Свободолюбивая лирика Пушкина

0 7a73f e89a3a49 XL

Политические вопросы всегда интересовали Пушкина.

В молодости, как у многих, его взгляды были радикальными: молодость предпочитает делить мир только на чёрное и белое.
Но затем постепенно поэт разочаровался в революционных идеалах. В стихотворении «Стансы» он говорит об идеальном для России правителе – Петре I. 

А.С. Пушкин «Стансы»

В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Но правдой он привлек сердца,
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукой.
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен.
1826

Кругликова Елизавета Сергеевна А.С. Пушкин 2

Е.С. Кругликова. Пушкин

В дальнейшем Пушкин поддерживал имперскую политику России: прославлял завоевание русскими Кавказа, написал патриотическое стихотворение «Клеветникам России» во время польского восстания 1830-1831 гг., проникнутое имперским пафосом. Это стихотворение было ответом Пушкина на массовую кампанию во Франции за военное вмешательство в поддержку Польши.
Стихотворение написано в форме прямого обращения к депутатам («народным витиям»), Пушкин считает, что они не понимают сущности многовекового русско-польского конфликта:

О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.

Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
...........................................
Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда...

Далее поэт рассуждает, за что так ненавидят французы Россию, и сам же даёт ответ на этот вопрос:

... за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?..

Завершает это стихотворение Пушкин словами о том, что русский народ хранит былую силу и готов сражаться против новой агрессии. При этом он предвидит плачевный конец интервентов:

Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..
Так высылайте ж нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.

Последние годы жизни Пушкина прошли в свободоненавистнической России, в которой он задыхался и трагически погиб.
Мы схематически очертили вехи развития политических взглядов Пушкина, а теперь обратимся к конкретным стихам в хронологической последовательности.

Ранняя свободолюбивая лирика Пушкина

pushkin

А.С. Пушкин. Автопортрет (1829)

Свободолюбивый от природы дух Пушкина очень сильно «подпитал» Царскосельский лицей, в котором он пребывал в 1811-1817 гг. Здесь открылся и был высоко оценён его поэтический дар. Воспоминания о годах, проведённых в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в душе поэта. Воспитанникам Лицея внушались высокие жизненные идеалы, в том числе свободолюбие. Здесь он познакомился с идеалами французского Просвещения. Здесь он общался с П.Я. Чаадаевым, с будущими декабристами, на встречах с которыми он слышал пламенные речи, осуждавшие самодержавие и крепостное право.

Пётр Яковлевич Чаадаев – друг Пушкина в юности. В то время они оба мечтали об освобождении России от крепостного права, от гнёта самодержавия. Чаадаев был на несколько лет старше Пушкина и не верил в то, что эти надежды могут скоро осуществиться. Пушкин же старается убедить своего друга, что эти мечты сбудется скоро и что они сами могут принять участие в свержении «самовластья» (самодержавия).

А.С. Пушкин. К Чаадаеву

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
1818?

Chaadaev portrait

П.Я. Чаадаев

Ещё в 1815 г., будучи в стенах Лицея, он написал стихотворение «К Лицинию», проникнутое высоким гражданским пафосом. Лициний – римский император в 308-324 гг. Но его имя упоминается в заголовке только для того, чтобы отвлечь внимание цензоров. Фактически, это стихотворение – выступление против Александра I и его сподвижника Аракчеева. После завершения Отечественной войны и европейского похода в некоторых кругах стало зреть недовольство внутренней политикой императора. Люди хотели либеральных реформ, которые он обещал ещё в первые годы своего правления. Но Александр I идти на поводу у либералов не собирался. В стихотворении Пушкина представлен Рим, «гордый край разврата, злодеянья», когда к власти в нем прибился некий Ветулий – «любимец деспота», юноша сомнительных моральных качеств, правящий «слабым сенатом. Вероятно, подразумевался при этом Аракчеев. Сейчас его личность не воспринимается однозначно отрицательно, но во времена Пушкина Аракчеева многие откровенно ненавидели и презирали.
В стихотворении «К Лицинию» народ безропотно поклоняется Ветулию, поддерживая нечестную власть. Некогда свободные люди находятся под игом, но не способны найти в себе силы противостоять злодеям-правителям. Последние строки занимает пророчество. Согласно ему, рано или поздно город должен пасть: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен». Юный Пушкин поддерживает восстание против Ветулия и покровительствующего ему деспота.

О Рим! о гордый край разврата, злодеянья,
Придет ужасный день – день мщенья, наказанья;
Предвижу грозного величия конец,
Падет, падет во прах вселенныя венец!
Народы дикие, сыны свирепой брани,
70 Войны ужасной меч прияв в кровавы длани,
И горы, и моря оставят за собой
И хлынут на тебя кипящею рекой.
Исчезнет Рим; его покроет мрак глубокой;
И путник, обратив на груды камней око,
Речет задумавшись, в мечтаньях углублен:
«Свободой Рим возрос – а рабством погублен».
1815

Поэт позже изменит свою точку зрения на народные волнения и революции: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» («Капитанская дочка»).

Оду «Вольность» Пушкин написал в 1817 г. В ней отразились ранние свободолюбивые настроения поэта, он сам позже называл эту оду «детской».
Её главная мысль в том, что вольность возможна и в монархическом государстве, в котором соблюдаются законы. Причём законы должны соблюдаться не только народом, но и самим царём:

Владыки! вам венец и трон
Даёт Закон – а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.
И го́ре, го́ре племенам,
Где дремлет он неосторожно,
Где иль народу иль царям
Законом властвовать возможно!

