Error
  • JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Анна Ахматова: жизнь и творчество

  • Print

158923 big

Биография Анны Ахматовой была неразрывно связана с биографией страны: она пережила события Первой мировой войны, революции 1917 г., репрессий, которые коснулись самых близких ей людей – мужа и сына, Великую Отечественную войну.

Она разделила судьбу жён и матерей «врагов народа», подвергалась замалчиванию и цензуре, но в истории русской и мировой литературы заняла достойное место. 

Ранняя биография

Анна Горенко родилась в 1889 г. под Одессой, в курортном районе Большой Фонтан, где снимал дачу её отец, Андрей Горенко. Он был потомственным дворянином, отставным инженером-механиком флота.
Но ещё в юности Анна взяла себе творческий псевдоним «Ахматова» (девичья фамилия прабабушки), чтобы успокоить отца, который боялся, что дочь осрамит его фамилию своими поэтическими увлечениями. Стихи она начала писать в 11-летнем возрасте.
Детство будущей поэтессы прошло в Царском Селе. Она была третьим ребёнком в семье из 6 детей.
Образование получала в различных учебных заведениях: сначала это была Царскосельская женская гимназия, затем домашнее обучение, Фундуклеевская гимназия в Киеве (жила у родственников), наконец, после её окончания, записалась на юридическое отделение Высших женских курсов.

aa

Анна Ахматова. Фотография 1904 г.

Ещё в Царском Селе она познакомилась с Николаем Гумилёвым, но особенно интенсивная переписка завязалась у них во время её пребывания в Киеве. В это время Гумилёв находился во Франции и издавал парижский русский еженедельник «Сириус». На его страницах в 1907 г. было опубликовано её стихотворение «На руке его много блестящих колец...» за подписью «Анна Г.».

На руке его много блестящих колец –
Покоренных им девичьих нежных сердец.

Там ликует алмаз, и мечтает опал,
И красивый рубин так причудливо ал.

Но на бледной руке нет кольца моего,
Никому, никогда не отдам я его.

Мне сковал его месяца луч золотой
И, во сне надевая, шепнул мне с мольбой:

«Сохрани этот дар, будь мечтою горда!»
Я кольца не отдам никому, никогда.

В 1910 г. Анна Ахматова и Николай Гумилев обвенчались. В 1910-1912 гг. она дважды была в Париже, где познакомилась с итальянским художником и скульптором, одним из самых известных художников начала XX в. Амедео Модильяни, путешествовала по Италии.

Modigliani78

Анна Ахматова. Рисунок А. Модильяни

Возвратившись в Петербург, Ахматова поступила на Высшие историко-литературные курсы.
Под именем «Анна Ахматова» она начала публиковаться с 1911 г.

Акмеизм

Творчество Анны Ахматовой начиналось в русле акмеизма, противостоящего символизму. Акмеизм (от греческого «акме» – вершина) – литературное течение, исповедовавшее изображение реальности в «вершинных», т. е. наиболее выраженных ее проявлениях. В отличие от символистов, у которых действительность была лишь поводом для перенесения в ирреальный мир, а реалии жизни – символами потустороннего, молодые акмеисты обращались к окружающему их миру.
Акмеисты (Гумилёв, Ахматова, Мандельштам, Городецкий, Зенкевич, Нарбут) провозгласили культ конкретности и материальности литературных образов, в этом они противопоставляли своё творчество мистицизму символистов.
Известность к Ахматовой пришла после её выступления в литературном кабаре «Бродячая собака».
Ахматова говорила: «Наш бунт против символизма совершенно правомерен, потому что мы чувствовали себя людьми 20 века и не хотели оставаться в предыдущем». Вместе с другими акмеистами она входит в Первый Цех поэтов, объединившихся на теоретической платформе акмеизма.

Первые поэтические сборники

Первый поэтический сборник Ахматовой «Вечер» вышел в 1912 г. и был встречен литературной общественностью с большим интересом. Критики и читатели отмечали точность и выразительность поэтического слога Ахматовой, ясность и чёткость художественного изображения действительности, зримость образов. Незадолго до этого Гумилёв основал акмеистическое художественное направление «Цех поэтов», в котором и был издан этот сборник.
В сборник вошло несколько стихотворений из «царскосельского» цикла 1911 г. Один из ключевых мотивов сборника – мотив детства, противопоставленного настоящему времени, которое воспринимается как период печали, расставания, заката. Другие мотивы: тема пророчества, идеализированное прошлое, любовь, воспоминания о выдающихся людях, повлиявших на творческое мировоззрение и становление личности автора, а в целом само название сборника «Вечер» символизирует прощание со старой, уходящей жизнью и ожидание чего-то светлого и нового.

