Валерий Брюсов – лидер символизма

Brusov1920 - копия

Литературная деятельность Валерия Брюсова многогранна.

Но самым важным и значительным в его обширном литературном наследии является поэтическое творчество. 

Краткая биография В.Я. Брюсова (1873-1924)

Валерий Яковлевич Брюсов родился в Москве в купеческой семье, происходившей из крепостных крестьян Костромской губернии.
Его отец был довольно образованным человеком: посещал вольнослушателем Петровскую сельскохозяйственную академию, был близок к народникам.
Валерий Брюсов окончил московскую гимназию и в 13 лет уже понимал, что его будущее будет связано с поэзией. Самые ранние его стихотворные опыты относятся к 1881 г.; позже он начал писать и прозу (рассказы).
После окончания гимназии Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета.

800px-Valery Bryusov photo 1899

В. Брюсов в 1899 г.

На рубеже XIX-XX вв. Брюсов был одним из главнейших представителей символизма. Он был очень трудолюбив и эрудирован: его считали поэтом, историком, литературоведом, беллетристом, переводчиком, драматургом, теоретиком литературы, исследователем творчества Пушкина, он читал лекции по истории математики. Но в сознании современников и последующих поколений он был и остался прежде всего поэтом.
Вопреки мистическим установкам символистов, поэтическое мышление Брюсова зрелых лет весьма реалистично. Для него характерен чеканный стих, разнообразие форм, постоянный поиск новых тем и средств художественной выразительности.
Брюсов ввёл в русскую поэзию образ большого современного города со всеми его атрибутами. Ему была близка общественно-гражданская тема. Он принял и революцию 1905 г., и Октябрьскую революцию, встав на путь сотрудничества с советской властью. В 1919 г. вступил в Компартию, вёл большую культурно-просветительскую работу, руководил литературно-художественным институтом.

800px-Moscow MiraProspekt asv2018-09 img1

Дом, в котором жил В. Брюсов в 1910-1924 гг. Сейчас здесь музей Серебряного века

Важнейшие сборники стихотворений В. Брюсова:

«Tertia vigilia» («Третья стража»), 1897-1900
«Urbi et orbi» («Граду и миру»), 1900-1903
«Stephanos» («Венок»), 1903-1905
«Зеркала теней» (1912)
«Семь цветов радуги» (1916)
«Mea» («Спеши»), 1924.

В. Брюсов умер 9 октября 1924 г., похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Творчество В. Брюсова

Начало

В гимназические годы Валерий Брюсов издавал рукописный журнал, в нём он помещал также и свои стихи. Его литературными кумирами были Н. Некрасов, а позже – С. Надсон.
Путь к символизму у поэта начался с увлечения стихами французских символистов Бодлера, Верлена, Малларме. Первые произведения Брюсова созданы под впечатлением этих поэтов. Он мечтает распространить символизм в России, а себя хочет видеть основоположником этого течения.

Главным мотивом творчества поэта был повторяющийся образ пути, путника, скитаний или неустанного движения вперед, трудного восхождения:

Свиваются бледные тени,
Видения ночи беззвездной,
И молча над сумрачной бездной
Касаются наши ступени.

Друзья! Мы спустились до края!
Стоим над разверзнутой бездной –
Мы, путники ночи беззвездной,
Искатели смутного рая.

Мы верили нашей дороге,
Мечтались нам отблески рая...
И вот – неподвижны – у края
Стоим мы, в стыде и тревоге.

Неверное только движенье,
Хоть шаг по заветной дороге, –
И нет ни стыда, ни тревоги,
И вечно, и вечно паденье!

Качается лестница тише,
Мерцает звезда на мгновенье,
Послышится ль голос спасенья:
Откуда – из бездны иль свыше?
1895

Что же это за сложный путь, о котором часто говорил поэт?
Сам он дал ответ на этот вопрос в 1920 г.:

Я вырастал в глухое время,
Когда весь мир был глух и тих.
И людям жить казалось в бремя,
А слуху был не нужен стих.

Но смутно слышалось мне в безднах
Невнятный гул, далекий гром,
И топоты копыт железных,
И льдов тысячелетних взлом.

И я гадал: мне суждено ли
Увидеть новую лазурь,
Дохнуть однажды ветром воли
И грохотом весенних бурь.

Шли дни, ряды десятилетий.
Я наблюдал, как падал плен.
И вот предстали в рдяном свете,
Горя, Цусима и Мукден.

Год Пятый прошумел, далекой
Свободе открывая даль.
И после гроз войны жестокой
Был Октябрем сменен февраль.

Мне видеть не дано, быть может,
Конец, чуть блещущий вдали.
Но счастлив я, что был мной прожит
Торжественнейший день земли.

