Поэт-символист Константин Бальмонт

  • Печать

kb

В конце XIX-начале XX в. Константин Бальмонт был одним из самых известных русских поэтов.

Из биографии К.Д. Бальмонта

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) родился в деревне Гумнище, Владимирской губернии. Учился в гимназии в Шуе. В 1886 г. поступил на юридический факультет Московского университета, но был исключён за участие в студенческом движении.

800px-Памятник Бальмонту в Шуе

Памятник Константину Бальмонту в Шуе

Первый сборник стихотворений Бальмонта вышел в Ярославле в 1890 г., следующий – в 1894 г. Эти сборники отмечены отзвуками поэзии поздних народников.

bmpe

М. Дурнов. Портрет Константина Бальмонта (Бальмонт в Париже, 1901)

К. Бальмонт – один из зачинателей символизма и крупнейший его представитель. Это литературное течение основывалось на идеалистической философии с её мистикой, намёками, иносказаниями, которые символизм истолковывал как отблеск потустороннего мира. В стиле символизма написаны стихи Бальмонта, объединённые в сборники «В безбрежности», «Тишина», «Горящие здания», «Будем как солнце».
В конце XIX-начале XX в. Бальмонт был одним из самых известных русских поэтов. Как отмечал Валерий Брюсов, «в течение десятилетия Бальмонт нераздельно царил над русской поэзией». А Максимилиан Волошин вопрошал и отвечал на свои вопросы так: «Кто же Бальмонт в русской поэзии? Первый лирический поэт? Предтеча? Родоначальник? На это нельзя ответить. Его нельзя сравнивать. Он – весь исключение. Его можно только любить».
Но позже его популярность снизилась. Этому способствовали, в частности, его ложная экзотичность, манерность, напыщенность, ярко выраженная самовлюблённость.

К. Бальмонт «Я ненавижу человечество...»

Я ненавижу человечество,
Я от него бегу спеша.
Мое единое отечество –
Моя пустынная душа.

С людьми скучаю до чрезмерности,
Одно и то же вижу в них.
Желаю случая, неверности,
Влюблен в движение и в стих.

О, как люблю, люблю случайности,
Внезапно взятый поцелуй,
И весь восторг – до сладкой крайности,
И стих, в котором пенье струй.

(Из сборника «Только любовь», 1903)

В стихотворении «Я ненавижу человечество...» Бальмонт говорит о предсказуемости и однотипности людей. Они все понятны ему и потому не интересны. Как же спастись от скучного и пустого человеческого мира? Спасение можно найти в самом себе, считает Бальмонт, в своём разуме, в своей поэзии. Встреча с неожиданным и случайным тоже может приносить человеку радость и обновление чувств.

390px-Balmont KD

Константин Бальмонт (1917)

Об этих особенностях характера поэта, которые вызывали отторжение у окружающих, хорошо написала Тэффи: «Бальмонт любил позу. Да это и понятно. Постоянно окружённый поклонением, он считал нужным держаться так, как, по его мнению, должен держаться великий поэт. Он откидывал голову, хмурил брови. Но его выдавал его смех. Смех его был добродушный, детский и какой-то беззащитный. Этот детский смех его объяснял многие нелепые его поступки. Он, как ребёнок, отдавался настроению момента...».

К. Бальмонт

Я – изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты – предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.

Я – внезапный излом,
Я – играющий гром,
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей.

Переплеск многопенный, разорванно-слитный,
Самоцветные камни земли самобытной,
Переклички лесные зеленого мая –
Все пойму, все возьму, у других отнимая.
Вечно юный, как сон,

Сильный тем, что влюблен
И в себя и в других,
Я – изысканный стих.
1901

Бальмонт был большим тружеником, писал каждый день. Всю жизнь он занимался самообразованием («прочитывал целые библиотеки»), изучал языки и естественные науки; много путешествуя, интересовался не только новыми впечатлениями, но и сведениями по истории, этнографии, фольклористике каждой страны.

Konstantin Balmont by Valentin Serov 1905

В. Серов. Портрет К. Бальмонта (1905)

Его творчество отличается оригинальностью тем, музыкальностью, искусными рифмами; он увлекался звукописью, прекрасно умел передать мимолётные впечатления, что сближало его с импрессионизмом.