Сжала руки под темной вуалью...
«Отчего ты сегодня бледна?»
– Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
8 января 1911
Киев

Сероглазый король

Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

«Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.

Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой».

Трубку свою на камине нашёл
И на работу ночную ушёл.

Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.

А за окном шелестят тополя:
«Нет на земле твоего короля...»

11 декабря 1910
Царское Село

В 1912 г. Родился сын Гумилёва и Ахматовой – Лев, будущий учёный.

ag

Анна Ахматова с мужем Н. Гумилёвым и сыном Львом (1915)

Второй поэтический сборник любовной лирики «Чётки» (1914) Ахматова опубликовала перед началом Первой мировой войны, он не «утонул» в трагических событиях того времени и переиздавался несколько раз. Многие стихи этого сборника переведены на иностранные языки.

Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мне плечи и грудь в меха.
И напрасно слова покорные
Говоришь о первой любви.
Как я знаю эти упорные
Несытые взгляды твои!
1913

Любовь, грусть, мечты, воспоминания – всё сплетено в её стихах с самыми простыми земными образами. Она почти никогда не объясняет, только показывает. Выбор образов у неё очень продуманный и своеобразный. Эпитеты у Ахматовой встречаются редко, а яркость образов достигается описанием.
Две эти первые книги поставили молодую Ахматову в первый ряд петербургских поэтов. Она становится желанным гостем и звездой литературных салонов, одной из самых популярных женщин Петербурга, адресатом множества стихотворных посланий и излюбленной моделью портретистов.

Akhmatova by Altman

Н. Альтман. Портрет А. А. Ахматовой (1914). Русский музей (Петербург)

В 1914 г. ушёл на фронт Николай Гумилев. Анна Ахматова много времени проводила в имении Гумилевых Слепневе в Тверской губернии. Здесь она написала большую часть стихотворений, вошедших в сборник «Белая стая», опубликованный в 1917 г.

Olga kardovskaya portret ahmatovoy 1914 szh 16

Ольга Кардовская. Портрет Анны Ахматовой (1914)

Сборник открывало стихотворение «Думали: нищие мы...» (1915) – поэтесса говорила о первых военных потерях:

Думали: нищие мы, нету у нас ничего,
А как стали одно за другим терять,
Так сделался каждый день
Поминальным днем, –
Начали песни слагать
О великой щедрости Божьей
Да о нашем бывшем богатстве.

Молитва

Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребёнка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над тёмной Россией
Стала облаком в славе лучей.

Май 1915. Духов день. Петербург

В августе 1918 г. распался брак Гумилёва и Ахматовой. Она вышла замуж за Владимира Шилейко – востоковеда и поэта, специалиста по Древнему Египту.
В 1921 г. Гумилев был арестован, затем расстрелян по обвинению в причастности к контрреволюционному заговору.
Этот тяжёлый год потрясений и утрат стал плодотворным для поэтического творчества Ахматовой. В апреле 1921 г. вышел сборник стихов «Подорожник», а в октябре — книга «Anno Domini MCMXXI» (в переводе с латинского – «В лето господне 1921-го»).
В сборнике «Подорожник» было помещено известное стихотворение Ахматовой «Мне голос был...».

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну чёрный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернялся скорбный дух.
1917 г.

Перед ней (как и перед многими представителями русской интеллигенции) в то время стояла дилемма: уехать в эмиграцию, утратив связи с отечеством, или же разделить судьбу своего народа в условиях революционных событий. Анна Ахматова осознавала необходимость переживать вместе с народом все испытания и разделять с ним все жизненные невзгоды. Эта мысль отражалась и в ряде последующих её стихотворениях, например, в стихотворении «Мужество» 1941 г. Ахматова
В стихотворении «Мне голос был...» она впервые в своём творчестве выразила мысль о том, что надо остаться вместе со своей страной и народом, не поддавшись искушающему «голосу».
В 1922 г. Ахматова стала женой искусствоведа Николая Пунина (их брак не был зарегистрирован).

