«Народ освобождён, но счастлив ли народ?» (о поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»)

preview 0 079f55ae683f3b2543bee1af171adb4e

Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» занимает центральное место в творчестве Н. Некрасова.

Поэт работал над ней более 30 лет. Жанр поэмы – социально-философский. В этой поэме автор показал живую картину России в её прошлом, настоящем и будущем, но задумана она была как ответ на вопрос, вынесенный в заголовок статьи: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?»

AlexII

Александр II 

Крестья́нская рефо́рма, начатая в 1861 г., упразднила крепостное право в России и была первой по времени и наиболее значимой из «великих реформ» Александра II; провозглашена Манифестом об отмене крепостного права от 19 февраля (3 марта) 1861 г.

kusto

Борис Кустодиев. «Освобождение крестьян (Чтение манифеста)» (1907)

Некрасов задумал осознать результаты отмены крепостного права, но поиски «счастливцев» на Руси увели его из современности к прошлому.
В поэме автор постоянно обращается к фольклорным мотивам и образам (сказке, песне, былине, сказанию), при этом ощущается твёрдая авторская позиция.

Проблематика поэмы Некрасова

Ещё в 1874 г. Некрасов написал стихотворение, в котором сформулировал вопрос «Народ освобождён, но счастлив ли народ?»

Н. Некрасов «Элегия» (отрывок)

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна,
Не верьте, юноши! не стареет она.
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!.. Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет Муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!..
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира –
Чему достойнее служить могла бы лира?..

‎Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен...
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье...
«Довольно ликовать в наивном увлеченье, –
Шепнула Муза мне. – Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»

Ответ на этот вопрос поэт искал весь пореформенный период. Ведь формальное освобождение крестьян не уничтожило проблемы духовного рабства в России (тому примером является образ «холопа примерного – Якова верного» и других, глава «Последыш», которая наполнена трагизмом). Свобода, дарованная крестьянам, не была полноценной, и сама реформа была половинчатой. «Народный вопрос» до конца не был разрешён, поэтому он мучил Некрасова. Поэтому он призывал в этой поэме к бунту против общенародной морали долготерпения.

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!

В рабстве спасенное
Сердце свободное –
Золото, золото
Сердце народное!

Сила народная,
Сила могучая –
Совесть спокойная,
Правда живучая!

Сила с неправдою
Не уживается,
Жертва неправдою
Не вызывается,

Русь не шелохнется,
Русь – как убитая!
А загорелась в ней
Искра сокрытая,

Встали – небужены,
Вышли – непрошены,
Жита по зернышку
Горы наношены!

Рать подымается
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка Русь!

Композиция поэмы

Чтобы получить ответ на вопрос о счастливых на Руси, Некрасов отправляет семеро мужиков

Из смежных деревень:
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина.
Горелова, Неелова –
Неурожайка тож

за тем, чтобы они нашли этих счастливых.

id-61-Illyustraciya-k-poeme-N-A-Nekrasova-768x1065

Каждый из этих мужиков имел свой ответ на поставленный вопрос «кому живётся весло, вольготно на Руси?»:

Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! –
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю...

Герои поэмы решили, что не возвратятся по домам, пока не решат свой спор. Так начался их путь по всей Руси в поисках счастливых.

Часть первая

Глава I. «Поп»

Бедный сельский священник рассказывает в этой главе о своей убогой жизни. В этом сословии живёт хорошо только высшее духовенство (всё, как у мирян). Сельский священник должен изворачиваться, терпеть насмешки, нуждаться в самом необходимом. И уж в таком своём бедственном состоянии он никак не может быть духовным отцом своих прихожан.

Деревни наши бедные,           illjustracija-pojema-Komu-na-Rusi-zhit-horosho-Pop-Hudozhnik-V-Nagaev
А в них крестьяне хворые
Да женщины печальницы,
Кормилицы, поилицы,
Рабыни, богомолицы
И труженицы вечные,
Господь прибавь им сил!
С таких трудов копейками
Живиться тяжело!
Случается, к недужному
Придешь: не умирающий,
Страшна семья крестьянская
В тот час, как ей приходится
Кормильца потерять!
Напутствуешь усопшего
И поддержать в оставшихся
По мере сил стараешься
Дух бодр! А тут к тебе
Старуха, мать покойника,
Глядь, тянется с костлявою,
Мозолистой рукой.
Душа переворотится,
Как звякнут в этой рученьке
Два медных пятака!
Конечно, дело чистое –
За требу воздаяние,
Не брать – так нечем жить.
Да слово утешения
Замрет на языке,
И словно как обиженный
Уйдешь домой... Аминь...

