Поэзия Серебряного века (обзор)

sv

«Серебряным веком» называют период русской культуры конца XIX-начала XX века. «Век мятежный, богоищущий, бредящий красотой», – так сказал о нём поэт Сергей Маковский.

Серебряный век ещё называют «русским культурным ренессансом».
Термин «Серебряный век» применяют только в отношении к русской культуре, в Европе этот период времени называют Fin de siècle (фр.) – «конец века» и Belle Époque (фр.) – «прекрасная эпоха».
Что касается хронологических рамок, то здесь всё неоднозначно. Некоторые исследователи ограничивают время Серебряного века годами жизни А. Блока: 1880-1921. Другие – 1880-1917 гг. Петербургский литературовед М.Ф. Пьяных считает, что 80-е годы XIX в. были только прологом Серебряного века, начало его – 90-е годы XIX в., а эпилогом стали годы Февральской и Октябрьской революции и гражданской войны. А некоторые завершением Серебряного века считают 1930 г. – год смерти В. Маяковского.

marina

М. Цветаева (1924)

Ещё важно понимать, что принадлежность к одной эпохе (в данном случае конец XIX-начало XX в.) не означает, что всех живших в то время художников можно отнести к Серебряному веку. Многие из них жили в это время, но творчески относились к прошедшей эпохе – XIX веку. Это касается, например, художника В. Сурикова (1848-1916), писателя Льва Толстого (1828-1910), композитора Н. Римского-Корсакова (1844-1908) и многих других деятелей искусства, творчество которых начиналось в XIX, а заканчивалось в XX в., но это только календарные совпадения дат, а по сути Л. Толстой и А. Белый (1880-1934), например, – это люди разных поколений и эпох. Не относится к Серебряному веку творчество А. Чехова, В. Вересаева, В. Короленко, А. Куприна, членов Товарищества передвижных художников и других писателей, художников и композиторов, которые «перешагнули» грань веков, но в своём творчестве оставались сторонниками критического реализма в искусстве.
Термин «Серебряный век» образовался по аналогии с термином «Золотой век». Но кто является автором этого термина – также вопрос спорный. Словосочетание «Серебряный век» ввели в оборот сразу несколько человек (о приоритете можно спорить) – поэт Николай Оцуп, философ Николай Бердяев и поэтСергей Маковский. Мы не будем вдаваться в детали, т.к. это не столь важно.

Культура грани веков

В чём особенность этой культуры?
Художественная картина Серебряного века многослойна и противоречива. Она отличается многочисленными художественными течениями, творческими школами, нетрадиционными стилями. А. Белый писал: «Правота нашей твёрдости видится мне... скорее в решительном «нет», сказанном девятнадцатому столетию, чем в «да», сказанному веку двадцатому». Однако и традиции XIX в. в творчестве художников Серебряного века не исчезли – они как бы наложились на новые художественные направления. Новый век не изменил традиций правдоискательства в русском искусстве, но изменил направленность этих поисков. Менялось мироощущение. «В начале века велась трудная, часто мучительная борьба людей ренессанса против суженности сознания традиционной интеллигенции, – борьба во имя свободы творчества и во имя духа. Русский духовно-культурный ренессанс был встречен очень враждебно левой интеллигенцией как измена традициям освободительного движения, как измена народу, как реакция. Это было несправедливо уже потому, что многие представители культурного ренессанса были сторонниками освободительного движения и участвовали в нём. Речь шла об освобождении духовной культуры от гнёта социального утилитаризма» (Н. Бердяев).
Но... Были и другие мнения о культуре этого периода: «Слишком много словесной косметики! Слишком много цветов – увы, бумажных! Как бы тонка ни была бумага, и как бы изящна ни была работа, вы после нескольких минут пребывания в этой обстановке испытываете злое раздражение и непреодолимую потребность разом смять всю эту сухую шуршащую красоту и бросить под стол, в корзину...» (Л. Троцкий о Д. Мережковском, 25 ноября 1908).

dm

Д. Мережковский

Многочисленные нетрадиционные художественные направления в ту пору возникали и развивались очень динамично. Это был подлинный расцвет творческого духа. Но началом начал было познание вечных духовных ценностей. Д. Мережковский обосновал эстетику нового русского искусства в своей работе 1882 г. «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» и предсказал обновление отечественной словесности в русле «мистического содержания», свободного выражения религиозного чувства.
Большую роль в развитии идей «культурного ренессанса» сыграли журналы «Весы», «Вехи», «Новый путь», «Мир искусства», «Северный вестник», «Золотое руно», «Перевал», «Сатирикон» и др.
Духовными вождями были Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Соловьёв, В. Соловьёв.

Литературные течения и объединения Серебряного века

Символизм

Трудно однозначно определить термин «символизм». По мнению Н. Бердяева, в символе воплощается «связь между двумя мирами» – чувственным и воображаемым, видимым (реальным) и невидимым (потусторонним). А искусство – средство познания мира.
Символ – знак иного мира в этом мире.

С. Соловьёв «Милый друг»

Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий –
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?

