Сумароков – один из крупнейших представителей русской литературы XVIII века

Sumarokov Aleksandr Petrovich - копия

Его считают первым профессиональным русским литератором.

Поэтическое наследие Сумарокова весьма обширно.
Он писал в различных жанрах лирики – едва ли не во всех, существовавших в его время. Его перу принадлежат торжественные, духовные, философские и анакреонтические оды, эпистолы, сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы (небольшие музыкально-поэтические произведения, обычно любовно-лирического содержания), эпитафии (надгробные надписи или небольшие поэтические сочинения по поводу чьей-то смерти).
В своей стихотворной технике он использовал все существовавшие тогда размеры, экспериментировал в области рифмы, строфы.
Сумарокова также считают «отцом русского театра», создателем национального театрального репертуара. Несмотря на то, что лирика занимает большое место в его литературном наследии, всё-таки именно драматургия была наиболее близка его литературной личности. В этой области он явился одновременно первым русским трагиком и комедиографом. 

Алекса́ндр Петро́вич Сумаро́ков (1717-1777)

800px-Sumarokov by A.Losenko

А. Лосенко. Портрет А. Сумарокова
Принадлежал к дворянскому роду Сумароковых. Родился на территории Финляндии, где тогда находился его отец по делам службы.
Первым его учителем был отец. Сумароков очень рано стал сочинять стихи и «размышления» в духе христианского смирения. В 1732 г. вместе с братом Василием был принят в первый набор Сухопутного шляхетского кадетского корпуса. Здесь он получил отличное по меркам своего времени образование, овладел немецким и французским языками и началами итальянского.
Окончил корпус в 1740 г. в чине поручика. Сначала поступил в военно-походную канцелярию графа Миниха, а затем адъютантом к вице-канцлеру графу М.Г. Головкину. В дальнейшем несколько раз менял места службы, получал чины, был директором Российского театра, сотрудничал в журналах. В 1759 г. издавал собственный журнал сатирико-нравоучительного оттенка «Трудолюбивая пчела», который был первым частным журналом в России.

Trudoludivaya Pchela magazine 1 1759

В 1761 г. оставил службу.

Сумароков получил признание за границей и был избран почётным членом Лейпцигской академии свободных искусств.
Вершиной чиновничьей и придворной карьеры Сумарокова стал чин действительного статского советника.

Sumarokov Aleksandr Petrovich

Ф. Рокотов. Портрет А. Сумарокова (1762)
По отзывам и воспоминаниям современников, А.П. Сумароков был тяжёлым в общении и малоприятным в личностном плане человеком.
Его личная, семейная и общественная жизнь нередко омрачалась различными скандалами и разборками, из-за чего Сумароков постоянно страдал ипохондрией (постоянное беспокойство по поводу возможности заболеть) и постепенно стал слепнуть. Скончался всеми забытый. Был похоронен на кладбище Донского монастыря, но место захоронения потерялось в начале XIX в. Существующий памятник был установлен лишь в 1951 г.

Sumarokov A P DonM

Памятник Сумарокову в Донском монастыре

Поэтическое творчество А.П. Сумарокова

Как мы уже заметили выше, Сумароков писал в различных поэтических жанрах.
Ода (торжественная песнь) была известна с античных времён. Сумароков писал торжественные, духовные и др. оды. В торжественных одах он поздравлял царей с различными значительными датами (по случаю дня рождения, тезоименитства, на день памятных сражений и др.). Например, Ода «Государыне императрице Елисавете Перьвой на день ея рождения 1755 года декабря 18 дня», Ода «Государю цесаревичу Павлу Петровичу в день его тезоименитства июня 29 числа 1771 года», Ода «Государыне императрице Екатерине Второй на взятие Хотина и покорение Молдавии, 1769» и др.

