Литературное творчество М.В. Ломоносова

loms

Первым поэтом, заложившим основы новой русской литературы XVIII в. в отношении к достижениям европейской культуры, был Ломоносов.

Ломоносов суммировал и приумножил все те достижения, которые принадлежали Кантемиру, Тредиаковскому, Сумарокову. При этом Ломоносов активно использовал богатство русской национальной культуры, т.к. именно в его время началось становление русской нации.

mlp

М.В. Ломоносов. Прижизненное изображение. Бумага, гравюра резцом. Э.Фессар и К.А.Вортман (1757). Под изображением надпись: 

Московской здѣсь Парнассъ изобразилъ витїю,
Что чистой слогъ стиховъ и прозы ввелъ в Россiю.
Что въ Римѣ Цицеронъ и что Виргилїй былъ,
То онъ одинъ въ своемъ понятїи вместилъ,
Открылъ натуры храмъ богатымъ словомъ Россовъ
Пример ихъ остроты въ наукахъ Ломоносовъ.

Ввиду этого понятны основные приоритеты в творчестве этого «русского Леонардо да Винчи»: патриотическая, гражданская тема в его поэзии (о других сферах деятельности мы здесь не говорим), тема труда и науки, прославление военных триумфов России, но и осуждение захватнических войн и восхваление «тишины» (мира), необходимых для развития и процветания страны. В своих произведениях он даёт примеры образов соотечественников, служивших делу русской культуры и науки. В первую очередь это, конечно, личность Петра Великого.
И сам Ломоносов был «Петром Великим» в русской науке. Об этом сказал В.Г. Белинский: «... с Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим».
Рассмотрим более подробно, в каких разделах словесности Ломоносов достиг особенно больших результатов.

Реформа стихосложения

Первым о реформе русского стихосложения заговорил В.К. Тредиаковский. Он решил создать стих, соответствующий строю русского языка, а в его время главенствующим в поэзии было силлабическое стихосложение. Тредиаковский справедливо считал, что силлабическая система стихосложения не свойственна русскому языку, для него более характерно силлабо-тоническое стихосложение, опирающееся на одинаковое число ударений в каждом стихе, на чередование ударных и неударных слогов. Эту очень важную и правильную мысль подхватил Ломоносов и довёл реформу русского стиха до конца.
Силлабо-тоническая система стихосложения характеризуется определённым количеством слогов, количеством ударений и местом их расположения в строке.

mvl

Бюст М.В. Ломоносова. Скульптор Ф. Шубин
В силлабо-тонической системе выделяется пять основных размеров: два двусложных (хорей и ямб) и три трехсложных (дактиль, амфибрахий, анапест).

Хорей – двусложная стопа с ударением на первом слоге слова, а в строке (стихе) – на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д.
Ямб – двусложная стопа с ударением на втором слоге слова, а в стихе – на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д.
Дактиль – трехсложная стопа с ударением на первом слоге слова, а в стихе – на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д.
Амфибрахий – трехсложная стопа с ударением на втором слоге слова, а в стихе – на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д.
Анапест – трехсложная стопа с ударением на третьем слоге слова, а в стихе –на третьем, шестом, девятом, двенадцатом и т.д.
Ломоносов подытожил свои теоретические выводы в «Письме о правилах российского стихотворства», а практическим подтверждением этой работы стала его первая ода – «Ода на взятие Хотина», написанная под впечатлением известий о блестящей победе русских войск над турками у крепости Хотин в 1739 г.
Ода прославляла подвиги русских солдат, но именно её стихотворная форма произвела большое впечатление в Петербурге: четырехстопный ямб с чередованием перекрестной и парной рифм. Язык оды был ярким и образным.

М.В. Ломоносов «Ода на взятие Хотина» (отрывки)

Крепит отечества любовь
Сынов российских дух и руку;
Желает всяк пролить всю кровь,
От грозного бодрится звуку.
Как сильный лев стада волков,
Что кажут острых яд зубов,
Очей горящих гонит страхом,
От реву лес и брег дрожит,
И хвост песок и пыль мутит,
Разит извившись сильным махом.

