«Нет, я не Байрон…» (о самобытности поэзии Лермонтова)

  • Печать

Mikhail Lermontov-1

Короткий творческий путь Лермонтова традиционно делят на три периода:

1. Ученический, с 1828 по 1832 г.
2. Годы становления как поэта: 1833-1836 гг.
3. Расцвет творчества: 1837-1841 гг.
Судьба отмерила ему всего 27 лет жизни. Известный исследователь творчества поэта – Ираклий Андроников – сказал с горечью: «Если бы Лермонтов прожил хотя бы столько же, сколько Пушкин, ещё не известно, кто бы из них был Пушкин!» Конечно, буквально эти слова воспринимать нельзя, но то, что дар Лермонтова не успел раскрыться в полную силу – факт. 

Первый период творчества

Mikhail lermontov

П. Заболотский. Портрет М.Ю. Лермонтова (1837)

Хоть этот период и называют ученическим, произведения молодого поэта уже отличаются глубиной размышлений, разнообразием тем, жанров. В этот период Лермонтов написал более 300 стихотворений, 3 драмы («Цыганы» – набросок начала оперы, 1828), «Испанцы», 1830, «Странный человек», 1831), а также переводы из Байрона, Шиллера.
В 1832 г. он написал стихотворение «Нет, я не Байрон...», в котором высказал мысль о том, что он прошёл путь подражательного ученичества великому Байрону, но обрёл свой голос и нашёл свой творческий путь.

Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я – или Бог – или никто!

В этом стихотворении уже намечены главные мотивы его творчества: темы собственного избранничества («я другой, ещё неведомый избранник»), скитания, одиночества («как он, гонимый миром странник», намёк на раннюю гибель («я раньше начал, кончу ране»), утверждение собственного национального самосознания («как он, гонимый миром странник, но только с русскою душой».
Период с 1828 по 1832 г. – это возраст Лермонтова 14-18 лет. Да, в смысле возраста – это период ученичества. Но по глубине мысли, восприятия жизни юношей этот период сложно назвать ученическим – настолько глубокими и серьёзными были написанные им в этот промежуток времени произведения. Среди них немало настоящих шедевров: «Нищий», «О, полно извинять разврат!», «Желание», «Ангел», «Ужасная судьба отца и сына...», «Нет, я не Байрон...», «Парус», «Предсказание» и др.

М. Лермонтов «Поэт»

Когда Рафа́эль вдохновенный
Пречистой девы лик священный
Живою кистью окончал, –
Своим искусством восхищенный,                                   rf
Он пред картиною упал!
Но скоро сей порыв чудесный
Слабел в груди его младой,
И, утомленный и немой,
Он забывал огонь небесный.

Таков поэт: чуть мысль блеснет,
Как он пером своим прольет
Всю душу; звуком громкой лиры
Чарует свет и в тишине
Поет, забывшись в райском сне,
Вас, вас! души его кумиры!
И вдруг хладеет жар ланит,
Его сердечные волненья
Всё тише, и призра́к бежит!
Но долго, долго ум хранит
Первоначальны впечатленья.
1828

В этом стихотворении речь идёт о «Сикстинской мадонне» Рафаэля.

М. Лермонтов «Нищий»

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
1830

Впервые это стихотворение было опубликовано в журнале «Библиотека для чтения» в 1844 г. под названием «К Е. А....е», т.е. к Екатерине Александровне.

su

Сушкова Екатерина Александровна (по мужу Хвостова, 1812-1868) – московская знакомая Лермонтова, которой он был увлечён в 1830-1831 гг. и которой посвящен целый ряд его стихотворений. В кругу близких Сушковой было присвоено английское прозвище Miss Black eyes (англ.), т. е. Черноокая мисс. Летом 1830 г. Лермонтов часто виделся с ней в Середниково, подмосковной усадьбе своих родственников Столыпиных, где он тогда гостил. В декабре- январе 1834-1835 гг. Лермонтов встречался с Сушковой в Петербурге, добился от неё признания в любви, после чего по его инициативе их отношения были внезапно и навсегда разорваны.
История отношений Лермонтова с Сушковой изображена в его незаконченном романе «Княгиня Лиговская» (1835), где Сушкова выведена под именем Елизаветы Негуровой.
Е.А. Сушкова вспоминала, что в августе 1830 г. большая компания молодёжи отправилась пешком из Середникова в Троице-Сергиевскую лавру (ныне г. Загорск Московской области). На паперти лавры стоял слепой нищий, который, услыхав звон монет, стал благодарить за подаяние и рассказал о бессердечной шутке над ним «молодых господ», «наложивших полную чашечку камушков».