А. Сумароков. Ода «Государыне императрице Елисавете Перьвой на день ея рождения 1755 года декабря 18 дня» (отрывок)

Благословенны наши лета.
Ликуй, блаженная страна!
В сей день тебе Елисавета
Всевышним и Петром дана.
Источник празднуя судьбине,
Возрадуйтесь, народы, ныне,
Где сей царицы щедра власть.
О день, исполненный утехи!
Великого Петра успехи
Тобою славят нашу часть.

Не ищешь ты войны кровавой
И подданных своих щадишь,
Довольствуясь своею славой,
Спокойства смертных не вредишь.
Покойтесь, Русских стран соседы;
На что прославленной победы
И грады превращати в прах?
Седящия на сем престоле
Нельзя хвалы умножить боле,
Ни света усугубить страх.

Духовные оды должны были напомнить человеку о бренности земной жизни, о неизбежной смерти, чтобы человек не погружался только в бытовые проблемы, о Страшном суде и т.д.

А. Сумароков. Ода «Плачу и рыдаю»

Плачу и рыдаю,
Рвуся и страдаю,
Только лишь воспомню смерти час
И когда увижу потерявша глас,
Потерявша образ по скончаньи века
В преужасном гробе мертва человека.
Не постигнут, боже, тайны сей умы,
Что к такой злой доле
По всевышней воле
Сотворенны мы
Божества рукою.
Но, великий боже! ты и щедр и прав:
Сколько нам ни страшен смертный сей устав,
Дверь – минута смерти к вечному покою.
1760

А. Сумароков. Ода «На суету человека»

Суетен будешь
Ты, человек,
Если забудешь
Краткий свой век.
Время проходит,
Время летит,
Время проводит
Всё, что ни льстит.
Счастье, забава,
Светлость корон,
Пышность и слава –
Всё только сон.
Как ударяет
Колокол час,
Он повторяет
Звоном сей глас:
«Смертный, будь ниже
В жизни ты сей;
Стал ты поближе
К смерти своей!»
1759

А. Сумароков всецело следовал принципам поэтической реформы Тредиаковского, одиннадцати- и тринадцатисложным стихам, перешёл на новую систему стихосложения (силлабо-тоническую). Его творчество быстро политизировалось: он позволял себе давать советы от имени российского дворянства Елизавете Петровне, Екатерине II, цесаревичу Павлу Петровичу.

В эпической поэме «Димитрияды» (1769) Сумароков воспевает подвиг Дмитрия Донского, после которого

Великий град Москва сияти начала
И силы будущей надежду подала...

К лирике Сумароков предъявлял следующие требования:

Слог песен должен быть приятен, прост и ясен,
Витийств не надобно; он сам собой прекрасен;
Чтоб ум в нём был сокрыт и говорила страсть;
Не он над ним большой – имеет сердце власть.
Не делай из богинь красавице примера
И в страсти не вспевай: «Прости, моя Венера...»

Любовные стихи Сумарокова в 1750-1770-е годы были широко распространены и стали основой для воспитания манеры выражения чувств молодыми людьми. Сумароков представил некоторые модели поведения влюблённых: знакомство, открытие чувства, радость его взаимности, неожиданная разлука, неверность, ревность, примирение. Образцом для него служили любовные отношения пастухов и пастушек (идиллии). Пушкин осуждал эти стихи Сумарокова и называл их «цинической свирелью», но Белинский считал, что Сумароков заботился о нравственности молодого поколения, а это необходимо.

А. Сумароков. Идиллия «Мучительная мысль, престань меня терзати...» (отрывок)

Мучительная мысль, престань меня терзати,
‎И серца больше не смущай:
‎Душа моя позабывай,
Ту жизнь, которой мне вовеки не видати!
Но ах! драгая жизнь, доколе буду жить,
‎В прекрасной сей пустыне,
Всё буду унывать, как унываю ныне;
Нельзя мне здесь нельзя любезныя забыть.
‎Когда я в роще сей гуляю,
‎Я ту минуту вспоминаю,
Как в первый раз ее мне случай видеть дал.
При токе сей реки любовь моя открылась,
Где слыша то она хотя и посердилась,
Однако за вину, в которую я впал,
Казать мне ласки стала боле.
‎В сем часто я гулял с ней поле.
‎В сих чистых ключевых водах,
‎Она свои мывала ноги.
‎На испещренных сих лугах,
Все ею мнятся быть протоптаны дороги;
‎Она рвала на них цветы,
Подобие своей прелестной красоты.