Россия, коль счастлива ты
Под сильным Анниным покровом!
Какие видишь красоты
При сем торжествованьи новом!
Военных не страшися бед:
Бежит оттуду бранный вред,
Народ где Анну прославляет.
Пусть злобна зависть яд свой льет,
Пусть свой язык, ярясь, грызет;
То наша радость презирает.

oss book 01342

Памятник Ломоносову в г. Ломоносов. Скульптор Г. Гликман

Литературное творчество Ломоносова

Литературное творчество Ломоносова связано с его научной деятельностью и выражает его гражданскую позицию. Мы не забываем, что М.В. Ломоносов жил в эпоху Просвещения, поэтому темы его поэзии, а также литературные жанры, в которых он работал, были направлены на пропаганду наук и искусства. Ломоносов был фактически основоположником российской науки, он сделал огромный вклад в самые разные отрасли знания: химию, физику, астрономию, геологию, географию, историю, филологию... Он сумел подняться к вершинам современной ему науки и понял роль, которую она должна сыграть в развитии России, посвятив этому всю свою жизнь.

lpe

А. Кившенко: «М.В. Ломоносов показывает Екатерине II в своем рабочем кабинете собственные мозаичные работы (портрет Петра I)»
Ломоносов первым начал читать лекции на русском языке и писать по-русски научные труды. Он укрепил статус родного языка, без которого невозможен подъём национального самосознания.
Любимым жанром Ломоносова-поэта были оды. Он явился создателем русской оды, в которой выразил свои просветительские идеи.

Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля свои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство, в оных потаенно,
Наукой будет откровенно...

Своё творчество в самых различных областях знаний он рассматривал с точки зрения той пользы, которую оно приносит его Отчизне. В «Разговоре с Анакреоном» Ломоносов отвечает греческому стихотворцу, певцу любовных утех и веселья:

Мне струны поневоле
Звучат геройский шум.
Не возмущайте боле
Любовны мысли, ум.
Хоть нежности сердечной
В любви я не лишен,
Героев славой вечной
Я больше восхищен.

Самой известной среди од Ломоносова является ода 1747 г. «На день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны»
1
Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли.

Ода начинается вступлением, содержащим хвалу тишине, т.е. мирным временам, которые способствуют процветанию государства и благополучию народа.
Далее Ломоносов славит императрицу как поборницу мира, которая при вступлении на престол прекратила войну со шведами.
Ломоносов далее прославляет Петра как творца новой России, борца против отсталости, в которой находилась Россия до него. Он славит Петра за создание могучей армии и флота, за содействие наукам, за то, что тот основал новый город.
7
Ужасный чудными делами
Зиждитель мира искони
Своими положил судьбами
Себя прославить в наши дни;
Послал в Россию Человека,
Каков неслыхан был от века.
Сквозь все препятства Он вознес
Главу, победами венчанну,
Россию, грубостью попранну,
С собой возвысил до небес.
8
В полях кровавых Марс страшился,
Свой меч в Петровых зря руках,
И с трепетом Нептун чудился,
Взирая на Российский флаг.
В стенах внезапно укрепленна
И зданиями окруженна,
Сомненная Нева рекла:
«Или я ныне позабылась
И с оного пути склонилась,
Которым прежде я текла?»
Тогда божественны науки
Чрез горы, реки и моря
В Россию простирали руки,
К сему монарху говоря:
«Мы с крайним тщанием готовы
Подать в российском роде новы
Чистейшего ума плоды».
Монарх к себе их призывает,
Уже Россия ожидает Полезны видеть их труды.

В Елизавете Ломоносов хотел бы видеть достойную дочь великого отца, такую же покровительницу науки и искусства. Далее он даёт «наказ» императрице, рисуя огромные пространства ее державы:

15
Толикое земель пространство
Когда всевышний поручил
Тебе в счастливое подданство,
Тогда сокровища открыл,
Какими хвалится Индия;
Но требует к тому Россия
Искусством утвержденных рук.
Сие злату очистит жилу;
Почувствуют и камни силу
Тобой восставленных наук.

