Сонеты Франческо Петрарки

Франческо Петрарка

Данте Алигьери создал итальянский литературный язык. Другой великий флорентиец Франческо Петрарка продолжил его дело.

Их имена – Данте и Петрарка – всегда рядом. Данте предвосхитил некоторые идеи эпохи Возрождения, но Петрарка первым противопоставил средневековой науке о боге изучение человека. 

Биография Франческо Петрарки (1304-1374)

Сонеты Франческо Петрарки

Андреа дель Кастаньо. Портрет Петрарки (фрески виллы Кардуччо)

Петрарка родился в Ареццо, который расположен в 80 км к юго-востоку от Флоренции. В Ареццо нашёл себе убежище eго отец, флорентийский юрист, изгнанный из Флоренции одновременно с Данте.
В школе Петрарка изучил латинский язык, здесь же проявился его интерес к римской литературе. После окончания школы начал изучать право в Монпелье, а потом в Болонском университете. Но юриспруденция совсем не интересовала Петрарку – он занимался ею по велению отца. А когда отец умер, посвятил себя литературе, но принял священство, чтобы иметь средства к жизни.
Петрарка жил в сложное, противоречивое время, и жизнь его тоже была противоречивой и сложной. Он был близок к могущественному двору римского папы и служил у кардинала, но писал о пороках римского папы и его приближенных.
Петрарка был истинным патриотом и писал патриотические стихи. Одно из самых известных – канцона «Италия моя».

Италия моя, судьбе коварной
Мирской не страшен суд.
Ты при смерти. Слова плохой целитель.
Но я надеюсь, не молчанья ждут
На Тибре и на Арно
И здесь, на По, где днесь моя обитель.
Прошу тебя, Спаситель,
На землю взор участливый склони
И над священной смилуйся страною,
Охваченной резнёю
Без всяких оснований для резни.
В сердцах искорени
Жестокое начало
И вечной истине отверзни их,
Позволив, чтоб звучала
Она из недостойных уст моих.

Помилуйте, случайные владельцы
Измученных земель,
Что делают в краю волшебном своры
Вооруженных варваров? Ужель
Должны решать пришельцы
В кровопролитных битвах ваши споры?
Вы ищете опоры
В продажном сердце, но велик ли прок
В любви, подогреваемой деньгами:
Чем больше рать за вами,
Тем больше оснований для тревог.
О бешеный поток,
В какой стране пустынной
Родился ты, чтоб наши нивы смять?
Когда всему причиной
Мы сами, кто тебя направит вспять?
(Отрывок из канцоны «Италия моя». Перевод Е. Солоновича)

Петрарка был личностью, поэтом, мыслителем, ученым, общественным деятелем. Его творчество способствовало наступлению новой эпохи Возрождения.
Петрарка – один из самых замечательных лирических поэтов всех времен и народов. Он родоначальник новой современной поэзии. Его «Книга песен» надолго определила пути развития европейской лирики, став своего рода непререкаемым образцом.
Андреа дель Кастаньо. Портрет Петрарки (фрески виллы Кардуччо)
Все произведения Петрарки делятся на две неравные части: итальянскую поэзию и различные сочинения, написанные на латыни.

Лаура

Сонеты Франческо Петрарки

Лаура, рисунок XV в. Библиотека Медичи Лауренциана (Флоренция)
Лаура – главный адресат сонетов и других стихотворений, входящих в «Книгу песен», которая состоит из 317 сонетов, 29 канцон, а также баллад, секстин и мадригалов.
Лаура – реальная женщина. Её внешняя биография известна в общих чертах. Как свидетельствует сам Петрарка, он впервые увидел Лауру на пасхальной мессе, когда ему было 22 года, а ей – 20. Она была замужем. Впрочем, спор о том, была ли Лаура реальной, не окончен до сих пор и вряд ли когда-то будет разрешён. В её реальности сомневались даже друзья Петрарки. Неизвестно также, говорил ли он с ней хоть раз, и подозревала ли она о его чувствах. Как мы видим, практически повторяющаяся история Данте и Беатриче, платоническая любовь.

