Фёдор Сологуб – один из виднейших представителей русского символизма

fs

Фёдор Сологуб – самый необычный и даже загадочный поэт и писатель Серебряного века.

Необычность тематики многих его произведений заключается в тяге к описанию смерти, пессимизм, мрачный взгляд на окружающий мир. Фёдор Сологуб – псевдоним Фёдора Кузьмича Тетерникова

Биография

Ф.К. Тетерников родился 17 февраля (1 марта) 1863 г. в Петербурге. Сын портного, бывшего крестьянина. Рано лишился отца. Его воспитывала мать, работавшая прислугой.
Учился в уездном училище и Петербургском учительском институте. Став преподавателем математики, 25 лет работал учителем в глухих северных городках.
Возвратившись в Петербург, сблизился с символистами старшего поколения.

014

Фёдор Сологуб в 1907 г.

Писать начал в 80-х годах, а печататься – в 90-х годах. В начале XX в. уже приобрёл большую известность.

Ф. Сологуб

В поле не видно ни зги.
Кто-то зовет: «Помоги!»
Что я могу?
Сам я и беден и мал,
Сам я смертельно устал,
Как помогу?

Кто-то зовет в тишине:
«Брат мой, приблизься ко мне!
Легче вдвоем.
Если не сможем идти,
Вместе умрем на пути,
Вместе умрем!»
1897

Ф. Сологуб был не только поэтом, но также писателем, драматургом, публицистом. Самый известный его роман – «Мелкий бес» (1905).

Sologub-1909

Фёдор Сологуб в 1909 г.

В середине 1900-х годов по воскресеньям в его доме собирался литературный кружок, который стал одним из центров литературной жизни Петербурга. Здесь велись литературные разговоры, читались стихи, драмы, рассказы. Среди посетителей «воскресений» Сологуба были З. Гиппиус, Д. Мережковский, А. Блок, М. Кузмин, В. Иванов, С. Городецкий, К. Чуковский и др., а из Москвы приезжали Андрей Белый и В. Брюсов.

sch

Фёдор Сологуб и Анастасия Чеботаревская (фотография 1900х годов)

В 1908 г., женившись на переводчице Анастасии Чеботаревской, которая прониклась его творчеством, он устроил в своём доме литературный салон. Они с супругой устраивали вечера в честь молодых поэтов: Анны Ахматовой, Сергея Есенина, Игоря Северянина.
Революция 1905 г. вызвала у него сочувственный отклик, хотя Сологуб всегда был далёк от передовых общественных взглядов. А Октябрьской революции он остался чужд. Он хотел эмигрировать, но этому помешали болезнь, а затем трагическая смерть жены. Сологуб решил остаться в России.

Feodor Sologub

Фёдор Сологуб в 1913 году

Первую мировую войну Фёдор Сологуб воспринял как роковое знамение, полезное для пробуждения в русском народе национального сознания. Позже он в этом разуверился и опубликовал книгу стихов «Война» (1915) с надеждой поддержать дух народа и укрепить надежду на победу, но книга успеха не имела.
С конца 1921 г. в России стали издаваться книги Сологуба, но через некоторое время печатать его перестали. С 1924 г. он работал в ленинградском Союзе Писателей, в январе 1926 г. его избрали председателем Союза.
Умер Фёдор Сологуб 5 декабря 1927 г. от болезни сердца.

Поэтическое творчество

Сологуб – поэт-символист, дитя реакционной эпохи 80-х годов. Большое место в его поэзии занимает тема смерти, безнадежности и отчаяния; он воспевает мир бесплотной «мечты», потусторонней «красоты».

Ф. Сологуб «Судьба»

Родился сын у бедняка.
В избу вошла старуха злая.
Тряслась костлявая рука,
Седые космы разбирая.

За повитухиной спиной
Старуха к мальчику тянулась
И вдруг уродливой рукой
Слегка щеки его коснулась.

Шепча невнятные слова,
Она ушла, стуча клюкою.
Никто не понял колдовства.
Прошли года своей чредою, –

Сбылось веленье тайных слов:
На свете встретил он печали,
А счастье, радость и любовь
От знака темного бежали.

Жизнь для него – неволя, плен, «одноглазое дикое лихо». Вот как характеризовал его творчество Корней Чуковский: «В самом стиле его писаний есть какое-то обаяние смерти. Эти застывшие, тихие, ровные строки, эта, как мы видели, беззвучность всех его слов – не здесь ли источник особенной сологубовской красоты, которую почуют все, кому дано чуять красоту?»
Это замечание можно отнести и к его прозе.

Фёдор Сологуб

Живы дети, только дети, –
Мы мертвы, давно мертвы.
Смерть шатается на свете
И махает, словно плетью,
Уплетенной туго сетью
Возле каждой головы,

Хоть и даст она отсрочку –
Год, неделю или ночь,
Но поставит всё же точку
И укатит в черной тачке,
Сотрясая в дикой скачке,
Из земного мира прочь.

Торопись дышать сильнее,
Жди – придет и твой черед.
Задыхайся, цепенея,
Леденея перед нею.
Срок пройдет – подставишь шею, –
Ночь, неделя или год.

Fyodor Sologub

К. Сомов. Портрет Ф. Сологуба (1910)

Фёдор Сологуб

‎Быть с людьми — какое бремя!
О, зачем же надо с ними жить!
‎Отчего нельзя всё время
Чары деять, тихо ворожить,

‎Погружаться в созерцанье
Облаков, и неба, и земли,
‎Быть, как ясное молчанье
Тихих звёзд, мерцающих вдали!
1898

Пережил он и богоборческий период в своей жизни.

Я воскресенья не хочу,
И мне совсем не надо рая, —
Не опечалюсь, умирая,
И никуда я не взлечу.

Я погашу мои светила,
Я затворю уста мои,
И в несказанном бытии
Навек забуду всё, что было.
25 июня 1900 г.

Против кладбищенских настроений и проповеди бесцельности бытия, насаждаемых поэзией Сологуба, резко выступала дореволюционная демократическая критика, в том числе М. Горький.

Фёдор Сологуб

О, смерть! я твой. Повсюду вижу
Одну тебя, — и ненавижу
Очарования земли.
Людские чужды мне восторги,
Сраженья, праздники и торги,
Весь этот шум в земной пыли.

Твоей сестры несправедливой,
Ничтожной жизни, робкой, лживой,
Отринул я издавна власть.
Не мне, обвеянному тайной
Твоей красы необычайной,
Не мне к ногам её упасть.

Не мне идти на пир блестящий,
Огнем надменным тяготящий
Мои дремотные глаза,
Когда на них уже упала,
Прозрачней чистого кристалла,
Твоя холодная слеза.
12 июня 1894

Сологуб – мастер слова. Его стих певуч и мягок, прост и вместе с тем чрезвычайно изыскан.
Сологуб раскрыл в своих лирических стихах сложную гамму чувств, но не чужд был ему и язвительный, суровый реализм.

Фёдор Сологуб

Мои томительные дни
Омрачены жестокой бранью,
Моих сограждан щедрой данью.
Мои томительные дни —
В ночи медлительной огни
От ожиданий к увяданью.
Мои томительные дни
Россия омрачила бранью.
5 июня 1913 г.

К. Чуковский отмечал, что Сологуб в своих созданиях был неровным: «Наряду с чудесными стихами, классически прекрасными по форме, он написал целые сотни плохих».
Главные книги его стихов: «Родине» (1900), «Пламенный круг» (1908), «Алый мак» (1916), «Соборный благовест» (1922).