Образный мир и проблемы символизма неисчерпаемы: жизнь и смерть, хаос и космос, добро и зло, прекрасное и уродливое... Поэты-символисты верили в мистическую силу искусства, в его способность преобразовывать жизнь. Но при этом русский символизм никогда не уходил от российских проблем и «больных» вопросов.
Символизм – не исключительно русское явление. Он был порождён глубоким кризисом, охватившим европейскую культуру в конце XIX в., пересмотром моральных ценностей, утратой веры в силу научного сознания, увлечением идеалистической философией.

Bakst bely

Л. Бакст. Портрет Андрея Белого

Русский символизм зарождался в годы крушения Народничества и широкого распространения пессимистических настроений. Но русский символизм ставил не злободневные социальные вопросы, а глобальные философские. Предтечами символизма в России была поэзия А. Фета, Ф. Тютчева, проза Ф. Достоевского. На становление русского символизма большое влияние оказал французский символизм (поэзия Поля Верлена, Артюра Рембо, Шарля Бодлера).
Новые формы в поэзии и критике пренебрежительно называли «декадентством» (в переводе с французского – упадочный). Но в России в 1890-е годы эти термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность, а в декадентстве – безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой. Известна эпиграмма Владимира Соловьёва (русский религиозный мыслитель, мистик, поэт и публицист, литературный критик) в отношении декадентов:

Мандрагоры имманентные
Зашуршали в камышах,
А шершаво-декадентные
Вирши – в вянущих ушах.

В самом символизме выделялись школы и течения (например, «старшие» и «младшие» символисты).
Символисты «первой волны» заявили о себе первыми: В. Брюсов, Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Н. Минский.

Viacheslav ivanov

К. Сомов. Портрет Вяч. Иванова

«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт – прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.
Затем в поэзию пришли «младосимволисты» С. Соловьёв, А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов, М. Волошин, И. Анненский, Эллис (Лев Львович Кобылинский), М. Кузмин, Е, Кузьмина-Караваева и др.
«Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном ключе. Для них символизм был философией, преломленной в поэтическом сознании.
Общество ревнителей художественного слова (Академия стиха, Поэтическая академия) – литературное объединение, существовавшее в Петербурге в 1909-1916 гг., сформировалось вокруг Вячеслава Иванова при журнале «Аполлон», став своеобразным продолжением литературно-философских «Ивановских сред». Предтечей создания общества были встречи на «башне» – в квартире Вяч. Иванова.

Акмеизм

Акмеи́зм (от греч. άκμη – цветение, цветущая пора) – литературное течение, возникшее в начале XX в. в России и противостоящее символизму. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Акмеизм возводил в культ конкретность, «вещественность» образа, «искусство точно вымеренных и взвешенных слов». Его программа была впервые публично оглашена 19 декабря 1912 г. в кабаре «Бродячая собака» в Петербурге.

Ngumil

Н. Гумилёв

Становление нового течения тесно связано с деятельностью оппозиционного по отношению к «Академии стиха» объединения «Цех поэтов», в который входили основатели акмеизма Николай Гумилёв, Анна Ахматова и Сергей Городецкий.
Термин «акмеизм» был предложен в 1912 г. Николаем Гумилёвым и Сергеем Городецким: по их мнению, на смену переживающему кризис символизму идёт направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений.

Особенности акмеизма:

1. Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления;
2. Предназначение искусства – в облагораживании человеческой природы;
3. Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений.

Акмеизму посвящены теоретические работы и творчество Николая Гумилёва, Сергея Городецкого, Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Михаила Зенкевича, Георгия Иванова и др.

Mandelstam

О. Мандельштам (1920)

Акмеизм насчитывал 6 наиболее активных участников движения: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут. На роль «седьмого акмеиста» претендовал Г. Иванов, но подобная точка зрения была опротестована А. Ахматовой: «Акмеистов было шесть, и седьмого никогда не было».
В 1913-1918 гг. выпускался литературный сборник поэтов-акмеистов «Гиперборей».
В противовес символистам акмеисты прежде всего отстаивали конкретность и предметность земного мира. Постоянное пребывание в необитаемых безднах духа, где отсутствует не только сор жизни, но и сама жизнь, привели к опустошению поэтического мира, к исчерпанности символизма, к его кризису. Разумеется, это не относилась к Блоку. Но акмеисты активно противопоставляли своё творчество символистам. «Русский символизм, – писал Мандельштам своей статье, – так много кричал о «несказанном», что это «несказанное» пошло по рукам, как бумажные деньги». Устойчивые образы символистов, переходящие от поэта к поэту, он назвал «чучелами, набитыми чужим сбережением». Но ощущение символизмом высших сфер ему было тоже близко и необходимо.
В группу акмеистов входили слишком разные индивидуальности: Гумилев, Ахматова, Городецкий, Зенкевич, Нарбут, Мандельштам, – чтобы их союз мог просуществовать долго. Он распался через два года, но Мандельштам и Ахматова продолжали считать себя акмеистами всю жизнь.
Мандельштам не был ничьим прямым продолжателем, его открытия в поэзии уникальны.
Платформой акмеистов стал журнал «Аполлон» под редакцией С. Маковского, в котором печатались декларации Гумилева и Городецкого. Программа акмеизма в «Аполлоне» включала два основных положения: конкретность, вещность, посюсторонность и совершенствование поэтического мастерства.

