Поэтическая речь

Поэтическая речь

Язык поэзии – это не какой-то особенный язык. Не существует особых поэтических слов, но поэтическая речь отличается от обычной лишь обилием выразительных средств.

Однако так было не всегда. Например, в XVIII в. в России писатель не мог свободно использовать любые средства языка. Избранный поэтом жанр определял и ограничивал выбор слов. Создавая героическую поэму, торжественную оду или трагедию, автор не мог допустить употребления просторечных слов (эти слова тогда называли «подлыми»). 

Поэтическая речь

Памятник А.С. Пушкину в Царском Селе
Просторечные слова в поэзии вызывали резкую критику. И Пушкин попадал под неё, хотя сближение литературного языка с живой речью народа началось еще задолго до него.

Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури...
И спорить стало ей невмочь...

(А.С. Пушкин «Медный всадник»)

Именно эти (выделенные) слова возмущали благородный слух ценителей поэзии.
Но настоящий писатель или поэт умеет так «оживить» обычные слова, чтобы наилучшим способом выразить волнующие его идеи, мысли, чувства. Для этого не обязательно изобретать новые слова, выдумывать неведомый язык. И самые простые слова могут по-новому «заиграть» у талантливого художника.

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл...

(А.С. Пушкин «Осень»)

Поэт использовал в этом стихотворении самые обыденные, привычные для любого русского человека слова – а какая поэтическая картина получилась! Вот это и есть настоящее искусство.
Как, с помощью каких средств выражает автор свою идею в художественных образах?

Особенности поэтической речи

Мы говорим о поэзии как о виде искусства. Ведь не всякий стихотворный текст является поэзией – может быть рифмованная реклама и даже рифмованный научный трактат.

Системы стихосложения

Существуют следующие системы стихосложения: тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая. Это ритм стиха (общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи).
Тоническая система (от греческого tonos – ударение) – система стихосложения, основанная на равном числе ударных слогов, при этом количество безударных слогов между ударными может быть произвольным. Это одна из простейших форм стихосложения, она преобладает в стихах разных народов, былинах.

Дне́й бы́к пе́г,
Ме́дленна ле́т арба́,
На́ш бо́г бе́г,
Се́рдце – на́ш бараба́н.

(В Маяковский «Наш марш», 1917)

Силлабическая система стихосложения (от греческого syllabe – слог) определяется числом слогов, принцип деления стиха на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов, а не по числу ударений и схеме их расположения.

Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,
На которых смелые не запнутся ноги.

(А. Кантемир)

В каждой строке этого стихотворения 13 слогов, после 7 слога обязательный словораздел – цезура.
Чаще всего силлабическая система используется в песенном и речитативном стихе. Стихи могут быть 4-сложные, 5-сложные, 6-сложные и т. д. Древнейшее стихосложение восточных групп индо-европейских языков было силлабическим, на русской почве оно перешло в тоническое народное стихосложение («народный стих»). Снова пришло в русское стихосложение в XVII в. из польского и держалось до силлабо-тонической реформы В.К. Тредиаковского – М. В. Ломоносова. Они ввели силлабо-тоническую систему в 1735-1743 гг. Ломоносов во многом опирался на работу Тредиаковского, античную и новоевропейскую литературу и создал стройную систему русского стихосложения. В силлабо-тонической системе ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной – случай берегут.

(М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны», 1747)

Силлабо-тоническое стихосложение господствовало и в XIX в.
Существует свободный стих (верли́бр). Пример верлибра:

Молодые девушки похожи лицом
на небо,
на ветер,
на облака.
Потом из них получаются
верные жены,
лица которых похожи
на дома,
на мебель,
на хозяйственные сумки.
Но их дочери
вновь похожи лицом
на небо, ветер
и весенние ручейки.

(Арво Метс)

Стихотворная строфа

Строфа в стихосложении – группа стихов, объединенных по какому-то формальному признаку, периодически повторяющимся из строфы в строфу. Обычно стихотворная строфа состоит из 2-16 стихов, иногда больше. Простейшие строфы: четверостишия и двустишия. Но на их основе могут формироваться и более сложные строфы, например, Онегинская строфа, которая состоит из 14 строк – 3 четверостишия и двустишие:

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.

Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!

Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:
«Когда же чёрт возьмёт тебя?»

(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

Рифма

Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк. Самые известные рифмы мужские (когда ударение падает на последний слог в строке) и женские, когда последний слог в строке безударный).

Как ныне сбирается Вещий Оле́г                                                                Поэтическая речь
Отмстить неразумным хаза́рам,
Их села и нивы за буйный набе́г
Обрек он мечам и пожа́рам.

(А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»)

В 1 и 3 строках мужская рифма, во 2 и 4 строках женская рифма.
Существуют и другие рифмы: дактилические, гипердактилические.
В дактилической рифме ударение находится на третьем слоге от конца строки:

Потонула деревня в уха́бинах,
Заслонили избёнки леса,
Только видно, на кочках и впа́динах,
Как синеют кругом небеса.