Kuzma Petrov-Vodkin. Portrait of Anna Akhmatova. 1922

К. Петров-Водкин. Портрет Анны Ахматовой (1922)

С середины 20-х годов новые стихи Ахматовой перестали печатать, а старые не переиздавали. В это время поэтесса начала увлекаться архитектурой старого Петербурга и творчеством Пушкина.
В 30-е годы был арестован Николай Пунин, дважды арестован Лев Гумилев. В 1938 г. он был приговорён к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. О своих переживаниях и чувствах матерей и жён «врагов народа» рассказано в её автобиографической поэме «Реквием».
Шестой сборник стихов Ахматовой «Из шести книг» вышел перед войной (1940), когда она уже была принята в Союз советских писателей.
Войну она встретила в Ленинграде. 28 сентября 1041 г. была эвакуирована сначала в Москву, затем в Чистополь, а оттуда – в Ташкент. В Ташкенте вышел новый сборник её стихотворений. Здесь она выступала в госпиталях, читала стихи раненым и «жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте». В мае 1944 г. она вернулась в Ленинград.

Гонения

В 1946 г. было вынесено специальное Постановление оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» – за «предоставление литературной трибуны» для «безыдейных, идеологически вредных произведений». Постановление касалось Анны Ахматовой и Михаила Зощенко – обоих исключили из Союза писателей. Формулировка решения была такой:
«Зощенко изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме, клеветнически представляя советских людей примитивными, малокультурными, глупыми, с обывательскими вкусами и нравами. Злостно хулиганское изображение Зощенко нашей действительности сопровождается антисоветскими выпадами.
<...>
Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Ее стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусстве для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом наносят вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе».

(Отрывок из Постановления оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»)

Лев Гумилев, после отбытия наказания добровольцем ушедший на фронт и дошедший до Берлина, снова был арестован и приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Все эти годы его заключения Ахматова добивалась освобождения сына, но его освободили только в 1956 г.
В 1951 г. Ахматову восстановили в Союзе писателей. В 1955 г. Литературный фонд выделил ей дачный домик в поселке Комарово. До этого она никогда не имела собственного жилья.

«Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных» (Анна Ахматова).

В 1962 г. была завершена работа над «Поэмой без героя», над которой она работала 22 года. Это воспоминания и размышления об эпохе, которую застала Ахматова. Она описывает предреволюционные годы, время своей молодости и литературного дебюта, но уже осмысливая и соотнося те события с сознанием современного ей читателя. Судьбы большинства тогдашних друзей и знакомых, и метаморфоза России в целом уже известны. Это всё уже в прошлом, но автору трудно с этим смириться:

Как же это могло случиться,
Что одна я из них жива?

Поэма была закончена в 1962 г., но печаталась только в отрывках. Впервые ее полный текст был напечатан в нью-йоркском альманахе «Воздушные пути» в 1961 г., а в СССР – в 1974 г.

Ты спроси моих современниц,
каторжанок, стопятниц, пленниц,
и тебе порасскажем мы,
как в беспамятном жили страхе,
как растили детей для плахи,
для застенка и для тюрьмы...
А за проволокой колючей,
в самом сердце тайги дремучей,
я не знаю, который год
ставший горстью лагерной пыли,
ставший сказкой из страшной были
мой двойник на допрос идет...

Хотя формально поэма была закончена в 1962 г., но пока Ахматова была жива, она постоянно дописывала, переписывала, добавляла к существующему произведению поэтические и прозаические комментарии.

Признание

В 1960-е годы творчество Ахматовой получило широкое признание, её даже номинировали на Нобелевскую премию. Она получила литературную премию «Этна-Таормина» в Италии. Оксфордский университет присвоил Ахматовой степень почетного доктора литературы, она посетила Великобританию. В мае 1964 г. в Музее Маяковского в Москве прошел вечер, посвященный 75-летию поэтессы. На следующий год вышел последний прижизненный сборник стихов и поэм «Бег времени».
В январском номере «Нового мира» за 1965 г. вышла подборка стихотворений Ахматовой. Её избрали членом правления Ленинградского отделения Союза писателей и делегатом на съезд писателей РСФСР. Опубликованы интервью с ней в «Литературной газете», в «Вопросах литературы» и в ленинградской газете «Смена». Появилась Ахматова и в телеэфире.
В феврале 1966 г. в связи с болезнью Анна Ахматова переехала в подмосковный кардиологический санаторий в Домодедове, а 5 марта умерла там от сердечной недостаточности. Её похоронили на Комаровском кладбище.