Эти огромные богатства страны нужно обратить на пользу государства и народа, а сделать это могут люди науки, ученые. И их надо выбрать из среды русского народа. Ломоносов уверен, что

... может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рождать.

Далее мы читаем известный гимн науке, который в то же время звучит призывом будущих учёных к самоотверженному служению ей.

22
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
23
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
В заключение поэт вновь славит тишину и Елизавету и обращается с предостережением к врагам Росси.
24
Тебе, о милости Источник,
О Ангел мирных наших лет!
Всевышний на того помощник,
Кто гордостью своей дерзнет,
Завидя нашему покою,
Против Тебя восстать войною;
Тебя Зиждитель сохранит
Во всех путях беспреткновенну
И жизнь Твою благословенну
С числом щедрот Твоих сравнит.

Величие и обширность Русского государства, силу и мощь русского народа Ломоносов рисует в оде «На день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1748 года». В этой оде он словесно рисует также географическую картину России:

Коль ныне радостна Россия!
Она, коснувшись облаков,
Конца не зрит своей державы,
Гремящей насыщенна славы,
Покоится среди лугов.
17
В полях, исполненных плодами,
Где Волга, Днепр, Нева и Дон,
Своими чистыми струями
Шумя, стадам наводят сон,
Седит и ноги простирает
На степь, где Хину отделяет
Пространная стена от нас;
Веселый взор свой обращает
И вкруг довольства исчисляет,
Возлегши локтем на Кавказ.
18
Се нашею, - рекла, - рукою
Лежит поверженный Азов;
Рушитель нашего покою
Огнем казнен среди валов.
Се знойные Каспийски бреги,
Где, варварски презрев набеги,
Сквозь степь и блата Петр прошел,
В средину Азии достигнул,
Свои знамена там воздвигнул,
Где день скрывали тучи стрел.

Оды Ломоносова по звучности и музыкальности стиха, по легкости и понятности языка были для того времени явлением исключительным. Но мы не забываем, что Ломоносов был всесторонне образованным человеком, прежде всего – учёным, поэтому в его литературных произведениях часто идёт речь о богатых возможностях природы, которые должен исследовать и покорить человек. Он был сторонником передового научного миросозерцания – об этом его духовные оды «Вечернее размышление о Божием величестве», «Утреннее размышление о Божием величестве», послание «Письмо о пользе стекла».

М.В. Ломоносов. Отрывок из «Утреннего размышления о Божием величестве»

Когда бы смертным толь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к солнцу бренно наше око
Могло, приближившись, воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.

Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.

Сия ужасная громада
Как искра пред тобой одна.
О коль пресветлая лампада
Тобою, Боже, возжжена
Для наших повседневных дел,
Что ты творить нам повелел!

От мрачной ночи свободились
Поля, бугры, моря и лес
И взору нашему открылись,
Исполненны твоих чудес.
Там всякая взывает плоть:
Велик зиждитель наш Господь!

В «Вечернем размышлении о Божием величестве», написанном по случаю северного сияния, поэт подтверждает своё «давнишнее мнение, что северное сияние движением эфира произведено быть может»:

Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкой прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!

Ломоносов раздвинул границы строго регламентированной поэтики классицизма, раскрыл возможности дальнейшего развития русского стиха. Его приемы будут использовать поэты-романтики начала XIX в. Ломоносов обогатил жанр оды новым гражданским содержанием и выработал поэтическую форму, соответствующую этим высоким патриотическим идеям.
В «Риторике» 1748 г. Ломоносов включил раздел «О изобретении витиеватых речей», в котором рассматривает многообразные виды поэтического олицетворения, что сейчас мы называем художественными средствами выразительности (или тропами).
Но не все современники Ломоносова сумели по достоинству оценить его новшества в литературе. Например, Сумароков резко критиковал его, т.к. был сторонником чистоты и ясности стиля. Он написал свои «Оды вздорные», в которых высмеивает яркие метафоры и сравнения Ломоносова. Эта полемика между двумя поэтами была широко известна современникам.