К. Бальмонт «Последний луч»

Прорезав тучу, тёмную, как дым,
Последний луч, в предчувствии заката,
Горит угрюмо, – он, что был живым
‎Когда-то!

Тесниной смутных гор враждебно сжата,
Одна долина светом золотым
Ещё живёт, блистательно-богата.
Но блеск ушёл к вершинам вековым,
Где нет ни трав, ни снов, ни аромата.
— О, да, я помню! Да! я был живым,
‎Когда-то!
1900

(Из сборника «Горящие здания. Лирика современной души»)

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам чёрный чёлн.

Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог,
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.

Мчится взморьем, мчится морем,
Отдаваясь воле волн.
Месяц матовый взирает,
Месяц горькой грусти полн.

Умер вечер. Ночь чернеет.
Ропщет море. Мрак растет.
Челн томленья тьмой охвачен.
Буря воет в бездне вод.
1895

Это стихотворение построено на основе аллитерации.

Революцию 1905 г. Бальмонт встретил с энтузиазмом. За это подвергся репрессиям и жил за границей. Возвратился в Россию в 1913 г. Много переводил, в том числе прозу.
В 1921 г. эмигрировал во Францию. Жил в нужде. Писал о России.

К. Бальмонт «Лишь с ней»

Я был в России. Грачи кричали,
Весна дышала в моё лицо.
Зачем так много в тебе печали?
Нас обвенчали. Храни кольцо.

Я был повсюду. Опять в России.
Опять тоскую. И снова нем.
Поля седые. Поля родные.
Я к вам вернулся. Зачем? Зачем?

Кто хочет жертвы? Её несу я.
Кто хочет крови? Мою пролей.
Но дай мне счастья и поцелуя.
Хоть на мгновенье. Лишь с ней. С моей.

(Их цикла «В России»)

Умер поэт в предместье Парижа в 1942 г.

О творчестве К. Бальмонта

Ulyanov 1

Н. Ульянов. Портрет К. Бальмонта (1909)

К. Бальмонт опубликовал 35 поэтических сборников и 20 книг прозы. В 1923 г. был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
В миниатюре «Как я пишу стихи» он признавался: «...Я не размышляю над стихом и, право, никогда не сочиняю». Он никогда больше не правил написанное, не редактировал, считая, что первый порыв – самый верный. Поэт полагал, что только мгновение, всегда единственное и неповторимое, открывает истину, даёт возможность «увидеть далёкую даль».

К. Бальмонт

Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолетности я влагаю в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.

Не кляните, мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: плыву.
И зову мечтателей... Вас я не зову!
1902

Ключевое слово в этом стихотворении – «мимолётности». Все простые предложения здесь передают ощущение мига, мимолётности, преходящего. Стихотворение – о назначении поэзии. В чём оно? В способности передать эти мгновения (мимолётности) жизни.
Человеческая и литературная судьба Бальмонта – это история взлетов и падений, громкой славы и мрачного забвения... Считать ли его классиком? Вопрос дискуссионный.

К. Бальмонт

Одна есть в мире красота.
Не красота богов Эллады,
И не влюбленная мечта,
Не гор тяжелые громады,
И не моря, не водопады,
Не взоров женских чистота.
Одна есть в мире красота –
Любви, печали, отреченья,
И добровольного мученья
За нас распятого Христа.
1894

В этом раннем стихотворении поэта звучит чистая тональность, которую он, пройдя через «демонические» мотивы зрелого таланта, пройдя через много жизненных испытаний, вновь вернул в своё творчество.
Из всех мемуаристов наиболее тёплые воспоминания о К. Д. Бальмонте оставила М.И. Цветаева, которая была с поэтом очень дружна. Она писала: «Если бы мне дали определить Бальмонта одним словом, я бы, не задумываясь, сказала: Поэт... Этого бы я не сказала ни о Есенине, ни о Мандельштаме, ни о Маяковском, ни о Гумилёве, ни даже о Блоке, ибо у всех названных было ещё что-то кроме поэта в них. Большее или меньшее, лучшее или худшее, но – ещё что-то. В Бальмонте, кроме поэта в нём, нет ничего. Бальмонт – Поэт–адекват. На Бальмонте – в каждом его жесте, шаге, слове – клеймо – печать – звезда поэта».