Русский футуризм

Majakovszkij

В. Маяковский

Русский футуризм – одно из направлений русского авангарда.
Футуристы декларировали своё творчество прообразом искусства будущего. В качестве основной программы футуристы выдвигали идею разрушения культурных стереотипов и защиту техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего. Родоначальниками русского футуризма считаются члены петербургской группы «Гилея». Вожаком группы был Велемир Хлебников, организатором Давид Бурлюк. По их инициативе в 1910 г. вышел первый сборник будетлян «Садок судей 1». В группу входили В. Маяковский, В. Каменский, А. Кручёных, Е. Гуро.
Будетля́не – группа писателей, первая русская футуристическая группа, позднее превратившаяся в движение кубофутуристов. К будетлянам относились поэты Велимир Хлебников, Давид Бурлюк, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных; художники Николай Кульбин, Казимир Малевич; композиторы Михаил Матюшин, Артур Лурье.
Футуристы, как и символисты, не были однородным направлением. Существовали также эгофутуристы во главе с Игорем Северянином (Петербург), группы «Центрифуга» и «Мезонин поэзии» в Москве, а также группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку. Основными участниками футуристической группы «Центрифуга» стали С. Бобров, Б. Пастернак и Н. Асеев. «Центрифуга» просуществовала до конца 1917 г.

Кубофутуризм

Кубофутуризм – авангардное направление в искусстве начала XX в., соединившее в себе принципы французских кубистов и итальянских футуристов.

Poshechina obshestvennomu vkusu

A. Крученых, Д. Бурлюк, B. Маяковский, Н. Бурлюк, Б. Лившиц

Поэзия футуризма и живопись кубофутуризма тесно переплетены между собой. К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц. Многие из них выступали и как художники.

Эгофутуризм

Э́гофутури́зм (от др.-греч. Εγώ – «я», лат. futurum – будущее) – русское литературное течение 1910-х гг. в рамках футуризма. Для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. В группу входили поэты Игорь Северянин, Константин Олимпов, Георгий Иванов, Петр Ларионов, Стефан Петров (Грааль-Арельский), Павел Кокорин, Павел Широков, Иван Лукаш, Вадим Шершеневич и др.
Эгофутуризм был явлением кратковременным и неровным. Игорь Северянин достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции полностью изменил стиль своей поэзии. Большинство эгофутуристов либо быстро изживали стиль и переходили в другие жанры, либо вскорости совершенно оставляли литературу. Имажинизм 1920-х гг. во многом был подготовлен поэтами-эгофутуристами.

Новокрестьянские поэты

ke

Николай Клюев и Сергей Есенин в Петрограде в 1915 г.

Новокрестьянские поэты – это условное собирательное название группы русских поэтов Серебряного века крестьянского происхождения. Поэты, причисляемые к данному направлению, себя так не называли и не образовывали литературного объединения или направления с единой теоретической платформой.
К «новокрестьянским» поэтам традиционно относят Николая Клюева, Сергея Есенина, Сергея Клычкова, Александра Ширяевца, Петра Орешина, реже Павла Радимова, Алексея Ганина и Пимена Карпова. Начало их творческого пути приходится на 1900-1910-е годы.
Всем «новокрестьянским» поэтам были присущи обращения к теме деревенской России, связь с миром природы и устного творчества. Но им были понятны и устремления «русского модерна».

 Имажинизм

Имажини́зм (от лат. imago – образ) – литературное направление в русской поэзии XX в.
Представители этого направления считали, что цель творчества состоит в создании образа, поэтому основным выразительным средством имажинистов была метафора.
Для имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы.

ve

Мариенгоф и Есенин (1919)

Имажинизм образовался в 1918 г., когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин. В 1919-1924 гг. имажинизм был наиболее организованным поэтическим движением в Москве; ими устраивались популярные творческие вечера в артистических кафе, выпускалось множество авторских и коллективных сборников. Распался в 1925 г.
К «младшим имажинистам» относилась поэтесса Надежда Вольпин (жена Сергея Есенина), Сергей Есенин, входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов, Александр Кусиков, Галина Владычина и др.

Некоторые поэты Серебряного века, не входившие в творческие группы

Э. Багрицкий (1895-1934)
И. Бунин (1870-1953)
Н. Заболоцкий (1903-1958)
В. Инбер (1890-1972)
В. Ходасевич (1886-1939)
Н. Агнивцев (1888-1932)
Л. Рейснер (1895-1926)
В. Набоков (1899-1977)
С. Кирсанов (1906-1972)
Тэффи (Н. Лохвицкая, 1872-1952)
Саша Чёрный (1880-1932)
М. Цветаева (1892-1941) и др.