Лирика Гёте

Лирика Гёте

Иоганн Вольфганг Гёте – универсальный гений не только немецкой литературы, но и всей культуры этой страны.

Гёте был одним из самых образованных, одаренных и разносторонних людей своего времени, личностью многогранной. Его познания и сфера деятельности были столь обширны, что поражает одно лишь их перечисление. Гёте занимался живописью (портрет, пейзаж), скульптурой, архитектурой; был литературным критиком, мемуаристом, публицистом, актёром, режиссёром; занимал должности директора театра и директора библиотеки; серьёзно занимался ботаникой, физикой, геологией, оптикой, астрономией; был философом, историком, искусствоведом; интересовался алхимией, анатомией; был переплётчиком, финансистом и государственным деятелем. Это помимо художественной литературы, в которой он творил в самых разных жанрах: лирике, драме, эпосе.
Наш разговор сегодня – о лирике Гёте.
Первые стихотворения Гёте написал в 8-летнем возрасте, а к 19 годам стал автором значительного числа произведений, большинство которых впоследствии уничтожил.

Лирика Гёте

Ю. Цубер. Портрет Гёте
Гёте считал, что настоящая поэзия должна быть автобиографичной, т.е. выражать жизненные и душевные переживания самого поэта. Свое творчество он сам называл «фрагментами огромной исповеди». 

Гёте «Благожелателям»

У поэтов нет секретов,
А воздержанных поэтов
Не найти и днем с огнем;
То, чего не скажем прозой, –
То само собой «под розой»
Мы – друзьям своим – сболтнем.

Где ты жил и где ты вырос,
Что ты выстрадал и вынес,
Им – забава и досуг;
Откровенья и намеки,
Совершенства и пороки –
Только в песнях сходят с рук.
1799
(Перевод. О. Чухонцева)

Лирические стихотворения первого периода жизни Гёте явили собой новый этап в истории немецкой поэзии – в центре его лирики был человек со всеми его проблемами, со всем богатством его внутреннего мира. При этом лирический герой
Гёте – живой участник полнокровной жизни, который любит и ненавидит, радуется и страдает.
Впервые в немецкой поэзии у Гёте родная природа оживает и становится полноправным персонажем его стихов.

Гёте «Майская песня»

Как все ликует,
Поет, звенит!
В цвету долина,
В огне зенит!
Трепещет каждый
На ветке лист,
Не молкнет в рощах
Веселый свист.
Как эту радость
В груди вместить! –
Смотреть! и слушать!
Дышать! и жить!

Любовь, роскошен
Твой щедрый пир!
Твое творенье –
Безмерный мир!
Ты все даришь мне:
В саду цветок,
И злак на ниве,
И гроздный сок!..
Скорее, друг мой,
На грудь мою!
О, как ты любишь!
Как я люблю!

Находит ландыш
Тенистый лес,
Стремится птица
В простор небес.
А мне любовь лишь
Твоя нужна,
Дает мне радость
И жизнь она.
Мой друг, для счастья,
Любя, живи, –
Найдешь ты счастье
В своей любви!
1771
(Перевод. А. Глобы)

Пейзажи Гёте проникнуты живым чувством, а образ человека и образ природы у него неразделимы.

Из биографии Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832)

Лирика Гёте

Й.К. Штилер. Портрет Гёте (1828)
Гёте считается выдающимся представителем Просвещения в Германии и одним из основоположников немецкой литературы нового времени.
Иоганн Вольфганг фон Гёте родился 28 августа 1749 г. в немецком торговом городе Франкфурте-на-Майне в семье юриста и имперского советника.

Лирика Гёте

Дом во Франкфурте-на-Майне, где родился Гёте. Восстановлен в 1947-1949 годах
Он с сестрой получил домашнее образование (главным учителем его был отец, а также репетиторы) – изучал немецкий, французский, латынь, греческий, идиш, иврит, английский, итальянский языки, естественные науки, религию, рисование. Кроме этого, учился игре на фортепиано и виолончели, верховой езде, фехтованию и танцам. Затем продолжил образование в Лейпциге и Страсбурге. Занимался юриспруденцией, одновременно слушал лекции по различным научным вопросам, включая медицину. По приглашению герцога Карла Августа в 1775 г. приехал в Веймар, а с 1782 г. стал главой правительства карликового феодального государства.

