Славянская мифология

Перун

Славянская мифология сформировалась в период язычества, т.е. до принятия славянскими народами христианства (примерно до IX-XII вв.). 

Источников славянской мифологии достаточно: это тексты византийских авторов VI-X вв., письменные и фольклорные источники XV-XX вв. (былины, сказки), археологические источники (находки идолов, обрядовых предметов, украшений, языческих знаков и т.д.). 

Формирование славянской мифологии

Формирование славянской мифологии и религии – длительный процесс: первоначально (во II-I тысячелетии до н. э.) древние славяне выделились из индоевропейской общности народов, поэтому в славянской мифологии присутствуют индоевропейские элементы. Далее славяне, взаимодействуя с соседними народами, впитали и их мифологии и религии.
Индоевропейскими являются образы бога грозы Перуна, бога скота и потустороннего мира Велеса, божеств Ярило, Стрибога и др.
В первой половине I тысячелетия н. э. на мифологию и религию славян оказали значительное влияние кельты (племена индоевропейского происхождения, на рубеже эр занимавшие обширную территорию в Западной и Центральной Европе), а также степное ираноязычное население (скифы, сарматы и аланы – кочевые ираноязычные племена).
Верования славян и балтов были также очень близки. Это очевидно по сходному названию некоторых божеств: Перун – Перкунас (балтийский бог-громовержец), Велес – Вельняс (в балтийской мифологии бог загробного мира) и др. Отмечают сходство в мифологии славянских и германо-скандинавских народов, а также финно-угорских и тюркских.
После разделения праславянской общности стали формироваться племенные верования славян, имевшие значительные региональные отличия.

О некоторых божествах славянской мифологии

Перун

Славянская мифология

Статуя Перуна в Тернопольской области
Автор: BJ - BJ, GFDL, из Википедии
В славянской мифологии – бог-громовержец, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне. Перун возглавляет список богов пантеона князя Владимира в «Повести временных лет». Имя происходит от глагола *perti, *pьrǫ – «ударять, бить».
Византийский писатель Проко́пий Кесарийский в VI в. отмечал: «... они (славяне) считают, что один из богов, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды». Первые сведения о Перуне с упоминанием его имени появляются в «Повести временных лет». В связи с решением князя крестить Русь и в Киеве, и в Новгороде идолы Перуна были свержены и «изгнаны».

Хорс

Хорс (др.-рус. Хърсъ) – в древнерусской языческой мифологии бог солнца. Он также упоминается в «Повести временных лет»: князь Владимир I Святославич «постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна ... и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь...».

Велес

Славянская мифология

Велес, 3D модель, автор: Роман Плавинский (Белоруссия), из Википедии
Ве́ле́с (Во́лос) – в древнерусском языческом пантеоне «скотий бог», покровитель сказителей и поэзии, одно из центральных божеств в славянской мифологии.
Вообще-то точно не установлено: эти два имени обозначают одно божество или два разных. Возможно, Велес был русским демоном, а Волос – бог скота.
Существовал обычай у древних славян оставлять ему в дар несжатыми так называемых волоти, несколько стеблей злаков. Эта жертва называется «Волосовой бородкой».

Ярило (Ярила)

Существуют разногласия по поводу того, был ли Ярило божеством, или это просто персонификация весеннего праздника плодородия.

Стрибог

Стрибог – бог ветра в славянской мифологии. Он упоминается в «Слове о Полку Игореве»:

Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя полкы Игоревы...

Дажьбог

Славянская мифология

М. Пресняков «Дажьбог»
Дажьбог (церк.-слав. Даждьбог) – один из главных богов в восточнославянской мифологии, бог плодородия и солнечного света.

Мокошь

Женское божество в славянской мифологии – богиня прядения и ткачества, ремёсел.

Славянская мифология

Современная статуя богини Мокошь
Автор: Mido mokomido – собственная работа, из Википедии

Лада

Славянская мифология

Лада – общеславянская богиня любви, женского уклада в семье, богиня брака, покровительница родов, женщин, детей, любви, женских дел, урожая, плодородия. Богиня Земли.
Лада считается семейным божеством, широко распространенным в славянском фольклоре.

Взгляды древних славян на Вселенную

Славянская мифология

И. Билибин. Остров Буян. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане...» А.С. Пушкина
Письменные источники по этому вопросу отсутствуют, поэтому только данные археологии, этнографии могут быть косвенными данными. Вселенную древние славяне представляли так: в центре Мирового Океана располагается остров Буян, на котором лежит камень Алатырь или растёт Мировое Древо (дуб). На дереве сидит птица, а под деревом находится змея.

Славянская мифология

И. Билибин «Кощей Бессмертный». Иллюстрация к сказке «Марья Моревна»
Остров Буян наделён чудесной силой, на нём хранятся волшебные вещи, которые помогают сказочным героям бороться со злом. А в ветвях дуба запрятана смерть Кощея (злой чародей, персонаж славянской мифологии, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах). Священный камень алатырь обозначает центр мира. Кто сумеет найти этот камень, у того все желания исполняются.

«Збручский идол»

Славянская мифология

«Збручский идол» (примерно X в.) в Краковском археологическом музее (в Москве, Киеве, Гродно, Варшаве, Вильнюсе, Одессе и Тернополе имеются копии идола в натуральную величину)
Автор: Silar – собственная работа, из Википедии
Славянский каменный идол, который даёт понятие о представлении Вселенной древними славянами, найден в Тернопольской области на Украине в 1848 г. в реке Збруч (приток Днестра). Идол представляет собой четырёхгранный столб высотой 2,67 м, высеченный из серого известняка. Столб разделён на три яруса.

Славянская мифология 

На каждом ярусе высечены различные изображения: нижний ярус изображает подземное божество, средний – мир людей, верхний – богов. Идол венчает круглая шапка. Был установлен на территории святилища, расположенного на горе Бохит.