Николай Некрасов: поэт и его время

nekr

Характер творчества писателя и поэта всегда (или почти всегда) определяет эпоха, в которой он живёт.

Во время Некрасова искусство (и в частности поэзия) должно было способствовать решению социальных проблем. Если Пушкин считал, что «цель поэзии – поэзия», то среди поэтов некрасовской школы главенствовало другое мнение: цель поэзии – средство в деле служения обществу.

Nekrasov

С. Левицкий. Фотопортрет Н.А. Некрасова (1878)

«Некрасовской школой» называли группу поэтов, которые противопоставляли себя поэтам «чистого искусства», это были поэты реального и гражданского направления: Дмитрий Минаев, Николай Добролюбов, Иван Никитин, Василий Курочкин и другие. Понятие «некрасовская школа» не означало, что они являлись учениками Некрасова в прямом смысле. Скорее, они наиболее полно выражали те тенденции гражданской поэзии 1840-1860-х годов, которые были значимы в их творчестве: Добролюбов и Минаев преимущественно в сатирических стихах выражали социальные идеи, Никитин – крестьянский поэт, выражавший народные чаяния.
Большинство поэтов «некрасовской школы» формировалось вокруг демократических изданий: некрасовского «Современника», «Русского слова», «Искры». Некрасов не просто писал о народе, но и говорил его языком
Важнейшей проблемой было освобождение крестьян от крепостной зависимости. Новые люди (демократы) ощущали своё историческое предназначение в служении народу и улучшении его жизни. На смену «лишним людям» в литературу пришли люди дела и поступка.
Некрасов всю свою жизнь отдал служению идее гуманизма, взяв на себя роль народного защитника. Он был поэтом-гражданином в первую очередь, хотя и лирическая составляющая в его поэзии также была довольно сильна.
Некрасов также был новатором в поэзии, расширив и углубив её содержание и форму.
Современники Некрасова, особенно молодое поколение, воспитанное на его стихах, считало поэта даже выше Пушкина. Другие же резко делили его творчество на социальное и личное и не принимали первое.
Основные поклонники поэзии Некрасова были в среде революционных разночинцев: Белинский, Дмитрий Писарев, Николай Чернышевский. Белинский восторгался сочувствием Некрасова к «людям низкой породы», Писарев уважал его за сочувствие к страданиям простого человека и за готовность «честное слово» замолвить за бедняка и угнетённого, Чернышевский писал из Сибири, что слава Некрасова будет бессмертна, и называл его гениальнейшим и благороднейшим из всех русских поэтов. Революционно-демократическая критика того времени давала творчеству Некрасова высокую оценку.
Чернышевский, Добролюбов и др. видели в Некрасове не только социального и гражданского поэта, но и «поэта сердца», лирика, которому удалось найти новые слова для выражения лучших человеческих чувств. Речь шла и о новом отношении к женщине, об уважении её прав. Современники поэта отмечали, что Некрасов, открывший новую главу в истории русской лирической поэзии, унаследовал пушкинскую ясность выражения мысли, а порой и пушкинскую стилистику. 

Отношение к личности Некрасова

В то же время отношение к личности поэта у его современников было очень противоречивым. Его обвиняли в мошенничестве, в литературном барышничестве (спекуляции чужими рукописями). Но наиболее серьёзным с творческой точки зрения было обвинение Некрасова в том, что он не верит в то, за что борется, то есть что он просто обманщик. В частности, это утверждали Николай Лесков, Лев Толстой, Аполлон Григорьев, Василий Боткин, композитор П.И. Чайковский, историк Н. Костомаров и многие другие. Более подробно об этом можно прочитать в статье К.И. Чуковского «Критические рассказы, часть I».