Лирика Гёте

И. Тишбейн «Гёте в Италии» (1787). Штеделевский институт (Франкфурт-на-Майне)
В июне 1786 г. Гёте уехал в Италию, а вернувшись в Веймар в 1788 г., уже не принимал прежнего участия в придворной жизни.
В начале XIX в. Веймар становится литературным центром. Гёте посещают У. Теккерей, Г. Гейне, А. Мицкевич, В.А. Жуковский, О.А. Кипренский. Первый сборник стихов поэта был издан в Лейпциге в 1769 г., а новый период его творчества начинается в Страсбурге в 1770 г. Лирика Гёте отмечена полнотой жизненных переживаний и богатством поэтической формы.

Лирика Гёте

Дом Гёте в Веймаре
Гёте считает, что только человеку дано совершать невозможное, поэтому образ художника, творца прекрасного, всегда привлекал внимание автора.

Гёте «Прометей»

Ты можешь, Зевс, громадой тяжких туч
Накрыть весь мир,
Ты можешь, как мальчишка,
Сбивающий репьи,
Крушить дубы и скалы,
Но ни земли моей
Ты не разрушишь,
Ни хижины, которую не ты построил,
Ни очага,
Чей животворный пламень
Тебе внушает зависть.

Нет никого под солнцем
Ничтожней вас, богов!
Дыханием молитв
И дымом жертвоприношений
Вы кормите свое
Убогое величье,
И вы погибли б все, не будь на свете
Глупцов, питающих надежды, –
Доверчивых детей
И нищих.

Когда ребенком был я и ни в чём
Мой слабый ум еще не разбирался,
Я в заблужденье к солнцу устремлял
Свои глаза, как будто там, на небе,
Есть уши, чтоб мольбе моей внимать,
И сердце есть, как у меня,
Чтоб сжалиться над угнетенным.

Кто мне помог
Смирить высокомерие титанов?
Кто спас меня от смерти
И от рабства?
Не ты ль само,
Святым огнем пылающее сердце?
И что ж, не ты ль само благодарило,
По–юношески горячо и щедро,
Того, кто спал беспечно в вышине!

Мне – чтить тебя? За что?
Рассеял ты когда-нибудь печаль
Скорбящего?
Отер ли ты когда-нибудь слезу
В глазах страдальца?
А из меня не вечная ль судьба,
Не всемогущее ли время
С годами выковали мужа?

Быть может, ты хотел,
Чтоб я возненавидел жизнь,
Бежал в пустыню оттого лишь,
Что воплотил
Не все свои мечты?

Вот я – гляди! Я создаю людей,
Леплю их
По своему подобью,
Чтобы они, как я, умели
Страдать, и плакать,
И радоваться, наслаждаясь жизнью,
И презирать ничтожество твое,
Подобно мне!
1774
(Перевод В. Левика)

Для лирики Гёте характерны богатство философских идей, размышлений о человеческой природе, разнообразие поэтических интонаций и тем. Об опьянении любовью говорит поэт в стихотворении «Свидание и разлука».

Душа в огне, нет силы боле,
Скорей в седло и на простор!
Уж вечер плыл, лаская поле,
Висела ночь у края гор.
Уже стоял, одетый мраком,
Огромный дуб, встречая нас;
И тьма, гнездясь по буеракам,
Смотрела сотней черных глаз.

Исполнен сладостной печали,
Светился в тучах лик луны,
Крылами ветры помавали,
Зловещих шорохов полны.
Толпою чудищ ночь глядела,
Но сердце пело, несся конь,
Какая жизнь во мне кипела,
Какой во мне пылал огонь!

