Золотой век русской литературы (обзор)

a3ef209b

«Золотым веком» русской литературы назвали первую треть XIX в., когда жили и творили А.С. Пушкин и поэты его круга.

Хронологически это время определялось рамками 1810-1830-х годов. Но в дальнейшем этот термин стал употребляться применительно к литературе всего XIX в. Советский писатель В. Катаев считал, что «между рождением Пушкина и смертью Чехова уместился целый век, золотой век русской классической литературы. Они стоят словно у двух концов единой неразрывной цепи – в её начале и в конце».
Содержание нашей статьи соответствует понятию «золотого века» русской литературы в отношении ко всему XIX в.

800px-Painted-portraits-of-writer

Г. Чернецов. Крылов, Пушкин, Жуковский и Гнедич в Летнем саду (1832) 

Поэты пушкинской поры:

Е.А. Баратынский
К.Н. Батюшков
А.А. Бестужев
Д.В. Веневитинов
П.А. Вяземский
Д.В. Давыдов
А.А. Дельвиг
Н.И. Гнедич
В.А. Жуковский
П.А. Катенин
И.И. Козлов
И.А. Крылов
В.К. Кюхельбекер
А.И. Одоевский
П.А. Плетнёв
К.Ф. Рылеев
В.И. Туманский
Ф.А. Туманский
Н.М. Языков

5382480892

Кроме указанных поэтов, к ним хронологически можно отнести также М.Ю. Лермонтова. Они были современниками, но их творчество прошло период становления как бы в двух разных Россиях: Пушкин – в России декабристов и Александра I, а Лермонтов – в России Николая I, который старался сделать всё, чтобы не допустить нового восстания.
Завершился Золотой век поэзии произведениями Ф. И. Тютчева. Пушкин печатал стихи Тютчева в литературном и общественно-политическом журнале «Современник». Но поэтическая образность Тютчева и Пушкина имеет серьёзные различия. «Пушкин рисует человека, живущего кипучей, реальной, подчас даже будничной жизнью, Тютчев – человека вне будней, иногда даже вне реальности, вслушивающегося в мгновенный звон эоловой арфы, впитывающего в себя красоту природы и преклоняющегося перед нею, тоскующего перед «глухими времени стенаньями» (Н.В. Королёва).

Русская литература первой четверти XIX века

В первой четверти XIX в. в России одновременно развивались сразу несколько литературных направлений: классицизм (ему были подвержены члены члены «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств»: И.П. Пнин, И.М. Борн, А.Х. Востоков. В разное время с Обществом сотрудничали Н.И. Гнедич, К.Н. Батюшков и др. Мировоззрение членов Общества носило просветительский характер), сентиментализм (Н.И. Ильин, В.М. Фёдоров, В.А. Озеров), романтизм (А.Ф. Мерзляков, Ф.Н. Глинка, Н.И. Гнедич, Д.В. Давыдов, К.Н. Батюшков) просветительский реализм (И.А. Крылов, А.С. Грибоедов).
В 1820–30-е гг. господствующим стилем стал романтизм. В этом направлении творили Пушкин, Лермонтов, Рылеев, Жуковский, Веневитинов, Козлов, Одоевский, Баратынский, Кюхельбекер, Дельвиг, Тютчев. В это время сформировались жанры русской романтической поэмы и баллады.
Литературные герои этого времени ищут личной свободы и противопоставляют себя общепринятым устоям дворянской жизни (Татьяна Ларина, Александр Чацкий). Именно желание переустройства общества способствовало появлению тайных обществ, в которых состояло большинство литераторов.

Русская литература второй четверти XIX века

Во второй четверти XIX в. становления русской литературы продолжилось, но уже в других условиях: Николай I, напуганный выступлением декабристов, боролся с появлением любого свободомыслия. Было учреждено III отделение собственной Его Величества канцелярии во главе с А.Х. Бенкендорфом, в 1826 г. вступил в действие новый цензурный устав (через 2 года его ослабили). В качестве официальной идеологии в 1832 г. была положена формула «православие, самодержавие, народность». Всех, кто был не согласен с существующими порядками, подвергали преследованиям.
Главными достоинствами художественной литературы этого времени стали гуманизм, историзм, психологизм. «Истории государства Российского» Карамзина стала источником вдохновения для многих писателей.
Во второй четверти XIX в. в русской литературе появились два образа, ставших психологическим типом нашей литературы: «маленький человек» (Акакий Акакиевич Башмачкин, Макар Девушкин и др.) и «лишний человек» (Онегин, Печорин).
В 1840-е годы начался первый этап развития критического реализма в русской литературе – натуральная школа. Её особенность: открыто рассказывать читателям о противоречиях жизни, о недостатках общества, воспитания человека. В этом направлении работали писатели и поэты Н.А. Некрасов, Д.В. Григорович, В.И. Даль, И.И. Панаев, И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.А. Соллогуб, А.В. Дружинин, А.И. Герцен, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, А.И. Полежаев, А.В. Кольцов, В.Г. Бенедиктов. Их творчество закрепило торжество реализма в русской литературе.

Русская литература второй половины XIX века

Русская литература второй половины XIX в. известна в основном прозаиками. Она стала на мировой уровень культуры благодаря произведениям Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.С. Тургенева, С.Т. Аксакова, П.Д. Боборыкина, а также писателей революционно-демократического движения Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Н.В. и Г.И. Успенских, Ф.М. Решетникова.

800px-Russian writers by Levitsky 1856

Сотрудники журнала «Современник». Л. Толстой, Д. Григорович (вверху); И. Гончаров, И. Тургенев, А. Дружинин, А. Островский (нижний ряд). Фото С. Левицкого (1856)
Развитие русской драматургии связано прежде всего с именем А.Н. Островского.
В начале второй половины XIX в. происходит новый подъём поэзии, связанный с именами Н.А. Некрасова, А.А. Фета, И.С. Никитина, Огарева, Я. П. Полонского, Ап. Майкова, Ф.И. Тютчева. Поэзия разделяется на два направления: демократическое (Некрасов, Никитин, Добролюбов, Курочкин, Минаев, Трефолев, Мей) и «чистое искусство» (Фет, Ап. Майков, А. К. Толстой, Каролина Павлова).
В этот период появляется новый герой – «новый человек» с различными убеждениями: Базаров, Рахметов, герои-жертвы Достоевского, а идеи наполеонизма и обломовщины становятся объектом широкого обсуждения.
В конце данного периода продолжают писать Л. Толстой, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Успенский; в литературу приходит В.М. Гаршин.
В поэзии отразились душевная надломленность поколения, чувство разочарования. Выразителем этой атмосферы стали С.Я. Надсон, П.Ф. Якубович, известный своими переводами поэзии Шарля Бодлера, основоположника эстетики декаданса и символизма, и Сюлли Прюдома.
Одновременно продолжала развиваться поэзия, тяготеющая к культу прекрасного, к философскому созерцанию: А. Н. Майков, Я.П. Полонский, К.М. Фофанов, А.Н. Апухтин, А.А. Голенищев-Кутузов, К.К. Случевский, К.К. Романов, Н.М. Минский и др. поэты.