Значение творчества Некрасова

Стиль поэта отличался демократизмом, умением ставить искусство на службу общественным проблемам и реалистическим изображением действительности. Его творчество сыграло большую роль в развитии передовой русской литературы и в формировании реалистического стиля советской поэзии.
Главным в его творчестве было остросоциальное содержание, даже нередко в ущерб художественным качествам.
Несмотря на то, что большинство его произведений полно печальных картин народного горя, они не оставляют равнодушным, всегда волнуют и дают надежду на лучшее.
Его поэма «Коробейники» (1861) написана оригинальным слогом, в народном духе. Поэма прочно ввела в литературу народную тему.
В стихотворении «На Волге» (1860) он затронул тему одной из самых тяжёлых и неприятных сторон крепостнической действительности – бурлачества. В детстве он не раз видел тяжёлый труд бурлаков, и это его всегда волновало.

1280px-Ilya Repin - Barge Haulers on the Volga - Google Art Project

Илья Репин «Бурлаки на Волге» (1872-1873). Холст, масло. 131,5 × 281 см. Государственный Русский музей (Петербург)

Н. Некрасов «На Волге» (отрывки)

О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще всё в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Иду на помощь к рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьем по островам.
То, как играющий зверок.
С высокой кручи на песок
Скачусь, то берегом реки
Бегу, бросая камешки,
И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою...
Тогда я думать был готов,
Что не уйду я никогда
С песчаных этих берегов.
И не ушел бы никуда —
Когда б, о Волга! над тобой
Не раздавался этот вой!

Давно-давно, в такой же час,
Его услышав в первый раз,
Я был испуган, оглушен.
Я знать хотел, что значит он,—
И долго берегом реки
Бежал. Устали бурлаки,
Котел с расшивы принесли,
Уселись, развели костер
И меж собою повели
Неторопливый разговор.
«Когда-то в Нижний попадем? –
Один сказал. – Когда б попасть
Хоть на Илью...» – Авось придем, –
Другой, с болезненным лицом,
Ему ответил. – Эх, напасть!
Когда бы зажило плечо,
Тянул бы лямку, как медведь,
А кабы к утру умереть –
Так лучше было бы еще...
Он замолчал и навзничь лег.
Я этих слов понять не мог,
Но тот, который их сказал,
Угрюмый, тихий и больной,
С тех пор меня не покидал!
Он и теперь передо мной:
Лохмотья жалкой нищеты,
Изнеможенные черты
И, выражающий укор,
Спокойно-безнадежный взор...
Без шапки, бледный, чуть живой,
Лишь поздно вечером домой
Я воротился. Кто тут был –
У всех ответа я просил
На то, что видел, и во сне
О том, что рассказали мне,
Я бредил. Няню испугал:
«Сиди, родименькой, сиди!
Гулять сегодня не ходи!»
Но я на Волгу убежал.
***
О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!..

В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» (1858), которое из-за цензуры было опубликовано только в 1860 г., говорится о том, что по праздникам этот подъезд встречает «дорогих» гостей, а в обычные дни к нему подходят «убогие», «безвестные», бедные лица, которых не пускает швейцар.

А владелец роскошных палат
Еще сном был глубоким объят...
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть ещё наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру...

В 1863 г. Некрасов написал поэму «Мороз, Красный нос», которую посвятил своей сестре Анне. В поэме автор воспевает русскую крестьянку, исчезающий тип «величавой славянки».
Позже Некрасов создаёт написанную весьма оригинальным размером огромную поэму «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1876), своего рода народный эпос.
Поэма «Русские женщины» (1871-1872) – о подвиге жён декабристов, последовавших на каторгу за своими мужьями.

Н. Некрасов «Русские женщины» (отрывок, сцена свидания Марии Волконской с мужем на руднике)

Я только теперь, в руднике роковом,
Услышав ужасные звуки,
Увидев оковы на муже моем,
Вполне поняла его муки,
И силу его... и готовность страдать!
Невольно пред ним я склонила
Колени, – и прежде чем мужа обнять,              izdat2 2 22
Оковы к губам приложила!..
И тихого ангела бог ниспослал
В подземные копи – в мгновенье
И говор, и грохот работ замолчал,
И замерло словно движенье,
Чужие, свои – со слезами в глазах,
Взволнованы, бледны, суровы –
Стояли кругом. На недвижных ногах
Не издали звука оковы,
И в воздухе поднятый молот застыл...
Всё тихо — ни песни, ни речи...
Казалось, что каждый здесь с нами делил
И горечь, и счастие встречи!
Святая, святая была тишина!
Какой-то высокой печали,
Какой-то торжественной думы полна.
«Да где же вы все запропали?» –
Вдруг снизу донесся неистовый крик.
Смотритель работ появился.
«Уйдите! – сказал со слезами старик. –
Нарочно я, барыня, скрылся,
Теперь уходите. Пора! Забранят!
Начальники люди крутые...»
И словно из рая спустилась я в ад...