Молодой Брюсов хотел как-то оттолкнуться от окружающей его среды с ее тусклым бытом, с её трафаретной моралью и шаблонным искусством, он хотел найти какие-то новые пути, новое слово. Первые шаги в этом направлении подсказали ему французские символисты.

Valery Bryusov c. 1900

В. Брюсов в 1900 г.

Брюсов был честолюбив, он решил стать вождем и организатором новой поэзии в России. В 1894-1895 гг. под псевдонимом Валерий Маслов он издал три сборника «Русские символисты», куда вошли многие из его собственных стихов (в том числе под различными псевдонимами).
В третьем выпуске «Русских символистов» было помещено однострочное стихотворение Брюсова «О закрой свои бледные ноги», которое было воспринято очень неоднозначно. Долгое время имя Брюсова ассоциировалось именно с этим стихотворением.
Затем последовали персональные сборники молодого поэта с претенциозными иноязычными названиями: «Chefs d'oeuvre» («Шедевры», 1895) и «Me eum esse («Это – я», 1897).
Свою тогдашнюю эстетическую позицию Брюсов формулирует в известном стихотворении «Юному поэту»:

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.
1896

Это стихотворение стало манифестом декадентской поэзии с её индивидуализмом, оторванностью от общественной жизни, откровенным аморализмом и отказом от гуманистических принципов, с культом самодовлеющего искусства.

brusov-vrubel

М. Врубель. Портрет В. Брюсова (1906)

Ранняя поэзия Брюсова полна недомолвок, неясных видений, бесплодных фантазий, болезненных переживаний. В ней много экзотики и причудливых образов. М. Горький еще в 1900 г. сказал о Брюсове, что он «является перед читателем в одеждах странных и эксцентрических, с настроениями неуловимыми».

«Урбанистический» этап творчества Брюсова

800px-Брюсов Валерий

В. Брюсов в 1910-х годах

Этот этап начался в 1900 г. Брюсов воспевает темп жизни большого города, его социальные противоречия, городской пейзаж, даже звонки трамваев и сваленный в кучи грязный снег. Хотя и до него поэты писали о жизни большого города (Пушкин, Некрасов), но это были эпизодические картины. Брюсов одним из первых в полной мере раскрыл в русской лирике урбанистическую тему. Ключевая тема сборника «Tertia Vigilia» («Третья стража») – становление новой культуры – культуры Города, предчувствие перемен. Город, по мнению Брюсова, должен стать «царём Вселенной».

Я люблю большие дома
И узкие улицы города,-
В дни, когда не настала зима,
А осень повеяла холодом.

Пространства люблю площадей,
Стенами кругом огражденные,-
В час, когда еще нет фонарей,
А затеплились звезды смущенные.

Город и камни люблю,
Грохот его и шумы певучие,-
В миг, когда песню глубоко таю,
Но в восторге слышу созвучия.

В сборнике «Urbi et Orbi» («Граду и миру») урбанистическая тема получает бо́льшее развитие по сравнению с «Tertia Vigilia». Поэт обращается к «гражданской» теме. Классическим примером гражданской лирики является стихотворение «Каменщик»:

– Каменщик, каменшик, в фартуке белом,
Что ты там строишь? кому?
– Эй не мешай нам, мы заняты делом
Строим мы, строим тюрьму.

– Каменщик, каменщик, с верной лопатой,
Кто же в ней будет рыдать?
– Верно, не ты и не твой брат, богатый.
Незачем вам воровать.

– Каменщик , каменщик, долгие ночи
Кто ж проведёт в ней без сна?
– Может быть сын мой, такой же рабочий.
Тем наша доля полна.
– Каменщик, каменщик, вспомнит пожалуй
Тех он, кто нёс кирпичи!
– Эй берегись! под лесами не балуй...
Знаем всё сами, молчи!

Это стихотворение о рабочем, вынужденном воздвигать тюрьму, в которую может попасть и его сын.

Brusov1920

С. Малютин. Портрет В. Брюсова (1920)

Сам Брюсов был великим тружеником, поэтому тема труда в его творчестве занимает большое место. И поэтическое творчество он ассоциирует со вспашкой поля. Его начинает интересовать современная действительность: городские картины жизни, судьбы людей, но в то же время он видит и понимает все язвы, недостатки и нескладности городской жизни.
Он уже не пишет «бреду в молчанье одиноком». Теперь в его дневнике появляется запись: «Иду к людям, сливаюсь с людьми, братаюсь с ними». В его урбанистических стихах всё чаще звучат социальные мотивы. Максим Горький даже написал Брюсову: «Вы, мне кажется, могли бы хорошо заступиться за угнетенного человека».

