Поэзия Андрея Белого

800px-Бакст Леон. Андрей Белый - копия

Андрей Белый – псевдоним поэта-символиста Серебряного века Бориса Николаевича Бугаёва.

Он родился 26 октября 1880 г. в Москве, в семье профессора, известного математика.

1024px-Plague Beliy Andrei Arbat

Памятная доска на доме по ул. Арбат, 55, где родился и вырос Андрей Белый

Окончил естественное отделение математического факультета Московского университета.
В 1902 г. вышла первая книга Андрея Белого «Драматическая симфония», написанная ритмической прозой.
В 1904 г. Белый опубликовал сборник стихов «Золото в лазури» и зарекомендовал себя вполне зрелым своеобразным поэтом.

800px-Бакст Леон. Андрей Белый

Андрей Белый. Карандашный набросок Леона Бакста 

А. Белый «Солнце»

Автору «Будем как Солнце» (К. Бальмонту)

Солнцем сердце зажжено.
Солнце – к вечному стремительность.
Солнце – вечное окно
в золотую ослепительность.

Роза в золоте кудрей.
Роза нежно колыхается.
В розах золото лучей
красным жаром разливается.

В сердце бедном много зла
сожжено и перемолото.
Наши души – зеркала,
отражающие золото.
1903

Из этого же сборника другое стихотворение:

А. Белый «Мои слова»

Мои слова – жемчужный водомет,
средь лунных снов, бесцельный,
но вспененный, –
капризной птицы лёт,
туманом занесенный.

Мои мечты – вздыхающий обман,
ледник застывших слез, зарей горящий, –
безумный великан,
на карликов свистящий.

Моя любовь – призывно-грустный звон,
что зазвучит и улетит куда-то, –
неясно-милый сон,
уж виданный когда-то.
Май 1901

В 1909 г. была опубликована лучшая книга его стихов «Пепел», посвящённая памяти Н. Некрасова. В ней он говорит о революции 1905 г., о трагическом образе тогдашней деревенской Руси, с иронией пишет о власть имущих.

А. Белый «Родина»

В. П. Свентицкому

Те же росы, откосы, туманы,
Над бурьянами рдяный восход,
Холодеющий шелест поляны,
Голодающий, бедный народ;

И в раздолье, на воле – неволя;
И суровый свинцовый наш край
Нам бросает с холодного поля –
Посылает нам крик: «Умирай –

Как и все умирают...» Не дышишь,
Смертоносных не слышишь угроз: –
Безысходные возгласы слышишь
И рыданий, и жалоб, и слёз.

Те же возгласы ветер доносит;
Те же стаи несытых смертей
Над откосами косами косят,
Над откосами косят людей.

Роковая страна, ледяная,
Проклятая железной судьбой –
Мать Россия, о родина злая,
Кто же так подшутил над тобой?
1908, Москва

Февральскую революцию 1917 г. Белый воспринял как прорыв к спасению России. Октябрьскую революцию он также приветствовал как возможность выхода России и вслед за ней всего мира на новый виток духовного развития.

А. Белый «Родине»

Рыдай, буревая стихая,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия, –
Безумствуй, сжигая меня!

В твои роковые разрухи,
В глухие твои глубины, –
Струят крылорукие духи
Свои светозарные сны.

Не плачьте: склоните колени
Туда – в ураганы огней,
В грома серафических пений,
В потоки космических дней!

Сухие пустыни позора,
Моря неизливные слез –
Лучом безглагольного взора
Согреет сошедший Христос.

Пусть в небе – и кольца Сатурна,
И млечных путей серебро, –
Кипи фосфорически-бурно,
Земли огневое ядро!

