Поэты Серебряного века: Иннокентий Анненский

Anenskiy

«И. Анненский... могуч мощью не столько Мужской, сколько Человеческой. У него не чувство рождает мысль, как это вообще бывает у поэтов, а сама мысль крепнет настолько, что становится чувством, живым до боли даже» (Николай Гумилёв).  Анна Ахматова считала Анненского единственным своим учителем, а Николай Гумилев называл его «последним из царскосельских лебедей». 

Из биографии

Иннокентий Анненский был образованнейшим человеком своего времени: он владел четырнадцатью языками, в том числе санскритом и древнееврейским. Окончил университет со званием кандидата – это звание присваивалось выпускникам, дипломные сочинения которых представляли особую научную ценность.

Ранние годы

Иннокентий Фёдорович Анненский (1855-1909) родился в Омске, в семье состоятельного государственного чиновника. В возрасте 5 лет был перевезён в Петербург. Рано лишившись родителей, воспитывался в семье своего старшего брата, Н.Ф. Анненского – журналиста, переводчика, прогрессивного общественного деятеля.

Учёба и служба

Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Служил преподавателем древних языков, античной литературы, русской словесности в гимназиях Петербурга и на Высших женских (Бестужевских) курсах. В 1896 г. Анненского назначили директором гимназии в Царском Селе. Был удалён с этой должности по причине проявленной им чрезмерной мягкости. Эта должность всегда тяготила Анненского.

innok

И. Анненский (1880-е годы)

Направления творчества

Свои ранние стихи Анненский называл «чепухой» и уничтожил. Случайно сохранился лишь отрывок под названием «Из поэмы «Mater Dolorosa» (1874), целиком состоящий из лирических штампов.
В печати выступал с критическими и педагогическими статьями, переводил французских поэтов-символистов (Бодлер, Верлен, Рембо, Малларме, А. де Ренье и др.), Горация, Гёте, Лонгфелло, греческих трагиков (перевёл 17 трагедий и 1 сатирову драму Еврепида – все, дошедшие до нас), написал несколько собственных трагедий на сюжеты античной мифологии, одна из которых была поставлена на сцене.
В 1904 г. вышла единственная прижизненная книга его стихов «Тихая песня», подписанная псевдонимом «Ник. Т-о» («Никто»).
13 декабря 1909 г. Анненский скоропостижно скончался от инфаркта. Похоронен на Казанском кладбище в Царском Селе (ныне город Пушкин).

Посмертные издания

kl

Обложка книги «Кипарисовый ларец» работы Александра Арнштама

В 1910 г. сын Анненского, филолог и поэт Валентин Анненский (Кривич), издал главный сборник поэта «Кипарисовый ларец» (1910), а в 1923 г. – «Посмертные стихи». Выход последнего сборника прошёл незамеченным, хотя он включал настоящие шедевры лирики Анненского: «Сила Господняя с нами», «Зимний сон», «Что счастье?», «Петербург» и «Песни с декорацией».

И. Анненский «Что счастье?»

Что счастье? Чад безумной речи?
Одна минута на пути,
Где с поцелуем жадной встречи
Слилось неслышное «прости»?

Или оно в дожде осеннем?
В возврате дня? В смыканьи вежд?
В благах, которых мы не ценим
За неприглядность их одежд?

Ты говоришь... Вот счастья бьется
К цветку прильнувшее крыло,
Но миг – и ввысь оно взовьется
Невозвратимо и светло.

А сердцу, может быть, милей
Высокомерие сознанья,
Милее мука, если в ней
Есть тонкий яд воспоминания.

Творчество

Поэзия Анненского развивалась в русле русского декадентства начала XX в. В ней отразились глубокий разлад поэта с действительностью, острое ощущение одиночества, мечта об осмысленной жизни.
Иногда окружающий мир он видел призрачным и кошмарным, но выразительность его стихам придают разговорная интонация и умение владеть деталями. Анненский – поэт оригинальный и утончённый.

И. Анненский

Когда б не смерть, а забытьё,
Чтоб ни движения, ни звука...
Ведь если вслушаться в неё,
Вся жизнь моя – не жизнь, а мука.

Иль я не с вами таю, дни?
Не вяну с листьями на клёнах?
Иль не мои умрут огни
В слезах кристаллов растоплённых?