В сборнике «Stephanos» («Венок», 1905) гражданская позиция поэта особенно сильна. В этот год произошло вооружённое Декабрьское восстание, и Брюсов выразил творчеством своё презрение к буржуазным либералам, постепеновцам, которые соглашались с жалкими уступками со стороны царского правительства.

В. Брюсов «Довольным»

Мне стыдно ваших поздравлений,
Мне страшно ваших гордых слов!
Довольно было унижений
Пред ликом будущих веков!

Довольство ваше – радость стада,
Нашедшего клочок травы.
Быть сытым – больше вам не надо,
Есть жвачка – и блаженны вы!

Прекрасен, в мощи грозной власти,
Восточный царь Ассаргадон,
И океан народной страсти,
В щепы дробящий утлый трон!

Но ненавистны полумеры,
Не море, а глухой канал,
Не молния, а полдень серый,
Не агора, а общий зал.

На этих всех, довольных малым,
Вы, дети пламенного дня,
Восстаньте смерчем, смертным шквалом,
Крушите жизнь – и с ней меня!
1905

Творчество Брюсова 1900-1910 гг. очень противоречиво. Об этом стихотворение 1904 г. «Молния» («Опять душа моя расколота...».

В. Брюсов «Молния»

Опять душа моя расколота
Ударом молнии, и я,
Вдруг ослепленный вихрем золота,
Упал в провалы бытия.
С победным хохотом, товарища,
Лемуры встретили меня –
На пепле старого пожарища,
В дыму последнего огня.
«Ты – наш! – вскричали в дикой нежности, –
Ты наш! и в безднах вечно будь!
Свободный дух предай мятежности,
Тропы лазурные забудь!»
И мне от жгучей боли весело,
И мне желанен мой костер,
И небо черный полог свесило
На мой полуослепший взор.

Постепенно в поэзия Брюсова жизнеутверждающее начало берёт верх над декадентством.

В. Брюсов «Хвала Человеку» (отрывок)

Молодой моряк вселенной,
Мира древний дровосек,
Неуклонный, неизменный,
Будь прославлен, Человек!

По глухим тропам столетий
Ты проходишь с топором,
Целишь луком, ставишь сети,
Торжествуешь над врагом!

Камни, ветер, воду, пламя
Ты смирил своей уздой,
Взвил ликующее знамя
Прямо в купол голубой.

Вечно властен, вечно молод,
В странах Сумрака и Льда,
Петь заставил вещий молот,
Залил блеском города.
1906

Он первым воспел профессию авиаторов, выразил веру в силу науки, в возможность покорения космоса. Но при этом Брюсов продолжал считаться лидером символистов, был редактором ведущего символистского журнала «Весы». Но, возможно, он никогда и не был настоящим символистом, а только хотел таковым быть. В 1907 г. в одном письме он высказался так: «Хотя я извне и кажусь главарем тех, кого по старой памяти называют нашими декадентами, но в действительности среди них я как заложник в неприятельском лагере. Давно уже все, что я пишу, и все, что я говорю, решительно не по душе литературным моим сотоварищам, а мне, признаться, не очень нравится то, что пишут и говорят они». Символисты действительно упрекали его за реализм в символизме, за материализм в идеализме.

Творчество В. Брюсова 20-х годов XX века

Brusov1920-2

В. Брюсов в последние годы жизни

В своём раннем творчестве Брюсов пренебрегал пейзажной лирикой. Он создал для себя мир идеальной природы, что было свойственно символистам.
Но с каждым новым сборником тема природы начинает занимать у него всё бо́льшее место, в стихах 20-х годов он сознательно полемизирует с декадентским мировоззрением. Его сборник «Зеркало теней» открывается эпиграфом из А. Фета:

Покуда на груди земной
Хотя с трудом дышать я буду,
Весь трепет жизни молодой
Мне будет внятен отовсюду.

Сборник «Семь цветов радуги» начинается жизнерадостным убеждением:

Что же мне делать, когда не пресыщен
Я – этой жизнью хмельной!

