Образ Наполеона в повести М. Алданова «Святая Елена, маленький остров»

Марк Алданов

В мировой литературе, в том числе и в русской классической, немало произведений о Наполеоне. Причём характеристики этого персонажа весьма противоречивы:

от слов «Наполеон – кумир» (Лермонтов, Цветаева) до «Наполеон – тиран и злодей».
У Льва Толстого в «Войне и мире» Наполеон – человек лицемерный, неискренний, постоянно любующийся только самим собой и жаждущий лести.
Но... Если бы так ничтожен, мелок и эгоистичен был этот человек, смог бы он стать кумиром многих людей, в том числе русских?
Пушкин, Лермонтов, Толстой, Цветаева, Алданов, Мережковский, Окуджава в своих произведениях обращались к образу Наполеона. Сестра Марины Цветаевой, Анастасия Цветаева, вспоминала: «...Стены её комнаты были увешаны портретами Наполеона...». Его поклонники – Байрон, Гёте, Шопенгауэр, Гегель, Гюго, Шатобриан...
Одни писатели пытались понять и разгадать тайну его величия, другие скорбели о его падении и грустной смерти на далёком острове. Третьи видели в нём бездушного тирана, воплотившего страшную «наполеоновскую идею».
Чем больше читаешь об этом человеке, тем больше понимаешь, что личность эта сложная, противоречивая и трагическая. Да, «тиран», «диктатор», но всё дело в том, что к власти он пришёл тогда, когда во Франции царил хаос, процветало беззаконие, страна буквально лежала в грязи. Он навёл порядок, восстановил законность, укрепил национальную валюту, создал Гражданский кодекс, осуществил строгий контроль за соблюдением законности, заботился об образовании. Заботился о своей семье – устроил и пристроил всех своих братьев и сестёр, всегда отличался благодарностью к тем, кто когда-то в чём-то обошёлся с ним по-человечески.

Образ Наполеона в повести М. Алданова «Святая Елена, маленький остров»

Наполеон среди солдат
За проявленный в боях героизм не скупился на награды, звания, не взирая на общественное положение героя. И в результате был ВСЕМИ предан. Это поражает.
В одном из писем к Вяземскому Пушкин писал: «Толпа жадно читает исповеди, записки и т.д., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении: он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врёте, подлецы: он и мал, и мерзок – не так, как вы – иначе...». Правда, эти строки Пушкина относились не к Наполеону, а к Байрону. Но ведь и для Байрона Наполеон был кумиром. 

Энциклопедическая справка

Образ Наполеона в повести М. Алданова «Святая Елена, маленький остров»

Наполеон Бонапарт в чине лейтенанта
Наполеон Бонапарт (1769-1821) – французский император в 1804-1814 гг. и в марте-июне 1815 г., из династии Бонапартов. Уроженец Корсики. Начал службу в войсках в 1785 г. в чине младшего лейтенанта артиллерии, выдвинулся в период Великой французской революции (достигнув чина бригадного генерала) и при Директории. В ноябре 1799 г. совершил государственный переворот (18 брюмера), в результате которого стал первым консулом, фактически сосредоточившим в своих руках с течением времени всю полноту власти.

Образ Наполеона в повести М. Алданова «Святая Елена, маленький остров»

Наполеон – первый консул Франции
В 1804 г. провозглашён императором. Установил режим, отвечавший интересам французской буржуазии. Благодаря победоносным войнам, значительно расширил территорию империи, поставил в зависимость от Франции большинство государств Западной и Центральной Европы.

Образ Наполеона в повести М. Алданова «Святая Елена, маленький остров»

Египетский поход Наполеона
С поражением в войне 1812 г. против России начался период распада империи Наполеона. Вступление в 1814 г. войск антифранцузской коалиции в Париж вынудило Наполеона отречься от престола.

Образ Наполеона в повести М. Алданова «Святая Елена, маленький остров»

Отречение Наполеона 6 апреля 1814 г. в Фонтенбло
Был выслан на остров Эльба. Вновь занял французский престол в марте 1815 г. После поражения при Ватерлоо вторично отрёкся от престола (22 июня 1815 г.).
Последние годы жизни провёл на острове Святой Елены пленником англичан.

Образ Наполеона в повести М. Алданова «Святая Елена, маленький остров»

7 августа 1815 г. на борту корабля «Нортумберленд» бывший император покидает Европу, впереди остров Святой Елены

Повесть М. Алданова «Святая Елена, маленький остров»