Сонеты Франческо Петрарки

Мэри Спартали Стилман «Первая встреча Петрарки и Лауры»
Ровно через 21 год после их знакомства она скончалась, после чего он 10 лет продолжал писать о ней. В образе Лауры для Петрарки слились вся красота, все совершенство, вся мудрость мира. Она была для него и той женщиной, которую поэт любит, и символом славы, о которой он мечтает, и высочайшим выражением поэзии, которой он служит... У неё осталось 11 детей.
Петрарка признавался, что в жизни у него было лишь два желания: Лаура и лавр (то есть слава). Славу великий поэт познал ещё при жизни, с Лаурой же он надеялся воссоединиться в ином мире: «Уже ни о чем не помышляю я, кроме неё».

«Книга песен» состоит из 2 частей:
• «На жизнь мадонны Лауры» – 263 сонета;
• «На смерть мадонны Лауры» – 103 сонета.

Ф. Петрарка. Сонет LXI

Благословен и год, и день, и час,
И та пора, и время, и мгновенье,
И тот прекрасный край, и то селенье,
Где был я взят в полон двух милых глаз;

Благословенно тайное волненье,
Когда любви меня настигнул глас,
И та стрела, что в сердце мне впилась,
И этой раны жгучее томленье.

Благословен упорный голос мой,
Без устали зовущий имя донны,
И вздохи, и печали, и желанья;

Благословенны все мои писанья
Во славу ей, и мысль, что непреклонно
Мне говорит о ней – о ней одной!

(Перевод А. Эфроса)

Ф. Петрарка. Сонет VI

Настолько безрассуден мой порыв,
Порыв безумца, следовать упорно
За той, что впереди летит проворно,
В любовный плен, как я, не угодив, —

Что чем настойчивее мой призыв:
«Оставь ее!» — тем более тлетворна
Слепая страсть, поводьям не покорна,
Тем более желаний конь строптив.

И, вырвав у меня ремянный повод,
Он мчит меня, лишив последней воли,
Туда, где лавр над пропастью царит,

Отведать мне предоставляя повод
Незрелый плод, что прибавляет боли
Скорей, чем раны жгучие целит.

(«Книга песен», ч. I «На жизнь мадонны Лауры»)

«Любовь у Петрарки захватывает без остатка всего человека... Он не оставляет для себя почти никакой интимной жизни вне служения донне, служения славе, служения слову, которое буквально поглощало его с годами все больше – вплоть до последней минуты, заставшей его, согласно устойчивой легенде, над книгами и бумагами. Ему нет ни в чём готовой опоры; любовь, не благоразумная «любовь к Богу» или холодная «любовь к человеку», а захватывающая влюблённость, – единственный узел, на котором укреплена его душа» (Бибихин В.В. Слово Петрарки).
Свою фанатичную платоническую любовь Петрарка оправдывал тем, что именно она помогала ему избавиться от земных слабостей, именно она возвышала его.

Ф. Петрарка. Сонет CCCV

Душа, покинувшая облаченье –
Такого вновь Природе не создать, –
На миг отринь покой и благодать,
Взгляни, печалясь, на мои мученья.

Ты встарь питала в сердце подозренья,
Но заблужденья прежнего печать
Твой взгляд не будет больше омрачать.
Так влей мне в душу умиротворенье!

Взгляни на Соргу, на ее исток –
Меж вод и трав блуждает одиноко,
Кто память о тебе не превозмог.

Но не смотри на город, где до срока
Ты умерла, где ты вошла в мой слог –
Пусть ненавистного избегнет око.

(«Книга песен», ч. II «На смерть мадонны Лауры»)

Сонеты Петрарки отличаются совершенством формы и музыкальностью стиха.

Сонет

Сонет состоит из 14 строк: два четверостишия (на две рифмы) и два трёхстишия (на две или три рифмы).
Сонет возник в XIII в. в Италии. Первый из известных сонетов был написан Якопо да Лентини – нотариусом при дворе короля Сицилии Фридриха II и поэтом «сицилийской школы». Первые итальянские сонеты своим ритмом, строем, перекрёстной схемой рифмы были близки к народной песне.
Франческо Петрарка является непревзойдённым мастером сонетной формы.
Сонет Петрарки отличается двучастным делением на начальное восьмистишие (октаву) с рифмовкой abba abba и заключительное шестистишие (секстет) с рифмовкой cde cde.