И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия –
Мессия грядущего дня!
Август 1917

В этом Белый близок мистико-анархическим настроениям Блока и других представителей т.н. «скифства». Поэма «Христос воскрес» (1918) – своеобразное отражение «Двенадцати» Блока. В этой поэме Христос – символ космической революции, продвигающий человечество к новой духовной общности.

kruglikova

Е. Кругликова. Андрей Белый

В первые послереволюционные годы он с воодушевлением откликнулся на призывы развернуть культурно-просветительскую деятельность в массах. Был оратором, лектором, педагогом, одним из организаторов Вольной философской организации (ВОЛЬФИЛЫ). В эти годы он стремился «стать понятным» людям, отойти от затемненного, «разорванного» языка прежних лет.
Его поэзия оказала влияние на творчество Маяковского и Есенина.
В 1921 г. Белый посетил Европу с целью организовать издания своих книг. Провёл здесь 2 года, сблизился с М. Цветаевой, раздумывал остаться здесь навсегда. Опубликовал в Европе 16 книг, в том числе поэму «Глоссолалия» (1922) – фантазию о космических смыслах звуков человеческой речи.
В 1930-х годах Белый написал мемуары «На рубеже двух столетий», «Начало века», «Между двух революций», в которых дал ясное представление о литературной и общественной жизни того времени.
Умер А. Белый 8 января 1934 г. в Москве.

Поэтическое творчество Андрея Белого

ab br

А. Белый в Брюсселе (1912)

Мировоззрение

В конце 1890-х гг. Белый увлекался драматургией Г. Ибсена, Г. Гауптмана, М. Метерлинка, изучал оккультные науки и философию А. Шопенгауэра, интересовался буддизмом, был поглощён идеями Вл. Соловьева и Ф. Ницше. Отсюда – ощущение кризиса настоящего и апокалиптические предчувствия. В 1895-1896 гг. он сблизился с семьей М.С. Соловьева, брата философа, и в его доме позднее знакомится со «старшими» символистами – В. Брюсовым, Д. Мережковским, З. Гиппиус. По предложению М.С. Соловьёва взял псевдоним «Андрей Белый».
Но в 1898 г. произошёл перелом в мировоззрении Белого. На смену смутному пессимизму пришли надежды мистического преображения всего сущего. По словам А. Блока, закончились сумерки декадентских путей. Ночь пессимизма закончилась зарёй символизма.

«Аргонавты»

Осенью 1903 г. Белый и группа его единомышленников (Эллис, А. Петровский, С. Соловьев, В. Владимиров, М. Сизов и др.) составили кружок «аргонавтов». «Аргонавты» проповедывали особую мифологию «жизнетворчества», поклонялись воспетой Вл. Соловьевым Вечной Женственности (в кружке царил культ ранних стихов Блока о Прекрасной Даме), следовали символическим путем мифического корабля «Арго» в «Колхиду» за «Золотым Руном» – то есть познания мистических тайн бытия.
Познакомившись с книгой Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), Белый в музыке видит выражение универсальных закономерностей мироздания: именно в музыкальном произведении снимается обманчивый внешний покров видимых явлений и открываются тайны сущности мира. Он создаёт 4 литературных произведения в жанре симфоний: (I – Северная, героическая 1900; II – Драматическая, 1902; III – Возврат 1905; IV – Кубок метелей, 1908). Проза здесь строится по законам музыкальной симфонической формы. Традиционного сюжета в них нет, он заменяется чередованием как бы «музыкальных» тем, развитием лейтмотивов, рефренами, техникой контрапункта, постоянной ритмизацией фраз. Наиболее выразительна с «технической» точки зрения I, Северная симфония, возникшая, по словам автора, из импровизации на музыку Э. Грига.

Художественные поиски А. Белого

Симфонические эксперименты Белого не имели аналогов в литературе, но критика не оценила их по достоинству. Этот жанр дальнейшего развития практически не получил. Но стилистические находки симфоний (ритмизация прозы, символические лейтмотивы, дробление сюжета на отдельные сегменты и др.) оказали сильнейшее воздействие на так называемую «орнаментальную прозу» конца 1910-1920-х (Б. Пильняк, Вс. Иванов и др.). Литературовед В. Шкловский считал: «без Симфоний Белого... невозможна новая русская литература».
В 1909 г. Белый издаёт два сборника стихов – «Пепел» и «Урна».
Название первого сборника («Пепел») символически подчеркивает прощание со «сгоревшими» былыми мистическими надеждами. В сборнике слышны отзвуки революции 1905-1907, ярки социальные мотивы, трагическое восприятие забитости и беспросветной нужды Руси (книга посвящена Н.А. Некрасову). Этот сборник продолжает традицию русской философской поэзии (от Е. Баратынского и Ф. Тютчева).