М. Лермонтов

Ужасная судьба отца и сына                800px-Ю.П. Лермонтов отец М.Ю. Лермонтова
Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина!
Но ты свершил свой подвиг, мой отец,
Постигнут ты желанною кончиной;
Дай бог, чтобы как твой, спокоен был конец
Того, кто был всех мук твоих причиной!
Но ты простишь мне! я ль виновен в том,
Что люди угасить в душе моей хотели
Огонь божественный, от самой колыбели
Горевший в ней, оправданный творцом?
Однако ж тщетны были их желанья:
Мы не нашли вражды один в другом,
Хоть оба стали жертвою страданья!
Не мне судить, виновен ты иль нет;
Ты светом осужден. Но что такое свет?
Толпа людей, то злых, то благосклонных,
Собрание похвал незаслуженных
И стольких же насмешливых клевет.
Далеко от него, дух ада или рая,
Ты о земле забыл, как был забыт землей;
Ты счастливей меня; перед тобой
Как море жизни – вечность роковая
Неизмеримою открылась глубиной.
Ужели вовсе ты не сожалеешь ныне
О днях, потерянных в тревоге и слезах?
О сумрачных, но вместе милых днях,
Когда в душе искал ты, как в пустыне,
Остатки прежних чувств и прежние мечты?
Ужель теперь совсем меня не любишь ты?
О если так, то небо не сравняю
Я с этою землей, где жизнь влачу мою;
Пускай на ней блаженства я не знаю,
По крайней мере я люблю!
1831

В этом стихотворении Лермонтов говорит о смерти отца. Юрий Петрович Лермонтов умер 1 октября 1831 г. в своей деревне Кропотово Тульской губернии.
Стихотворение содержит намеки на семейные раздоры, которые привели к разлуке Лермонтова с отцом.

В августе 1832 г., в годовщину Отечественной войны 1812 г., было написано стихотворение «Два великана», в котором сказочно-аллегорически изображаются борьба Наполеона I с Александром I и поражение Наполеона под Москвой, а также конец жизни Наполеона на острове Святой Елены.

М. Лермонтов «Два великана»

В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран.

За горами, за долами
Уж гремел об нем рассказ,
И померяться главами
Захотелось им хоть раз.

И пришел с грозой военной
Трехнедельный удалец –
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал;
Посмотрел – тряхнул главою...
Ахнул дерзкий – и упал!

Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.

В этот период много стихов Лермонтов посвятил таинственной незнакомке Н.Ф.И. Эти инициалы удалось раскрыть советскому литературоведу Ираклию Андроникову – Наталья Фёдоровна Ива́нова, дочь московского литератора и драматурга Ф.Ф. Ива́нова. Лермонтов познакомился с ней в 1830 г. Ей посвящён его «ивановский» цикл (более 30 стихотворений).

N.Obreskova

М. Кашенцев. Портрет Н.Ф. Ивановой. Акварель 1834 г.

Отношения с Ива́новой первоначально развивались иначе, чем с Сушковой. Лермонтов впервые почувствовал взаимное чувство. Но вскоре молодому поэту она предпочла более опытного и состоятельного соперника, поэтому к лету 1831 г. в творчестве Лермонтова становится ключевой тема измены, неверности. Поэт мучительно переживал это чувство. В стихах, обращённых к Н. Ф. Ивановой, не содержится никаких прямых указаний на причины сердечной драмы двух людей, на первом месте лишь само чувство неразделённой любви, перемежающееся раздумьями о горькой судьбе поэта. Его угнетает не столько отсутствие взаимности, сколько нежелание оценить насыщенный духовный мир поэта.

М. Лермонтов

Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней,
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслию небесной
И силой духа убежден
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец,
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец!
Я горд!.. прости! люби другого,
Мечтай любовь найти в другом;
Чего б то ни было земного
Я не соделаюсь рабом.
К чужим горам под небо юга
Я удалюся, может быть;
Но слишком знаем мы друг друга,
Чтобы друг друга позабыть.
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил;
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку –
Безумец! – лишний раз пожать!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала – я тебя не знал!
1831

Это прощальное обращение к Н.Ф. Ивановой.