(С.А. Есенин «Русь»)

При гипердактилической рифме ударение падает на четвёртый слог или дальше. Такая рифма используется редко.

От луны лучи протя́гиваются,
К сердцу иглами притра́гиваются...

(В. Брюсов)

По объёму рифмы бывают 1-сложные, 2-сложные и т. д.
По точности созвучия рифмы делятся на точные, приблизительные, неточные.
По лексическим и грамматическим признакам рифмы делятся на однородные (например, глагольные) и разнородные, тавтологические, составные, омонимические, и пр.
По наличию опорных звуков выделяются рифмы богатые.
По взаимному расположению рифмующихся строк рифмы бывают смежные (aabb), кольцевые (abba), перекрестные (abab), смешанные (тернарные aabccb), двойные, тройные и т. д.
Есть несколько типов расположения рифмующихся строк в строфе.
Смежная рифма (последовательная, параллельная) – рифмующиеся строки идут одна за другой (ААBB):

Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребёнка пленного он вез.
Тот занемог, не перенес
Трудов далекого пути;
Он был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.

(М.Ю. Лермонтов «Мцыри»)

Перекрестная рифма используется в четверостишии, когда 1 строка рифмуется с 3, а 2 – с 4 (АBАB):

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

(Ф.И. Тютчев)

Кольцевая (опоясывающая) рифма используется в четверостишии, когда 1 строка рифмуется с 4, а 2 с 3 (АББА).

Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживёт в алмазе.

(В. Брюсов. Сонет к форме)

Стопа – повторяющееся сочетание метрически сильного места и метрически слабого места стихотворной речи. В силлабо-тонической системе стихосложения слабое место соответствует безударному, а сильное – ударному слогу. Стопа является метрической основой стиха, по ней определяется стихотворный размер.

Стихотворные размеры (метры)

Односложный размер

В каждой стопе содержится слово, состоящее только из одного слога. Слов в строке может быть несколько.

Свет, тень.
Ночь, день.
Звук: шаг.
То – маг.

(Тацу Такамаро «Regeneration»)

Двусложные размеры

В двусложных размерах стопа состоит из двух слогов: ударного и безударного. Если ударение приходится на первый слог – это хорей.

¯ ˘/ ¯ ˘ / ¯ ˘ / ¯ ˘                                             Поэтическая речь

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет,
Ви́хри сне́жные крутя́...

(А.С. Пушкин «Зимний вечер»)

Ямб – двусложный размер с ударением на втором слоге.

˘ ¯/ ˘ ¯/ ˘ ¯/ ˘ ¯/ ˘ ¯

Я вас любил, любовь еще, быть может...

(А.С. Пушкин)

Пиррихий – условное название пропуска схемного ударения в хореических и ямбических размерах:

˘ ˘

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком

(А.С. Пушкин)

Спондей – условное название сверхсистемного ударения в стопе хорея или ямба:

¯ ¯

Шве́д, ру́сский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.

(А.С. Пушкин «Полтава»)

Трехсложные стихотворные размеры

Состоят из одного ударного и двух безударных слогов.
Дактиль – трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге:

¯ ˘ ˘/ ¯ ˘ ˘/ ¯ ˘ ˘/ ¯ ˘ ˘

Тучки небесные, вечные странники...                                                         

(М.Ю. Лермонтов)

Амфибрахий – трехсложный размер с ударением на втором слоге:

˘ ¯ ˘/ ˘ ¯ ˘/ ˘ ¯ ˘

Гляжу’, как безу’мный, на че’рную шаль...

(А.С. Пушкин)

Анапест – трехсложный размер с ударением на третьем слоге:

˘ ˘ ¯/ ˘ ˘ ¯/ ˘ ˘ ¯

О, весна́ без конца́ и без кра́ю —
Без конца́ и без кра́ю мечта́!
Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю!
И приве́тствую зво́ном щита́!

(А. Блок)

Другие художественно-изобразительные средства поэзии

Аллитера́ция – повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность.

Выходила к ним горилла,
Им горилла говорила,
Говорила им горилла,
Приговаривала.

(К. Чуковский «Бармалей»)

Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши...

(К. Бальмонт)

Звуковая структура строки в этом стихотворении подражает шуршанию камышей.
Ассонанс – повторение гласных звуков, преимущественно ударных, в пределах стихотворной строки.

У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки 
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут.

(М.Ю. Лермонтов «Бородино»)

Ассонанс и аллитерация не только служат целям выразительности поэтического текста, но и «выдвигают и объединяют отдельные слова или их группы» (Я. Зунделович)
К средствам художественной выразительности относятся также тропы. Но о них речь пойдёт в отдельной статье, т.к. тропы широко используются не только в поэзии, а вообще в литературных произведениях, ораторском искусстве, в том числе и в повседневной речи.