Излюбленными жанрами Сумарокова являлись песни, басни (притчи) и пародии, которые он, по сути, заново создал в русской литературе. Его басни собраны в 6 книг.

А. Сумароков «Волк и Журавль»

Басня

Волк ел – не знаю, что, – и костью подавился,
Метался от тоски, и чуть он не вздурился.
Увидел журавля и слезно стал просить,
Чтоб он потщился в том ему помощник быть,
И всю он на него надежду полагает.
Журавль свой долгий нос в гортань ему пускает
И вынимает кость. Потом он просит мзды,
Что он от таковой спас злой его беды.
«Довольствуйся ты тем, – зверь хищный отвечает, –
Что Волк тебя в таком здоровье оставляет,
Какое до сея услуги ты имел,
И радуйся тому, что нос остался цел».

Тот права честности немало собрегает,
Кто людям никогда худым не помогает.

Песенный жанр Сумароков любил за то, что он был удобен для выражения личных переживаний и чувств. За 40 лет своей творческой деятельности он создал около 160 песен. Темы его песен – измена и разлука, связанные с этим переживания, а также любовь, которую он считал высшим проявлением человеческого начала в человеке.

А. Сумароков. Песня «Летите, мои вздохи, вы к той, кого люблю...»

Летите, мои вздохи, вы к той, кого люблю,
И горесть опишите, скажите, как терплю;
Останьтесь в ея сердце, смягчите гордый взгляд
И после прилетите опять ко мне назад;
Но только принесите приятную мне весть,
Скажите, что еще мне любить надежда есть.
Я нрав такой имею, чтоб долго не вздыхать,
Хороших в свете много, другую льзя сыскать.
1755

Значение творчества А.П. Сумарокова

Творчество Сумарокова (мы сейчас говорим только о поэзии) при его жизни ценилось высоко. Отношение современников к Сумарокову исчерпывающим образом было выражено М. Херасковым в «надписи» под портретом, которым открывалось полное собрание сочинений 1781 и 1787 годов:

Изображается потомству Сумароков,
Парящий, пламенный и нежный сей творец,
Который сам собой достиг Пермесских токов,
Ему Расин поднёс и Лафонтен венец.

В 1807 г. к 90-летию Сумарокова Академия Российская почтила в торжественном собрании его память «похвальным словом», прочитанным его другом И.А. Дмитревским.
Но ввиду того, что в России быстро распространялся романтизм, изменялись языковые и культурные предпочтения, сочинения Сумарокова быстро устарели, и в XIX в. их собрание не переиздавалось.
Лишь в 1957 г. в большой серии «Библиотеки поэта» были изданы избранные сочинения Сумарокова, в них вошли образцы всех жанров, в которых он работал, включая переводы. Была дана высокая оценка его роли в становлении русского языка и литературы. В.Г. Белинский оценивал наследие Сумарокова так: «...Поэтические сочинения Сумарокова, и не будучи читаемы, должны остаться навсегда фактом истории русской литературы и образования русского общества. Что же касается до собственно литературных статей Сумарокова, они чрезвычайно интересны и для нашего времени, как живой отголосок давно прошедшей для нас эпохи, одной из интереснейших эпох русского общества. Сумароков обо всём судил, обо всём высказывал своё мнение, которое было мнением образованнейших и умнейших людей того времени. Плохой поэт, но порядочный по своему времени стихотворец, характер мелкий, завистливый, хвастливый, задорный и раздражительный, – Сумароков всё-таки был человек умный и притом высокообразованный в духе того времени».

d

В этом доме в Москве жил А.П. Сумароков