Иль я не весь в безлюдье скал
И чёрном нищенстве берёзы?
Не весь в том белом пухе розы,
Что холод утра оковал?

В дождинках этих, что нависли,
Чтоб жемчугами ниспадать?..
А мне, скажите, в муках мысли
Найдётся ль сердце сострадать?

По определению Блока, на творчестве Анненского лежит «печать хрупкой тонкости и настоящего поэтического чутья». Анненский – мастер импрессионизма в поэзии, который опирается на мимолётные впечатления и ассоциации. Но одновременно Анненский большой мастер в изображении внутреннего мира человека, жизни души.

Экзистенциализм в мировоззрении И. Анненского

По мироощущению и мировосприятию Анненский близок к экзистенциализму (направление в философии XX в., акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека), в частности, к основоположнику экзистенциализма С. Кьеркегору. Последний писал: «Что такое поэт? Несчастный человек, таящий в сердце тоску; уста его устроены так, что исходящие из них крики и стоны превращаются в дивную музыку». Эта же мысль – в стихотворении Анненского «Смычок и струны».

И. Анненский «Смычок и струны»

Из сборника «Кипарисовый ларец»

Какой тяжелый, тёмный бред!
Как эти выси мутно-лунны!
Касаться скрипки столько лет
И не узнать при свете струны!

Кому ж нас надо? Кто зажёг
Два желтых лика, два унылых...
И вдруг почувствовал смычок,
Что кто-то взял и кто-то слил их.

«О, как давно! Сквозь эту тьму
Скажи одно, ты та ли, та ли?»
И струны ластились к нему,
Звеня, но, ластясь, трепетали.

«Не правда ль, больше никогда
Мы не расстанемся? довольно...»
И скрипка отвечала да,
Но сердцу скрипки было больно.

Смычок все понял, он затих,
А в скрипке эхо все держалось...
И было мукою для них,
Что людям музыкой казалось.

Но человек не погасил
До утра свеч... И струны пели...
Лишь солнце их нашло без сил
На черном бархате постели.
1908

Экзистенциальное по мироощущению и это стихотворение И. Анненского:

В небе ли меркнет звезда,
Пытка ль земная всё длится;
Я не молюсь никогда,
Я не умею молиться.

Время погасит звезду,
Пытку ж и так одолеем...
Если я в церковь иду,
Там становлюсь с фарисеем.

С ним упадаю я нем,
С ним и воспряну, ликуя...
Только во мне-то зачем
Мытарь мятется, тоскуя?..

Самое известное стихотворение И. Анненского – «Среди миров»:

Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя...
Не потому, чтоб я Её любил,
А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,
Я у Неё одной ищу ответа,
Не потому, что от Неё светло,
А потому, что с Ней не надо света.
3 апреля 1909

Это стихотворение положено на музыку А. Вертинским и А. Сухановым.

ia

И. Анненский (конец 1870-х годов)

Иногда в его стихах ощутим протест против самодержавного строя («Старые эстонки», «Петербург»).

И. Анненский «Петербург»

Жёлтый пар петербургской зимы,
Жёлтый снег, облипающий плиты...
Я не знаю, где вы и где мы,
Только знаю, что крепко мы слиты.

Сочинил ли нас царский указ?
Потопить ли нас шведы забыли?
Вместо сказки в прошедшем у нас
Только камни да страшные были.

Только камни нам дал чародей,
Да Неву буро-жёлтого цвета,
Да пустыни немых площадей,
Где казнили людей до рассвета.

А что было у нас на земле,
Чем вознёсся орёл наш двуглавый,
В тёмных лаврах гигант на скале, –
Завтра станет ребячьей забавой.

Уж на что был он грозен и смел,
Да скакун его бешеный выдал,
Царь змеи́ раздавить не сумел,
И прижатая стала наш идол.

Ни кремлей, ни чудес, ни святынь,
Ни мира́жей, ни слёз, ни улыбки...
Только камни из мёрзлых пустынь
Да сознанье проклятой ошибки.

Даже в мае, когда разлиты́
Белой ночи над волнами тени,
Там не чары весенней мечты,
Там отрава бесплодных хотений.

Влияние Иннокентия Анненского

Анненский оказал влияние на творчество многих русских поэтов, особенно на символистов, акмеистов, футуристов: Бориса Пастернака, Анну Ахматову, Георгия Иванова и др.