Философское содержание стихов Тютчева

  • Печать

stihi

Литературное наследие Ф.И. Тютчева – это около 400 стихотворений, включая переводные. Совсем немного.

Можно прибавить к этому ещё 4 статьи и письма. Но и с этим получается всего одна книга.
Но всё-таки литературное наследие Фёдора Ивановича Тютчева (1803-1873)довольно велико по знаͥ́чимости созданного. А. Фет так сказал по этому поводу: 

Муза, правду соблюдая,
Глядит, и на весах у ней
Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей.

Все стихи Тютчева (ну, или почти все) наполнены философским содержанием. О чём бы ни писал поэт: о природе, о любви, об окружающей действительности, о политике – всё осмысливается философски. И. Аксаков говорил, что для Тютчева «жить – значило мыслить».

al

Фёдор Тютчев. Портрет работы С. Александровского (1876)

Ю. Тынянов отмечал особую краткость стихов Тютчева и называл его поэтическую форму «фрагментом», который есть сжатая до краткого текста ода. Тютчевское стихотворение, по Тынянову, «является одним сложным образом». Эти фрагментарные формы, так не похожие на аналогичные формы поэзии Жуковского, Пушкина и других современников и присущие только лирике Тютчева, советский и российский литературовед Ю.Н. Чумаков определяет как идиоформы.
Тематический круг поэзии Тютчева невелик. Он – «поэт одной темы: космизация человеческого присутствия в Сущем. В ней всё собрано, уплотнено и в то же время рассредоточено по нескольким руслам, наполненным игрой стихий, мерцанием ценностей и коннотатов» (Коннотат – реализация значения в знаке).

Смотри, как запад разгорелся                hqdefault
Вечерним заревом лучей,
Восток померкнувший оделся
Холодной, сизой чешуей!
В вражде ль они между собою?
Иль солнце не одно для них
И, неподвижною средою
Деля, не съединяет их?
1838

Мысль в этом и других стихотворениях («Море и утёс», «Рассвет», «Ужасный сон отяготел над нами» и др.) облекается в образ и становится символом.
Тютчев никогда не считал себя профессиональным литератором, его современники неоднократно отмечали, что он даже выражал некоторое пренебрежение к результатам собственного творчества. Он был дипломатом: после окончания университета в 1821 г. поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел и отправился в Мюнхен в качестве атташе Российской дипломатической миссии
Но его размышления по поводу вековечных загадок мира и человеческой жизни часто находили выражение именно в стихотворной форме. Отдельные стихи становились блестящими афоризмами и входили в обиход речи: «Мысль изреченная есть ложь», «Умом Россию не понять», «В Россию можно только верить», «День пережит, и слава богу», «любовь – «поединок роковой», природа «о днях былых молчит» и т. д.

article442335

Ф.И. Тютчев

Ф.И. Тютчев «Две силы есть – две роковые силы...»

Две силы есть – две роковые силы,
Всю жизнь свою у них мы под рукой,
От колыбельных дней и до могилы, –
Одна есть Смерть, другая – Суд людской.

И та и тот равно неотразимы,
И безответственны и тот и та,
Пощады нет, протесты нетерпимы,
Их приговор смыкает всем уста...

Но Смерть честней – чужда лицеприятью,
Не тронута ничем, не смущена,
Смиренную иль ропщущую братью –
Своей косой равняет всех она.

Свет не таков: борьбы, разноголосья –
Ревнивый властелин – не терпит он,
Не косит сплошь, но лучшие колосья
Нередко с корнем вырывает вон.

И горе ей – увы, двойное горе, –
Той гордой силе, гордо-молодой,
Вступающей с решимостью во взоре,
С улыбкой на устах – в неравный бой,

Когда она, при роковом сознанье
Всех прав своих, с отвагой красоты,
Бестрепетно, в каком-то обаянье
Идет сама навстречу клеветы,

Личиною чела не прикрывает,
И не дает принизиться челу,
И с кудрей молодых, как пыль, свевает
Угрозы, брань и страстную хулу, –

Да, горе ей – и чем простосердечней,
Тем кажется виновнее она...
Таков уж свет: он там бесчеловечней,
Где человечно-искренней вина.
1869

Природа – Сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
1869

По своему мировоззрению Тютчев был пантеистом. Пантеи́зм – философское учение, объединяющее и иногда отождествляющее Бога и мир.
Слово «пантеизм» происходит от древнегреческих слов παν (пан) – «всё, всякий» и θεός (теос) – «Бог, божество». В пантеизме находит выражение концепция: «Бог» лучше всего понимается в сближении со Вселенной. Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного Бога или Бога-Творца. Несмотря на существующие различные течения внутри пантеизма, центральные идеи в большинстве форм пантеизма постоянны: Вселенная как всеобъемлющее единство и святость природы. Пантеизм отвергает антропоцентризм, признавая фундаментальное единство всего живого и необходимость почтительного отношения к природе (из Википедии).

Ф.И. Тютчев «От жизни той, что бушевала здесь...» (отрывок)

Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих – лишь грезою природы.
Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.

1871

Он благоговейно преклоняется перед жизнью природы:

Ф.И. Тютчев Не то, что мните вы, природа...»