Значение творчества

800px-4566. St. Petersburg. Monument to A. Akhmatova

Памятник Ахматовой в Петербурге

Анна Ахматова одинаково талантливо могла говорить и о любви, и о тяжёлой поступи истории. Она глубоко осмыслила события XX века.

Пахнет гарью. Четыре недели
Торф сухой по болотам горит.
Даже птицы сегодня не пели,
И осина уже не дрожит.

Стало солнце немилостью Божьей,
Дождик с Пасхи полей не кропил.
Приходил одноногий прохожий
И один на дворе говорил:

«Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.

Только нашей земли не разделит
На потеху себе супостат:
Богородица белый расстелет
Над скорбями великими плат».

(из сборника «Белая стая», 1914)

Вне исторического контекста понять стихи Ахматовой бывает трудно.

«Историю России она изучала по первоисточникам, как профессиональный историк, и, когда говорила, например, о протопопе Аввакуме, о стрелецких женках, о том или другом декабристе, о Нессельроде или Леонтии Дубельте, – казалось, что она знала их лично. Этим она живо напоминала мне Юрия Тынянова и академика Тарле. Диапазон ее познаний был широк. История древней Ассирии, Египта, Монголии была так же досконально изучена ею, как история Рима и Новгорода», – писал Корней Чуковский.

Она отклоняет соблазн побега: «Не с теми я, кто бросил землю», – говорила она в начале 1920-х годов. «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был», – скажет она гораздо позже:

Нет! И не под чуждым небосводом,
И не под защитой чужих крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был»

(из поэмы А. Ахматовой «Реквием»)

Об этом говорил ещё В.Г Белинский: «Великий поэт, говоря о себе самом, о своем я, говорит об общем – о человечестве, ибо в его натуре лежит все, чем живет человечество».

Но основные мотивы ее стихов оказались чужды новому времени – особенно в 1920-е годы. Невозможно представить себе Ахматову, призывающую к активизации социалистического строительства, воспевающую героику труда. Она не восхищалась строительством нового мира и воспитанием коммунистического человека. Поэтому в то время её перестали печатать. Только в конце 1930-х годов Ахматова вернулась на страницы журналов.
Поэтическое мастерство поэтессы оценивали высоко. 5 января 1940 г. Ахматову торжественно приняли в Союз писателей. Доклад о ее творчестве сделал поэт и переводчик Михаил Лозинский. Он говорил, что «стихи Ахматовой будут жить, пока существует русский язык, а потом их будут собирать по крупицам, как строки Катулла»...
Первые блокадные недели Ахматова провела в Ленинграде, выступала по радио наравне с другими признанными писателями, музыкантами, учеными Ленинграда.
8 марта 1942 г. на страницах газеты «Правда» было напечатано стихотворение Ахматовой «Мужество»:

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

«Было бы странно назвать Ахматову военным поэтом, но преобладание грозовых начал в атмосфере века сообщило ее творчеству налет гражданской значительности», – сказал Борис Пастернак.

В 1942 г. Ахматова написала стихотворение, посвящённое статуе «Ночь» в Летнем саду Петербурга, которую спасали от бомбёжки:

Ноченька!
В звездном покрывале,
В траурных маках, с бессонной совой...
Доченька!
Как мы тебя укрывали
Свежей садовой землей.
Пусты теперь Дионисовы чаши,
Заплаканы взоры любви...
Это проходят над городом нашим
Страшные сестры твои.

Лирическое дарование Анны Ахматовой позволяло ей не только понимать и изображать душевные состояния человека, но и откликаться на исторические события, происходившие в стране. Она была неразрывно связана с эпохой, сформировавшей ее как поэта.

320px-Портрет Анны Ахматовой в рост Алексеев В.И

В. Алексеев. Портрет Анны Ахматовой в рост (1992), Холст, масло