kr

Памятник М.В. Ломоносову в Краснодаре
В литературном творчестве Ломоносова нашел отражение и жанр стихотворной трагедии. Им написаны две трагедии: «Тамира и Селим» (1750) на национально-историческую тему и «Демофонт» (1751) на сюжет античной истории.
В своей «Риторике» Ломоносов определил характер литературного вымысла: «Вымыслы разделяются на чистые и смешанные. Чистые состоят в целых повествованиях и действиях, которых на свете не бывало, составленных для нравоучения... Смешанные вымыслы состоят отчасти из правдивых, отчасти из вымышленных действий, содержащих в себе похвалу славных мужей или какие знатные в свете бывающие приключения, с которыми соединено бывает нравоучение». Сам Ломоносов придерживался «смешанных вымыслов»: в основе его литературных произведений всегда заключено описание «правдивых действий», всегда находится исторический факт, изученный им на основании источников.
В предисловии к своей поэме «Петр Великий» Ломоносов пишет:

Не вымышленных петь намерен я богов,
Но истинны дела, великий труд Петров.

К поэме, посвященной Петру I, Ломоносов приступил в 50-х гг. XVIII в. Она начинается с описания поездки Петра I в Архангельск с целью отразить нападение шведской армии. Вторая песнь посвящена осаде Шлиссельбурга русскими войсками. Поэма автором не закончена.
В 1757 г. Ломоносов опубликовал фрагмент из своей работы «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке», где была изложена его известная теория «трех штилей». Об этом – в следующей статье.

Основные литературные произведения М.В. Ломоносова

Ода блаженныя памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года
Ода на день рождения Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, самодержицы всероссийския, 1746 года
Ода на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Елизаветы Петровны, 1747 года
Духовная ода «Утреннее размышление о Божием величестве» (1743) Духовная ода «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния (1743)
«Я знак бессмертия себе воздвигнул...» (1747)
«Ночною темнотою покрылись небеса...» (1747)
«Лишь только дневной шум замолк...» (1747)
Письмо к его высокородию Ивану Ивановичу Шувалову 18 августа 1750 г.
Письмо о пользе стекла к высокопревосходительному господину генералу-поручику, действительному её императорского величества камергеру, Московского университета куратору и орденов Белого Орла, Святого Александра и Святыя Анны кавалеру Ивану Ивановичу Шувалову, писанное 1752 г.
Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф, когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для академии, быв много раз прежде за тем же Гимн бороде (1757)
Разговор с Анакреоном (между 1758 и 1761)
Надпись к статуе Петра Великого
Неоконченная героическая поэма о Петре Великом «Петрида»

Поэтические переводы М.В. Ломоносова

М.В. Ломоносов много переводил. Известны его переводы античных авторов: Анакреона, Марциала, Овидия, Сенеки, Горация, а также басен Лафонтена.

Ж. Лафонтен из цикла «Басни». Перевод М. Ломоносова

Лишь только дневной шум замолк...

Лишь только дневной шум замолк,
Надел пастушье платье волк,
И взял пастуший посох в лапу,
Привесил к поясу рожок,
На уши вздел широку шляпу
И крался тихо сквозь лесок
На ужин для добычи к стаду.
Увидев там, что Жучко спит,
Обняв пастушку, Фирс храпит,
И овцы все лежали сряду,
Он мог из них любую взять;
Но, не довольствуясь убором,
Хотел прикрасить разговором
И именем овец назвать.
Однако чуть лишь пасть разинул,
Раздался в роще волчий вой.
Пастух свой сладкой сон покинул,
И Жучко с ним бросился в бой;
Один дубиной гостя встретил,
Другой за горло ухватил;
Тут поздно бедный волк приметил,
Что чересчур перемудрил,
В полах и в рукавах связался,
И волчьим голосом сказался.
Но Фирс недолго размышлял,
Убор с него и кожу снял.
Я притчу всю коротким толком
Могу вам, господа, сказать:
Кто в свете сем родился волком,
Тому лисицей не бывать.
1747

sar

Памятник М.В. Ломоносову в Саратове на улице Ломоносова. Открыт в августе 1962 г. Скульпторы Курдов В. и Шашлов Н.