В моих мечтах лишь ты носилась,
Твой взор так сладостно горел,
Что вся душа к тебе стремилась
И каждый вздох к тебе летел.
И вот конец моей дороги,
И ты, овеяна весной,
Опять со мной! Со мной! О боги!
Чем заслужил я рай земной?

Но – ах! – лишь утро засияло,
Угасли милые черты.
О, как меня ты целовала,
С какой тоской смотрела ты!
Я встал, душа рвалась на части,
И ты одна осталась вновь...
И все ж любить – какое счастье!
Какой восторг – твоя любовь!
1771
(Перевод. Н. Заболоцкого)

О возвышающей человека силе искусства Гёте говорит в произведении «Стихи подобны разноцветным стеклам...».

Стихи подобны разноцветным стеклам
Церковных окон. Заглянув снаружи,
Мы ничего там не увидим толком.
«Сплошная муть, а может быть, и хуже!»
Так скажет обыватель. Он сердит,
Когда он ничего не разглядит!
И пусть его. А вы – вступайте смело
В священные поэзии пределы!
Как хорошо! Как ясно и светло
Сияет многоцветное стекло!
Да, новый свет откроется для вас,
Все возвышает дух, пленяет глаз,
И ежели в вас есть душа, то вам
Он по душе придется, этот храм!
(Перевод Б. Заходера)

В эпоху Просвещения молодые немецкие писатели и поэты объединились в группу, получившую название «Буря и натиск», в которую входили, кроме других немецких писателей, Гёте и Шиллер. Членов этой группы называли штюрмерами. Произведения членов группы «Буря и натиск» отличались предельной эмоциональностью и описанием крайних проявлений индивидуализма. Подобно Шиллеру, Гёте намеревался изменить общество путем нравственного и эстетического перевоспитания людей с помощью искусства.
Лирика Гете жизнерадостна и жизнелюбива, проникнута светлыми чувствами. Он написал около 1600 стихотворений в самых различных поэтических жанрах: любовная лирика, стихи о природе, стихи на античные темы «Римские элегии», «Венецианские эпиграммы», оды «Прометей», в подражание восточным поэтам – цикл «Западно-восточный диван», «Метаморфоза растений», «Метаморфоза животных» – сборники философской лирики, баллады «Лесной царь», «Певец», «Коринфская невеста».
В России довольно много переводили Гёте: В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов, А.К. Толстой. В русской музыке лирика Гёте воплощена в творчестве М.И. Глинки, П.И. Чайковского. Немецкие композиторы также обращались к лирике поэта: Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Мендельсон. Многие стихотворения Гете превратились в народные песни.
Образцом для раннего Гёте была античность. В своих «античных» произведениях Гете стремился передать яркость и полноту жизни, богатство и многообразие человеческих чувств; его привлекало оптимистическое мировоззрение древних мыслителей и поэтов, их жизнеутверждающее начало.
Вершиной художественного творчества Гете явилась его знаменитая трагедия «Фауст» (1831), над которой поэт работал более 60 лет. Но о ней мы расскажем в другой статье.

Гёте. Из оды «Божество в человеке»

Будь благороден, человек,
Будь к помощи готов и добр!
Знай: только в этом
Твое отличье
От всех созданий,
Каких ты знаешь.

Лирика Гёте

Письменные принадлежности Гёте
«Как поэт Гёте был более всего и прежде всего лириком. Лирические стихотворения его, материал для которых большей частью почерпнут из его собственной жизни, отличаются необыкновенной прелестью, правдивостью и простотой изображения, а также красотой формы. Лирическое направление преобладает и в тех его произведениях, которые относятся, собственно, к драматическому роду поэзии. Так, «Фауст», носящий название «трагедии», в сущности, должен был называться «драматической поэмой», так как состоит из ряда отдельных сцен, мало между собой связанных и имеющих часто совершенно лирический характер» (из статьи Н. Холодковского «Вольфганг Гете. Его жизнь и литературная деятельность», 1891).

Лирика Гёте

Бюст Гёте в Бранденбурге