Далее Пушкин приводит пример казни народом короля Людовика XIV во время французской революции, эту казнь он считает незаконной. Результат – порабощение французов новым тираном – Наполеоном.

Самовластительный Злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоём челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрёк ты Богу на земле.

Но поэт даёт поучение и тем царям, которые нарушают закон, царствуют с помощью «бичей» и оков. Пример – Павел I, которого Пушкин в этой оде называет Калигулой, по имени римского императора, прославившегося своим тиранством.

О стыд! о ужас наших дней!
Как звери, вторглись янычары!...
Падут бесславные удары...
Погиб увенчанный злодей.

И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надёжную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.

В стихотворении «Деревня» (1819) Пушкин даёт свой идеал гармонического общества. Стихотворение построено на антитезе: в природе царят гармония и красота, а в человеческом обществе – дикость. Заканчивается стихотворение восклицанием и риторическим вопросом:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И Рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвещенной
Взойдёт ли наконец прекрасная Заря?

В стихотворении «Сказки» (Noёl) Пушкин высмеивает Александра I. Noёl (фр.) – праздник Рождества Христова. Александр I создал реакционный «Священный союз» с Австрией и Пруссией для борьбы с революционным движением в Европе, но в то же время публично пообещал ряд либеральных реформ, которые выполнять не думал. В стихах Пушкина младенец Христос радуется этим обещаниям, а Мать Его объясняет, что эти обещания – просто сказки.

Ура! в Россию скачет
Кочующий деспо̀т.
Спаситель горько плачет,
За ним и весь народ.
Мария в хлопотах Спасителя стращает:
„Не плачь, дитя, не плачь, суда̀рь:
Вот бука, бука — русской царь!"
Царь входит и вещает:
«Узнай, народ российской,
Что знает целый мир:
И прусский и австрийский
Я сшил себе мундир.
О радуйся, народ: я сыт, здоров и тучен;
Меня газетчик прославлял;
Я пил, и ел, и обещал –
И делом не замучен.
...........................
От радости в постеле
Расплакался дитя:
«Неуж то в самом деле?
Неуж то не шутя?»
А мать ему: «Бай-бай! закрой свои ты глазки;
Уснуть уж время наконец,
Ну, слушай же, как царь-отец
Рассказывает сказки».

В 1824 г. Пушкина из Одессы высылают в Михайловское под надзор отца. Заканчивается романтический период пушкинского творчества.

Зрелая свободолюбивая лирика Пушкина

self

А.С. Пушкин. Автопортрет

Период либеральных надежд закончился для Пушкина и других мыслящих людей его времени после событий 14 декабря 1825 г. В стихотворении «Арион» он подводит итог духовным исканиям декабристов. События недавнего прошлого он воссоздаёт в аллегорической форме: у каждого из декабристов были свои обязанности («Иные парус напрягали, другие дружно упирали в глубь мощны вёслы»), а поэт воодушевлял их своими песнями (стихами).

А.С. Пушкин «Арион» vosstanie dekabristov

Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны вёслы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный чёлн;
А я – беспечной веры полн, –
Пловцам я пел... Вдруг лоно волн
Измял с налёту вихорь шумный...
Погиб и кормщик и пловец! –
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
1827

Главная идея этого стихотворения состоит в том, что поэт не отрёкся от своих убеждений: «Я гимны прежние пою...».
Арион – древнегреческий поэт, которого во время его путешествия на корабле ограбили и выбросили в море кормщик и матросы. Но Ариона спас приплывший на его песню дельфин, на спине дельфина он и добрался до берега. Этот образ Пушкин взял для того, чтобы ввести в заблуждение цензуру. Это помогло, стихотворение было опубликовано в 1830 г.

В стихотворении «В Сибирь», адресованному друзьям-декабристам, сосланным на каторгу, он утверждает: «Не пропадёт ваш скорбный труд и дум высоко стремленье».

kustodiev

Б. Кустодиев. Пушкин (1915)

А.С. Пушкин «В Сибирь»

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут – и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
1827

Ему в стихотворной форме ответил поэт-декабрист А. Одоевский.
Глубокое осмысление свободы Пушкин дал в стихотворении «Анчар» (анчар – древо яда). Поэт выступает против неограниченной власти одного человека над другим.
В природе анчара, пропитанного ядом от корней до листьев, избегают и звери, и птицы. А человек (царь, князь) может послать к этому ядовитому дереву другого человека за ядовитой смолой для отравленных стрел одним только властным взглядом. И тот послушно идёт на верную смерть. Пушкин не может и не хочет примириться с этим.

А.С. Пушкин «Анчар»

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит –
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес – и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
1828

Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина не ограничивается приведёнными в данной статье стихами. Можно вспомнить и другие его произведения: «Гречанка верная, не плачь!», «Узник», «Птичка», «И.И. Пущину», «Стансы», «Друзьям», «Пир Петра Первого» и многие другие.
Ещё в юности объявив о приоритетности для него свободы («Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок...»), Пушкин остался верен своему идеалу. В конце жизни он сказал:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

А.С. Пушкин. Последняя осень

А. Кравчук «Последняя осень» (2000). Холст, масло. 123x150 см