Некрасова можно назвать единственным русским поэтом, у которого сильно и заметно развита такая чисто русская черта, как склонность к покаянию. Она отчётливо проявилась в произведениях «Рыцарь на час», «Когда из мрака заблуждения я душу падшую воззвал...» и др.

Когда из мрака заблужденья
Горячим словом убежденья
Я душу падшую извлек,
И, вся полна глубокой муки,
Ты прокляла, ломая руки,
Тебя опутавший порок;

Когда забывчивую совесть
Воспоминанием казня,
Ты мне передавала повесть
Всего, что было до меня;

И вдруг, закрыв лицо руками,
Стыдом и ужасом полна,
Ты разрешилася слезами,
Возмущена, потрясена, –

Верь: я внимал не без участья,
Я жадно каждый звук ловил...
Я понял все, дитя несчастья!
Я все простил и все забыл.

Зачем же тайному сомненью
Ты ежечасно предана?
Толпы бессмысленному мненью
Ужель и ты покорена?

Не верь толпе – пустой и лживой,
Забудь сомнения свои,
В душе болезненно-пугливой
Гнетущей мысли не таи!

Грустя напрасно и бесплодно,
Не пригревай змеи в груди
И в дом мой смело и свободно
Хозяйкой полною войди!
1845

Н. Некрасов

Я за то глубоко презираю себя,
Что живу – день за днем бесполезно губя;

Что я, силы своей не пытав ни на чем,
Осудил сам себя беспощадным судом

И, лениво твердя: я ничтожен, я слаб! –
Добровольно всю жизнь пресмыкался как раб;

Что, доживши кой-как до тридцатой весны,
Не скопил я себе хоть богатой казны,

Чтоб глупцы у моих пресмыкалися ног,
Да и умник подчас позавидовать мог!

Я за то глубоко презираю себя,
Что потратил свой век, никого не любя,

Что любить я хочу... что люблю я весь мир,
А брожу дикарем – бесприютен и сир,

И что злоба во мне и сильна и дика,
А хватаясь за нож – замирает рука!
1846

«Некрасова, как поэта, я уважаю за его горячее сочувствие к страданиям простого человека, за честное слово, которое он всегда готов замолвить за бедняка и угнетённого», – писал русский литературный критик Дмитрий Писарев.
У поэтов революционно-демократического направления 1860-1880-х годов Некрасов пользовался огромной популярностью. Они видели в нём главу новой поэтической школы.
Главные свойства поэзии Некрасова, по мнению литературного критика Владимира Жданова, это её тесная связь с национальной жизнью, близость к народу и умение говорить от его имени, а также использование реалистического художественного метода, необычайно активного вторжения в жизнь и воспроизведения жизни в искусстве. Творчество Некрасова можно назвать энциклопедией дореволюционной России. Он сумел открыть глаза современникам на всю глубину униженности крестьянства. Он утверждал, что каждый элемент народного бытия достоин поэтического слова.
Он предвосхитил «городскую» поэзию начала XX в., что было отмечено Валерием Брюсовым: «После Пушкина Достоевский и Некрасов – первые у нас поэты города...». А французский литературовед Шарль Корбэ в книге «Некрасов как человек и поэт» (1948) писал, что Некрасов был предшественником Шарля Бодлера.

800px-Nekrasov monument Chudovo

Памятник Некрасову с собакой и ружьём в Чудово, рядом с домом-музеем – бывшим охотничьим домиком Н.А. Некрасова