Эта повесть – последнее произведение (но написанное первым) из тетралогии Алданова «Мыслитель», которая посвящена истории Французской революции и наполеоновских войн: «Девятое термидора» (1923), «Чёртов мост» (1925), «Заговор» (1927), «Святая Елена, маленький остров» (1921).
В повести автор рассказывает о последних годах и днях Наполеона на удалённом острове Святой Елены в Атлантическом океане и размышляет о судьбе, человеческом предназначении, верности, предательстве, смысле жизни.
Повесть начинается словами, которые затем будут повторены в тексте самим Наполеоном: «... в одной из моих школьных тетрадей, кажется, 1788 года, есть такая заметка «Saint Elena, petite île» (Святая Елена, маленький остров). Я тогда готовился к экзамену из географии...как сейчас, вижу перед собой и тетрадь, и эту страницу... И дальше, после названия проклятого острова, больше ничего нет в тетради... Что остановило мою руку? Да, что остановило мою руку? – почти шёпотом повторил он с внезапным ужасом в голосе.
Страшные глаза его расширились... Он долго молча сидел, тяжело опустив голову на грудь.
- Но если Господь Бог специально занимался моей жизнью, - вдруг произнес император, негромко и странно засмеявшись, - то что же Ему угодно было ею сказать? Непонятно... Двадцать лет бороться с целым миром - и кончить борьбой с сэром Гудсоном Лоу!..»
«Шел пятый год его пребывания на острове Святой Елены...»
Читая повесть, чувствуешь, что писатель старается быть беспристрастным в своём повествовании, он избегает каких-либо оценок личности Наполеона. Кто-то из литературоведов назвал это «застёгнутостью чувств». Но когда Алданов говорит о смерти Наполеона, то тональность повествования возвышается до трагизма. Даже природа как бы почувствовала важность свершающегося и разразилась бурей. «В день пятого мая разразилась страшная буря. Волны с рёвом кинулись на берега острова... Казалось, душа Наполеона естественно должна отойти в другой мир именно в такую погоду – среди тяжких раскатов грома, под завывания свирепого ветра, при свете тропических молний».
А на столе Наполеона осталась Библия, которую нарочно забыл несколько дней назад аббат Виньяли. Библия была раскрыта Наполеоном на странице со следующими словами: «Всему и всем – одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику, как клянущемуся, так и боящемуся клятвы».
«Это-то и худо во всём, что делается под солнцем, что одна участь всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их, а после того они отходят к умершим».
«И обратился я и видел под солнцем, что не проворным достаётся успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех их...».
Почти во всех своих произведениях Алданов проводит мысль: историей правит случай.
Наполеон Алданова совсем не похож на Наполеона Толстого: это печальный, больной человек. В последние годы жизни на острове Святой Елены он испытывал постоянно чувство унижения. Но масштабность его фигуры писатель показывает в каждой детали. Например, один из приближённых Наполеона предлагает ему бежать с острова в корзине с бельём. «Император, не говоря ни слова, холодным и чуждым взглядом смотрел мимо головы советчика. Отвечать не стоило: умный человек сам должен был бы почувствовать, что Наполеон не может бежать в корзине с бельём».
Но бежал ведь из революционного Петрограда, переодевшись в женское платье, один из тех, кто «глядел в Наполеоны», - Керенский.

Образ Наполеона в повести М. Алданова «Святая Елена, маленький остров»

Наполеон на острове Святой Елены
На острове Святой Елены присутствует представитель русского императора граф Александр Антонович де Бальмен. Ему было запрещено встречаться с Наполеоном. И однажды, гуляя с молодой женой по окрестностям, он увидел человека, занимавшегося несерьёзным делом: тот лежал в траве, опираясь на ладонь левой руки, и бросал в воду камешки, распугивая рыбок. Когда Бальмен узнал в этом человеке Наполеона, с ним мгновенно произошёл внутренний переворот: ещё минуту назад он был полон любовью к своей жене, мечтал о возвращении в Россию, а там, возможно, состоится продвижение по службе... Не исключал он для себя и возможности вступления в тайное общество... И вот все эти мысли и планы показались де Бальмену пустыми и ничтожными, лишь только он увидел великого Наполеона, развлекавшегося рыбками. Супруги де Бальмен остались не замеченными Наполеоном. Александр Антонович постоял с минуту в оцепенении, затем на цыпочках бросился назад. Он почти бежал, не говоря ни одного слова.
«Какой вздор!.. Какой жалкий вздор были все эти мечты: карьера, заговор, Пестель, Нессельроде!.. Этот человек, кидающий камешки в воду, был владыкой мира... Всё пусто. Всё обман, всё ложь... Сузи? Ему принадлежали самые прекрасные из женщин... Кончена жизнь!.. Старость... И связан, навсегда связан с этой глупенькой девочкой, которая зачем-то висит у меня на руке...».
Эта сцена перекликается со сценой в «Войне и мире» Толстого, когда Андрей Болконский, лёжа на поле Аустерлица и глядя в небо, думал о своих земных, честолюбивых «наполеоновских» мечтах: «Всё ложь, всё обман...».
В своей повести писатель приводит много высказываний Наполеона и его оценок собственных дел и поступков. Алданов, в отличие от Толстого, не изображает Наполеона самовлюблённым эгоистом, любующимся каждым своим шагом. Наоборот, император у Алданова постоянно анализирует свои действия, ищет ответы на трудные вопросы или даёт характеристику другим людям, интересным ему. Причём его оценки людей очень точны, замечания остроумны, остроты отточены. Вот он разговаривает с итальянским путешественником об Александре I: «Необычайно забавен в роли блюстителя мировой нравственности человек, подославший к своему отцу убийц, подкупленных на английские деньги. Сказал, что хорош монарх, который предоставил извергу Аракчееву сорокамиллионный народ, предал Сперанского, единственного государственного человека страны, за недостаточно высокое мнение об его, Александре, умственных способностях... Сказал, что Россия, рано или поздно, пойдёт к чёрту по вине какого-нибудь сумасшедшего деспота...».
Интересны и необычны многие рассуждения Наполеона. Иногда (и даже очень часто) это готовые афоризмы.