В его творчестве этого периода появляется новая тема – дружба народов России. Он переводил армянских поэтов, составил книгу «Поэзия Армении» и написал к ней вступительную статью.
Но своим творчеством поэт никогда не был удовлетворён. В 1907 г. он записывает в дневнике: «Временами я вполне искренно готов был бросить все прежние пути моей жизни и перейти на новые, начать всю жизнь сызнова».
Октябрьская революция сильно изменила мировоззрение поэта: «Я сам вижу себя совершенно иным до этой грани и после неё».
Весной 1918 г., когда значительная часть интеллигенции занимала еще враждебные или выжидательные позиции по отношению к Советской власти, Брюсов пришёл к наркому просвещения А.В. Луначарскому и предложил свое сотрудничество. Не Октябрь открыл способности Брюсова к общественно-организаторской деятельности, они у него были всегда. Теперь же эти способности получили возможность реализоваться во всей своей полноте. Он вёл работу в Наркомпросе, возглавлял научные библиотеки, литературный отдел, художественное образование; был членом Государственного ученого совета, депутатом Московского совета, профессором Московского университета, редактором журнала «Художественное слово», председателем Всероссийского союза поэтов; работал в Госиздате, создал и возглавил первое в мире высшее учебное заведение для подготовки молодых литераторов – Высший литературно-художественный институт, которому было присвоено его имя.
При этом Брюсов не оставил поэтическое творчество и за 7 лет после революции выпустил 6 сборников новых стихов. В сборнике «В такие дни» выражено его отношение к этому событию, которое он признал великим. В Октябре поэт увидел знамя нового, преображённого мира, способного уничтожить буржуазно-капиталистическую культуру, «рабом» которой поэт считал себя ранее; теперь же он может «возродить жизнь». Некоторые его стихи этого времени – настоящие восторженные гимны революции.
В сборниках 20-х годов («Дали», 1922), «Mea» («Спеши!», 1924) обновляется его поэтика, ритмика стихов, синтаксис, появляются неологизмы, стихи насыщаются аллитерациями. В. Ходасевич оценил этот период творчества Брюсова попыткой через «сознательную какофонию» обрести «звуки новые». А исследователь творчества поэта М. Гаспаров назвал его манеру «академическим авангардизмом». В стихах этих сборников Брюсов откликался на новые открытия в области физики, математики и астрономии, размышлял о теории относительности, рассуждал о развитии Вселенной и т.д.
Но в эпоху построения советской поэзии опыты Брюсова показались слишком сложными и «непонятными массам», а модернисты также отнеслись к ним отрицательно.

В. Брюсов «Машины»

Зубцы, ремни, колеса, цепи,
Свист поршней, взмахи рычага;
Вне – замыслы, наружу – цели,
Но тайна где-то спит, строга.
Взмах! Взлет! Челнок, снуй! Вал, вертись вкруг!
Привод, вихрь дли! не опоздай!
Чтоб двинуть косность, влить в смерть искру,
Ткать ткань, свет лить, мчать поезда!
Машины! Строй ваш вырос бредом,
Земля гудит под ваш распев;
Мир в ваши скрепы веком предан,
В вас ждет царей, оторопев.
Вы – всюду: некий призрак вещий,
Что встарь вставал из лунных мшин!
На всех путях, на каждой вещи –
Клеймо познанья, след машин.
Нам жизнь творят цилиндры, оси,
Эксцентрики, катки... Ждем дня –
Корабль в простор планетный бросить,
Миры в связь мира единя!
Сеть проволок, рельс перевивы,
Незримый ток в лучи антенн:
Мы в них сильны, в их вере живы,
И нет пределов! и нет стен!
Вертись, вал! Поршень, бей! вей цепи!
Лети творить, незримый ток!
Вне – замыслы! наружу – цели!
Но в чьей руке святой моток?
Здесь что? Мысль роль мечты играла,
Металл ей дал пустой рельеф;
Смысл – там, где змеи интеграла
Меж цифр и букв, меж d и f!
Там – власть, там творческие горны!
Пред волей числ мы все – рабы.
И солнца путь вершат, покорны
Немым речам их ворожбы.
1924

Стремление поэта соответствовать времени говорит о его неуспокоенности, о его нежелании почивать на заслуженных лаврах, о стремлении постоянно двигаться вперёд и совершенствовать поэзию. Он не стеснялся всю жизнь учиться новому, а также заимствовать новое у поэтов младшего возраста (Маяковского, Пастернака).
Поэтическое творчество Брюсова вошло в историю русской литературы блестящей страницей. Оно проникнуто героическим пафосом, стремлением неустанного движения вперёд; оно раскрывает широкую панораму мировой культуры, показывает преемственность человеческой мысли. Его поэзия проникнута раздумьями о судьбах человечества.
У него молодые поэты учились культуре стиха и самоотверженному отношению к любому труду, в том числе и поэтическому.
Отдельные стихотворения Брюсова положены на музыку композиторами Владимиром Ребиковым, Сергеем Василенко, Александром Гречаниновым, Рейнгольдом Глиэром и другими. Вокальный цикл «Четыре картины на стихи Валерия Брюсова» для голоса и фортепиано (2005 г.) написала московский композитор Марина Чистова.
Стихотворение Брюсова «Крысолов» положено на музыку Сергеем Рахманиновым.