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик...
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах!
Для них и солнцы, знать, не дышат
И жизни нет в морских волнах!

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Увы, души в нем не встревожит
И голос матери самой!
1836

Эту душу природы Тютчев стремится уловить, понять и объяснить во всех ее проявлениях. Об этом многие его стихотворения: «Первая встреча весны», «Весенние воды», «Летний вечер», «Кротость осенних вечеров», «Чародейкою зимою ...», «Утро в горах», «Полдень мглистый», «Ночные голоса», «Светозарный месяц», «Первая гроза», «Грохот летних бурь», «Радуга» и др. Природа у Тютчева говорит с ним «понятным сердцу языком».

Ф.И. Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное...»

Как хорошо ты, о море ночное, – night-sea-4231465 1280
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно...

На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром...
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звезды глядят с высоты.

В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою –
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою...
1865

Человек перед природой – это «сирота бездомный», «немощный» и «голый»; он – случайное порождение природы, такое же, как и другие существа. Но, уверовав в свою особенность, человек вносит в природу лишь дисгармонию, разлад.
Фёдор Тютчев. Фото С. Левицкого (1856)

Ф.И. Тютчев

Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.

Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, –
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?

И от земли до крайних звезд
Всё безответен и поныне
Глас вопиющего в пустыне,
Души отчаянной протест?
1865

Тютчев признавал истинное бытие лишь у мировой души и отрицал его у индивидуальных «я». Он верил, что бытие индивидуальное есть призрак, заблуждение, от которого освобождает смерть, возвращая нас в великое «всё».

Ф.И. Тютчев «Смотри, как на речном просторе...»

Смотри, как на речном просторе, lh ldiny
По склону вновь оживших вод,
Во всеобъемлющее море
За льдиной льдина вслед плывет.

На солнце ль радужно блистая,
Иль ночью в поздней темноте,
Но все, неизбежимо тая,
Они плывут к одной мете.

Все вместе – малые, большие,
Утратив прежний образ свой,
Все – безразличны, как стихия, –
Сольются с бездной роковой!..

О, нашей мысли обольщенье,
Ты, человеческое Я,
Не таково ль твое значенье,
Не такова ль судьба твоя?
1851

Ф.И. Тютчев «Брат, столько лет сопутствовавший мне...»

Брат, столько лет сопутствовавший мне,
И ты ушел, куда мы все идем,
И я теперь на голой вышине
Стою один – и пусто всё кругом.

И долго ли стоять тут одному?
День, год-другой – и пусто будет там,
Где я теперь, смотря в ночную тьму
И, что со мной, не сознавая сам...

Бесследно всё – и так легко не быть!
При мне иль без меня – что нужды в том?
Всё будет то ж – и вьюга так же выть,
И тот же мрак, и та же степь кругом.

Дни сочтены, утрат не перечесть,
Живая жизнь давно уж позади,
Передового нет, и я как есть
На роковой стою очереди́.
1870

Природа будет жить всегда:

Пройдут века,
Так же будет в вечном строе...
Течь и искриться река,
И поля дышать на зное...

А человека ждет полное исчезновение. «Бесследно все», говорит Тютчев о судьбе людей:

то уйдет всецело,
Чем ты дышишь и живешь...

Но и в природе, и в человеческой душе Тютчев всегда видел и чувствовал хаос. В природе это бури, грозы, ночные ветры, а в человеке – все непонятные проявления души и состояния: любовь, сон, безумие, смерть... Любовь у Тютчева не светлое чувство, а «поединок роковой», страсть, которую он называл «буйной слепотой», отожествляя её с ночью. Человек во мраке ночи слеп, так же слеп он и во мраке страсти.

Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.

Но человек хаос познать не может, он может только слегка заглянуть в него:

Мы в небе скоро устаем,
И не дано ничтожной пыли
Дышать божественным огнем.

(Ф.И. Тютчев «Проблеск»)

Всякое человеческое знание, по мнению поэта, обречено на недостоверность, мир для человека непостижим. Эта мысль ярко выражена в стихотворении «Фонтан».

Ф.И. Тютчев «Фонтан»                    fontan        

Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной –
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.

О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты!..
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
1836

Человеческую мысль Тютчев сравнивает с фонтанной струёй: как бы высоко ни взлетала она, у неё есть предел. И мысли человеческие ограничены в своём порыве к познаниям:

Но длань незримо-роковая
Твой луч упорный, преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.

Чья это длань?

А если мир непостижим, то человек не может выразить свою душу.

Ф.И. Тютчев. SILENTIUM! (лат. молчание)

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, –
Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь –
Взрывая, возмутишь ключи,
Питайся ими – и молчи...

Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум –
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи –
Внимай их пенью – и молчи!..
1833

Как бессильна человеческая мысль, так бессильно и человеческое слово.

Fedor Tutchev

Ф.И. Тютчев

Поэтический дар Тютчева формировался и развивался на образцах немецкой поэзии Гейне, Ленау, Шиллера и Гете. В ранних его стихах есть влияние Жуковского, отчасти Державина, а позднее Пушкина. Но в целом творчество этого поэта весьма самобытно, поэтому, возможно, оценить поэзию Тютчева смогли только спустя много лет.