Глава II. «Сельская ярмонка»
Глава III. «Пьяная ночь»

Эти две главы представляют собой горькие рассказы людей об их жизни, в которой перемежаются и комичные, и страшные эпизоды. В этих рассказах раскрываются самые лучшие и самые неприглядные черты крестьянской жизни.
В главе «Сельская ярмонка» Некрасов поднимает одну из важнейших тем поэмы – тему пьянства. Когда Павлуша Веретенников укоряет народ в пьянстве, ему отвечают:

Мы до смерти работаем,
До полусмерти пьём.

Поэт приводит в главе «Пьяная ночь» натуралистические подробности результата пьянства, которые лишают личность человеческого облика:

Какой-то парень тихонький
Большую яму выкопал.
«Что делаешь ты тут?»
– А хороню я матушку! –
«Дурак! какая матушка!
Гляди: поддевку новую
Ты в землю закопал!
Иди скорей да хрюкалом
В канаву ляг, воды испей!
Авось, соскочит дурь!»

Есть среди крестьян и самородки, как, например, Яким Нагой, мужицкий поэт и философ. Мужиков смешит и одновременно вызывает уважение его тяга к прекрасному. Однажды из горящего дома он спасал не серебро, а лубочные картинки. Но народ и не знает настоящего искусства – и это не его вина.

Некрасов мечтает:

Эх! эх! придет ли времечко,
Когда (приди, желанное!..)
Дадут понять крестьянину,
Что розь портрет портретику,
Что книга книге розь?
Когда мужик не Блюхера
И не милорда глупого –
Белинского и Гоголя
С базара понесет?
Ой люди, люди русские!
Крестьяне православные!
Слыхали ли когда-нибудь
Вы эти имена?
То имена великие,
Носили их, прославили
Заступники народные!
Вот вам бы их портретики
Повесить в ваших горенках,
Их книги прочитать...

Глава IV. «Счастливые»

Мужики всё-таки нашли людей, которые вызвались назвать себя счастливыми. Но какое это счастье?
У дьячка это возможность выпить, рассказав о своём счастье; у старухи счастье – это большой урожай репы; расскал о своём «счастье» и солдат:

Пришел солдат с медалями,
Чуть жив, а выпить хочется:
«Я счастлив! – говорит. –
А в том, во-первых, счастие,
Что в двадцати сражениях
Я был, а не убит!
А во-вторых, важней того,
Я и во время мирное
Ходил ни сыт ни голоден,
А смерти не дался!
А в-третьих – за провинности,
Великие и малые,
Нещадно бит я палками,
А хоть пощупай - жив!»

Каменотёс счастлив тем, что много работает и довольно зарабатывает (по его меркам); дворовый человек счастлив тем, что

Я болен, а сказать ли вам,
О чем молюсь я господу,
Вставая и ложась?
Молюсь: «Оставь мне, господи,
Болезнь мою почетную,
По ней я дворянин!»
Не вашей подлой хворостью,
Не хрипотой, не грыжею –
Болезнью благородною
Какая только водится
У первых лиц в империи,
Я болен, мужичье!
По-да-грой именуется!
Чтоб получить её –
Шампанское, бургонское,
Токайское, венгерское
Лет тридцать надо пить...
За стулом у светлейшего
У князя Переметьева
Я сорок лет стоял,
С французским лучшим трюфелем
Тарелки я лизал,
Напитки иностранные
Из рюмок допивал...