«Народ нигде не бывает свободен – и слава Богу! Но позолоченных цепей он не замечает...».
«Революция – грязный навоз, на котором вырастает пышное растение».
«Я овладел революцией, потому что я её понял. Я взял от неё всё, что было в ней ценного, и задушил остальное. Заметьте, я сделал это, не прибегая к террору».
«Править при помощи несчётных казней, как Робеспьер, может не очень долго каждый дурак. Но вряд ли кто, кроме меня, мог успокоить Францию без гильотины».
«Я поднял свою корону из лужи».
«Революция всегда делается ради бедных, а бедные-то от неё страдают больше всех других».

В. Гёте не раз встречался с Наполеоном и был поражён его эрудицией и интеллектом. Он писал, что «император трактовал предмет в таком тоне, какого и следовало ожидать от человека столь необъятного ума, и вообще чего-либо такого, что могло бы поставить его в тупик, попросту не существовало. В этом помогала адекватная его природной одарённости феноменальная начитанность. При всей своей каждодневной занятости бездной дел он успевал непостижимо много читать – всю жизнь, в любых условиях, постоянно».
А канцлер Российской империи Н.П. Румянцев свидетельствовал о Наполеоне так: «Первое, что в нём поражало каждого, кто с ним общался, - мощь его интеллекта. Когда беседуешь с императором Наполеоном, чувствуешь себя настолько умным, насколько это ему заблагорассудится».
Алданов понимает, что мирская слава скоротечна. Наполеон в его повести задаёт «вечный» вопрос: «Если Господь Бог специально занимался моей жизнью, то что же Ему угодно было сказать?»
Человек зависит от суетных страстей, и так было во все времена. И так есть. Человек стремится к славе, власти, злату, льётся кровь – но всё это ирония судьбы. Все человеческие деяния бессмысленны.
И повесть кончается тем, что малаец Тоби, один из слуг на острове, не знает ничего о Наполеоне. Для него великий завоеватель – это не Наполеон, а Сири-Три-Бувана, знаменитый джангди царства Мекенбау. Каждому своё...
Таким образом, Наполеон Алданова – это человек гениальный, масштабный («ошибался Наполеон редко: так велико было его природное знание людей»), не сломившийся и не потерявший чувства собственного достоинства даже в таких унизительных для него условиях. Однако, согласно своей теории о роли личности в истории, Алданов считает, что принципиальной разницы между знаменитостями, «великими» людьми и простыми смертными нет, лишь случай придаёт им величие в глазах окружающих.
«Великие люди блестят лишь на расстоянии, и князь много теряет в глазах своего лакея. Это происходит оттого, что великих людей нет», - говорит Кант.

Об авторе

Образ Наполеона в повести М. Алданова «Святая Елена, маленький остров»

Марк Алданов (Марк Алекса́ндрович Ланда́у; Алданов – анаграмма, ставшая затем из псевдонима настоящей фамилией) – русский прозаик, публицист, автор очерков на исторические темы, философ и химик.
Родился в интеллигентной и состоятельной еврейской семье в Киеве в 1886 г. Окончил университет в Киеве (физико-математический и юридический факультеты), учился и работал в Западной Европе; увлёкся европейской историей. Посетил Северную Африку и Ближний Восток.
В России работал в основном по специальности химика, автор многих публикаций в области химии. В 1915 г. издал первый том критико-литературного сочинения «Толстой и Роллан». Несмотря на существенные философские разногласия, Алданов всю жизнь был поклонником творчества и личности Толстого, под влиянием которого во многом создавались его исторические романы.
С 1919 г. постоянно живёт в эмиграции (Париж, Берлин, снова Париж, затем США). В эмиграции дебютировал как исторический романист – сначала была тетралогия «Мыслитель», затем трилогия периода Первой мировой войны и русской революции и эмиграции: «Ключ» (1929), «Бегство» (1932) и «Пещера» (1934-1936).
После окончания Второй мировой войны возвращается во Францию, пишет два больших романа: «Истоки» (1950) – о революционном движении конца 1870-х годов и убийстве Александра II и «Самоубийство» – о русской революции; «Повесть о смерти», действие которой происходит в 1848 г., а также ряд художественных произведений в остросюжетной манере с неизменной философски-исторической проблематикой («Ночь в терминале», «Павлинье перо», «Бред», «Каид» и др.). Алданова номинировали на соискание Нобелевской премии по литературе более 10 раз.
Умер в Ницце в 1957 г., здесь же и похоронен на русском кладбище.