстовать
И превращу отдых в труд,
Думаю, мне стоит бояться их аплодисментов.
Но зачем вы сочиняете,
Если не хотите,
Чтобы тот или другой поняли вас сразу?
Для песни нет другой награды.

Гираут, пока я хорошо сочиняю песню
И говорю ее, и произвожу,
Мне неважно, будет ли она известна;
То, что изобильно всюду
Не ценится:
Потому золото ценнее соли,
И то же самое с песнями.

Лигнаура, хороший советчик,
В истинной любви вы спорите всегда,
Я полностью обескуражен.
Пусть какой-нибудь
Простуженный певец
Калечит и плохо поет мою песнь,
Она недостойна платящего земельный налог.

Гираут, клянусь небом и солнцем
И светом, что сияет,
Я уже не понимаю, о чем мы говорим,
Ни от кого я родился,
Я так запутался,
Потерялся при мысли о некой радости,
И когда я думаю о другом, это не от сердца.

Лигнаура, поворачивается красной
Стороной щита та, которой я служу,
Так что я хочу выкрикнуть "Да поможет мне Бог".
Но что за безумная
Безрассудная мысль!
Она вселила в меня вероломное сомнение...
Забыл ли я, что она сделала меня чуть не графом?

Гираут, мне грустно, клянусь святым Марциалом,
Что вы уезжаете на Рождество.

Лигнаура, да, скоро к королевскому двору
Я отправляюсь, богатому и благородному.

Гираут де Борнель (ок. 1138-1215) – трубадур, мастер «тёмного» стиля.

Французская средневековая поэзия

Был, вероятно, низкого происхождения. За виртуозность своих сочинений получил прозвище лучшего трубадура. Стихи Гираута де Борнеля ценил Данте. Сохранилось около 80 его стихотворений. Он работал в «тёмном» стиле, но сформулировал основные принципы «лёгкого» стиля.
Трубадуры путешествовали и существовали за счёт своего литературного творчества. Затем к ним присоединились жонглёры (странствующие профессиональные музыканты и рассказчики). Жонглёры пели и распространяли стихи трубадуров и сами сочиняли.

Труверы Французская средневековая поэзия

Труверы – французские поэты и музыканты XII-XIII вв., слагавшие свою поэзию на старофранцузском языке.
Творчество труверов разделяют на 3 периода: докуртуазный (до середины XII в., анонимное творчество). Основные жанры: романсы или «ткацкие песни», повествовавшие о любви, песни плясовые и др. Для них характерны простота языка и большая непосредственность. Второй период (1150-1240) куртуазный (учтивый, рыцарский), с культом земной радости и любви. В этом периоде – сходство с поэзией трубадуров на юге Франции. Видные труверы периода – Блондель де Нель, Конон Бетюнский, Тибо Шампанский (король Наварры), Готье де Кюэнси, Гас Брюле, Колен Мюзе.

Французская средневековая поэзия

Тибо IV Шампанский

Тибо IV Шампанский

Вот я решился у неё спросить
Довольно нежно и довольно прямо,
За что теперь я удостоен
Совсем другого взгляда.
В ответ она мне с ходу
Твердит, начав смеяться:
Я не могу вас слушать,
О, сколько ж можно петь.
Ко мне подходит ближе, и я молю:
- О, сжальтесь. –
Она в ответ с улыбкой,
Смахнув слезу, мне шепчет:
- Не говорите, сударь, об этом никому...

(Отрывок из лирической песни)

Третий период (XIII в.) характеризуется в лирике труверов выраженным перерождением рыцарских жанров и стиля. Новые городские труверы ещё сохраняют многое из форм и техники куртуазной лирики, но привносят в неё новые элементы, в том числе и религиозную тематику.
Наиболее яркие представители поэзии труверов этого периода – Рютбёф, Жан Бодель, Адам де ла Аль, Жанно де Лекюрель. «Последним трувером» называют Гильома де Машо.
Современные исследователи считают, что чёткого разделения между трубадурами и жонглёрами нет, а некоторые вообще предлагают отказаться от употребления терминов «трубадур», «трувер», «жонглёр», оставив лишь общее и исторически верное для всех понятие «менестрель».
Менестре́ль – поэт-музыкант в разные периоды европейской истории.

Французская средневековая поэзия

Современный менестрель Owain Phyfe