Далее хвастается своим счастьем убогий белорус:

Желтоволосый, сгорбленный,
Подкрался робко к странникам
Крестьянин-белорус,
Туда же к водке тянется:
«Налей и мне маненичко,
Я счастлив! – говорит. –
А счастье наше – в хлебушке:
Я дома в Белоруссии
С мякиною, с кострикою
Ячменный хлеб жевал;
Бывало, вопишь голосом,
Как роженица корчишься,
Как схватит животы.
А ныне, милость божия! –
Досыта у Губонина
Дают ржаного хлебушка,
Жую – не нажуюсь!»

И такие «счастливые» всё подходили и подходили за чарочкой, пока не

Смекнули наши странники,
Что даром водку тратили,
Да кстати и ведерочку
Конец. «Ну, будет с вас!
Эй, счастие мужицкое!
Дырявое, с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!»

Но в этой главе появляется новое действующее лицо – Ермила Гирин. Он и есть та сильная личность, которую крестьяне избирают из своей среды и вручают ему власть. Нравственность народной морали автор показывает через отступничество и покаяние Ермилы Гирина.

Глава V. «Помещик»

В главе «Помещик» Некрасов рассказывает о помещичьем сословии Оболт-Оболдуева. В этом образе автор собрал воедино достоинства и недостатки дворянской России. Оболт-Оболдуев любит родину, родную природу, но он осознаёт глубину наступающего кризиса помещика-крепостника.
Он в своё время был против школ для крестьян и вообще его жизненная позиция была такова:

Кого хочу – помилую,
Кого хочу – казню.
Закон – мое желание!
Кулак – моя полиция!
Удар искросыпительный.
Удар зубодробительный.
Удар скуловорррот!...

Крестьяне, получив свободу, в первую очередь начали разорять помещичьи усадьбы, рубить на дрова садовые деревья – губить «дворянские гнёзда».

Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася
Одним концом по барину,
Другим по мужику!...

Вот результат отмены крепостного права. Такой вывод делают все персонажи поэмы и сам автор.

Из второй части «Последыш»

Главная тема этой части – духовное рабство.
Странствующие мужики добрели до одной деревеньки на Волге. Шёл сенокос. И видят они такую картину: жители деревни делают вид перед полубезумным князем Утятиным, что крепостное право не отменено. И это, считает Некрасов, страшнее всего: духовное рабство, в котором воспитывались поколения людей, стало привычкой. Никакая реформа не способна сделать вчерашних рабов свободными так быстро. Для этого должно смениться не одно поколение.

nekrasov ill komu na r1

Из третьей части «Крестьянка»

Тема этой части – судьба русской крестьянки Матрёны Тимофеевны, чья жизнь ещё тяжелей и трагичней, чем жизнь мужика. И вывод: «Не дело между бабами счастливую искать». id-16-Matryona-Timofeevna-1580840455182

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого!..

643243

Отдельный рассказ Матрёны Тимофеевны – о дедушке Савелии, который смирению противопоставляет бунт. Некрасов сравнивает его с другим народным героем – Иваном Сусаниным. В образе Савелия звучит поэзия бунта.
«Клеймёный, да не раб», - говорит о себе Савелий. Своё каторжное клеймо он считает не позором, а знаком избранности, т.к. не пожелал терпеть рабские унижения, оттого и заклеймён.

Из четвёртой части «Пир на весь мир»

Эта глава последняя из тех, что успел написать Некрасов. Поиски героями счастливого человека на Руси не завершены, а потому и главный вопрос поэмы остался открытым.
Названия подглав этой части говорят о том, что новое не всегда является основой для счастья. Основная форма рассказа этой части – народная песня.
Особое место в части «Пир на весь мир» занимает «Легенда о двух великих грешниках». Но смысл этой легенды – не христианский. Кудеяр-разбойник свои грехи, убийства, грабежи и насилия искупает не раскаянием и смирением, а убийством пана Глуховского – это идея революционеров-демократов и нигилистов: оправдание убийства и тиранства убийством. С этой идеей всем своим творчеством спорили Достоевский и Лев Толстой, Островский и Чехов.

grisha-dobrosklonov

В последней главе «Доброе время, добрые песни» Некрасов показывает народного заступника Гришу Добросклонова. Возможно, Гриша Добросклонов и станет тем счастливым на Руси, которого искали странники Некрасова. А счастье Гриши – в служении народу.