Второй период творчества

Lermontov-Autoportrait

М.Ю. Лермонтов. Автопортрет

Для поэта это были годы становления и углубления его поэзии. Он писал мало. Лермонтов определяет главные темы современности, их место в собственном творчестве.
Восстание декабристов разделило историю страны на «до» и «после». Лермонтов взрослел уже в николаевской России, когда проводились репрессии против мятежников 1825 г. Николай I стремился сделать всё, чтобы не допустить нового восстания. Наступила эпоха разобщения людей, а Лермонтов в своём творчестве создаёт философскую концепцию одиночества. Эта тема существовала и в первом периоде его творчества, но тогда она раскрывалась им в традиционном романическом стиле, в подражании Байрону. Ещё в 1830 г. он написал стихотворение «Стансы», в котором выражена мысль о том, что одиночество – единственно возможное состояние его души. И выбрано оно им добровольно.

М. Лермонтов «Стансы» (отрывок)

Я к одиночеству привык,
Я б не умел ужиться с другом, –
Я б с ним препровожденный миг
Почел потерянным досугом.

Мне скучно в день, мне скучно в ночь,
Надежды нету в утешенье,
Она навек умчалась прочь,
Как жизни каждое мгновенье.

На светлый запад удалюсь –
Вид моря грусть мою рассеет.
Ни с кем в отчизне не прощусь –
Никто о мне не пожалеет!..

Быть может, будет мне о ком
Тогда вздохнуть, – и провиденье
Заплотит мне спокойным днем
За долгое мое мученье.
1830

Отныне лирическим героем Лермонтова становится вечный странник и скиталец.

М. Лермонтов

Никто моим словам не внемлет... я один.
День гаснет... красными рисуясь полосами,
На запад уклонились тучи и камин
Трещит передо мной. – Я полон весь мечтами,
О будущем... и дни мои толпой
Однообразною проходят предо мной,
И тщетно я ищу смущенными очами
Меж них хоть день один, отмеченный судьбой!
1836

Третий, главный период творчества

Наступила духовная и поэтическая зрелость, когда каждое его произведение – шедевр.
Этот период начался со стихотворения «Смерть поэта». До сих пор поэтический талант Лермонтова был известен лишь в офицерских и светских кружках. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта.

avt

Автограф стихотворения «Смерть поэта»

Лермонтов был болен, когда совершилось это страшное событие. В конце января врач Н.Ф. Арендт, побывав у заболевшего Лермонтова, рассказал ему подробности дуэли и смерти Пушкина. Арендт, знаменитый русский врач пушкинского времени, хирург, известен тем, что облегчал страдания А.С. Пушкина после дуэли с Дантесом.
Стихотворение «Смерть Поэта» (1837 г.) оканчивалось сначала словами «И на устах его печать». Оно быстро распространилось «в списках», вызвало бурю в высшем обществе и новые похвалы Дантесу. Один из родственников Лермонтова, Н. Столыпин, стал в глаза порицать его горячность по отношению к такому «джентльмену», как Дантес. Лермонтов вышел из себя, приказал гостю выйти вон и в порыве страстного гнева набросал заключительные 16 строк: «А вы, надменные потомки...».
Лермонтова арестовали. За судебным разбирательством наблюдал сам Николай I. За Лермонтова вступились пушкинские друзья, прежде всего Жуковский. Имевшая светские связи бабушка сделала всё, чтобы смягчить участь единственного внука. В результате корнет Лермонтов был переведён прапорщиком в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе.
Возвратившись в Петербург, Лермонтов создаёт поэмы «Демон» и «Мцыри», задуманные ещё в юности.

Lermontov by FOBudkin 1834

П. Захаров-Чеченец. М. Ю. Лермонтов в вицмундире Лейб-гвардии Гусарского полка (1834)

Из стихов этого периода трудно выделить наиболее знАчимые – они все являются шедеврами: «Бородино», «Узник», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Не смейся над моей пророческой тоскою...», «Гляжу на будущность с боязнью...», «Казачья колыбельная песня», «Поэт», «Дума», «Три пальмы», «Молитва», М.А. Щербатовой («На светские цепи...»), «Как часто, пёстрою толпою окружён...», «И скучно и грустно», «Родина» и ... все остальные стихи последнего периода жизни и творчества Лермонтова.

М. Лермонтов

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит.
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть.
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь,
Чтоб, всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
1841
Это стихотворение написано за несколько дней до дуэли и смерти поэта.