Большой вклад внёс Белый в систему русского стихосложения: ритмический акцент отдельного слова и строки, сдвиги ритма, контрастные сочетания в лирике иронии и пафоса, пейзажа и философских мотивов, бытовых зарисовок и интимных переживаний.
Андрей Белый считал себя символистом, разрабатывал теорию символизма, увлекался идеями философа Владимира Соловьёва и других философов-идеалистов. «Смысл искусства только религиозен», - считал он.
Проза в творчестве Андрея белого занимала более значительное место, чем поэзия. Самый известный его роман – «Петербург», основанный на автобиографических мотивах. «Петербург» – первый в мировой литературе «роман сознания».

Bakst bely

Леон Бакст. Портрет А. Белого

А. Белый «Русь» (из сборника «Пепел»)

Поля моей скудной земли
Вон там преисполнены скорби.
Холмами пространства вдали
Изгорби, равнина, изгорби!

Косматый, далекий дымок.
Косматые в далях деревни.
Туманов косматый поток.
Просторы голодных губерний.

Просторов простертая рать:
В пространствах таятся пространства.
Россия, куда мне бежать
От голода, мора и пьянства?

От голода, холода тут
И мерли, и мрут миллионы.
Покойников ждали и ждут
Пологие скорбные склоны.

Там Смерть протрубила вдали
В леса, города и деревни,
В поля моей скудной земли,
В просторы голодных губерний.
1908

А. Белый. Эпитафия (из сборника «Урна»)

В предсмертном холоде застыло
Моё лицо.

Вокруг сжимается уныло
Теней кольцо.

Давно почил душою юной
В стране теней.

Рыдайте, сорванные струны
Души моей!
1908

А. Белый «Развалы» (из сборника «Королевна и рыцари. Сказки»)

Есть в лете что-то роковое, злое...
И – в вое злой зимы...
Волнение, кипение мирское!
Плененные умы!

Все грани чувств, все грани правды стерты;
В мирах, в годах, в часах
Одни тела, тела, тела простерты,
И – праздный прах.

В грядущее проходим – строй за строем –
Рабы: без чувств, без душ...
Грядущее, как прошлое, покроем
Лишь грудой туш.

В мятеж миров, – в немаревные муки,
Когда-то спасший нас, –
Простри ж и Ты измученные руки, –
В который раз.

Октябрь 1916, Москва

Заключение. О творчестве Андрея Белого

ab

К. Петров-Водкин. Портрет Андрея Белого (1932)

В творчестве Андрея Белого выразилось ощущение тотального кризиса жизни и мироустройства. Его современник философ Ф. Степун писал: «Творчество Белого – это единственное по силе и своеобразию воплощение небытия „рубежа двух столетий", это художественная конструкция всех тех деструкций, что совершались в нем и вокруг него; раньше, чем в какой бы то ни было другой душе, рушилось в душе Белого здание XIX века и протуманились очертания двадцатого».
В 1921 г. поэт первым в мировой литературе откликнулся на физические разработки Кюри зловещим пророческим символом:

Мир – рвался в опытах Кюри
Ато́мной, лопнувшею бомбой
На электронные струи
Невоплощенной гекатомбой.

Эти стихи – из поэмы Белого «Первое свидание» (1921). Поэма – о молодости (действие происходит в 1900 г.), годах учения и русском символизме. Поэма «Первое свидание» – одно из основных поэтических произведений Белого. В. Ходасевич считал, что эта поэма – «лучшее, написанное им (Белым) в стихах».

Основные поэтические произведения А. Белого:

сборник стихов «Золото в лазури» (1904);
сборник стихов «Пепел» (1909);
сборник стихов «Урна» (1909);
«Королевна и рыцари. Сказки» (1919);
поэма «Христос воскрес» (1918);
поэма «Первое свидание» (1918);
«Звезда. Новые стихи» (1919);
«Глоссолалия. Поэма о звуке» (Берлин, 1922);
«Стихи о России» (Берлин, 1922);
Стихотворения (Берлин, 1923).

ag

А. Голубкина. Портрет А. Белого (1907)