Историческая проза. Часть I

Историческая проза. Часть I

Под словосочетанием «историческая проза» мы понимаем художественные произведения (рассказы, повести, романы), в которых повествуется об исторических событиях любого временного отрезка истории. Часто действующими лицами в таких произведениях выступают исторические личности.

Исторический жанр получил особое развитие в эпоху романтизма. Но в любую эпоху он существовал и существует, т.к. история человечества продолжается.
Труднее всего говорить о писателях этого жанра, т.к. список исторических произведений огромен, а опираться при выборе лучших произведений на эту тему можно только на собственный вкус или на программные произведения. В любом случае список и охват темы не будут исчерпывающими.
Итак, говорим о самых известных писателях жанра исторической прозы. 

Вальтер Скотт (1771-1832)

Историческая проза. Часть I

Генри Рэбурн. Портрет сэра Вальтера Скотта (1822)
Всемирно известный шотландский писатель, поэт, историк, собиратель древностей. В. Скотт считается основоположником жанра исторического романа.
Он активно собирал шотландский фольклор, на основе которого строил многие свои исторические произведения. Но его творчество началось с поэзии, Скотт стал основателем жанра исторической поэмы.
Проза Скотта, к тому времени уже известного поэта, началась романом «Уэверли, или Шестьдесят лет назад» (1814). Вальтер Скотт имел слабое здоровье, но при этом феноменальную работоспособность: за свою 30-летнюю литературную деятельность он создал 28 романов, 9 поэм, множество повестей, литературно-критических статей, исторических трудов.
Романы Скотта пользовались огромной популярностью в России. Они быстро переводились на русский язык.

Исторические романы Вальтера Скотта

«Уэверли, или Шестьдесят лет назад» (1814), «Гай Мэннеринг, или Астролог» (1815), «Чёрный карлик» (1816), «Антиквар» (1816), «Пуритане» (1816), «Эдинбургская темница» (1818), «Роб Рой» (1818), «Айвенго» (1819), «Легенда о Монтрозе» (1819), «Ламмермурская невеста» (1819), «Аббат» (1820), «Монастырь» (1820), «Кенилворт» (1821), «Приключения Найджела» (1822), «Певерил Пик» (1822), «Пират» (1822), «Квентин Дорвард» (1823), «Сент-Ронанские воды» (1824), «Редгонтлет» (1824), «Талисман» (1825), «Обручённая» (1825), «Вудсток, или Кавалер» (1826), «Два гуртовщика» (1827), «Вдова горца» (1827), «Комната с гобеленами» (1828), «Пертская красавица, или Валентинов день» (1828), «Карл Смелый, или Анна Гейерштейнская, дева Мрака» (1829), «Граф Роберт Парижский» (1831), «Замок опасный» (1831), «Осада Мальты» (1832).

Виктор Гюго (1802-1885)

Историческая проза. Часть I

Французский писатель, поэт, прозаик и драматург эпохи романтизма.
В ранний период своего творчества Гюго наряду со стихотворными сборниками разрабатывает жанр исторического романа и публикует роман «Ган Исландец» (1823), а вслед за ним – «Бюг-Жаргаль» (1826).
В романе «Ган Исландец» рассказывается о выступлении норвежских шахтеров против королевского произвола.
В основе романа «Бюг-Жаргаль» – подлинное историческое событие: восстание негров в Сан-Доминго (1791), являющееся одной из самых трагических страниц в истории негритянского народа. К концу XVIII в. население Сан-Доминго (государство на острове, которому в 1804 г. было присвоено прежнее индейское название – Гаити) делилось на несколько враждовавших групп. Господствующее положение принадлежало плантаторам; значительную часть составляли мулаты, не имевшие политических прав; на последней ступени общественной лестницы находились сотни тысяч негров-невольников. Роман создан на основе документов, рассказов очевидцев, газетных статей. В повествование введён ряд реальных лиц: предводитель негритянской армии Биасу, вожди мулатов Оже, Риго и др.
Самый известный исторический роман В. Гюго – «Собор Парижской Богоматери» (1831).
Роман В. Гюго «Девяносто третий год» (1872-1873) рассказывает о последних днях Великой французской революции.
Исторический роман-эпопея В. Гюго «Отверженные» (1862) повествует о нелёгком жизненном пути бывшего каторжника Жана Вальжана, его мировоззрении; переменах, произошедших в его характере по ходу повествования; его стремлении к исправлению прошлых ошибок, добру и самопожертвованию во имя свободы и счастья других.
Роман охватывает широкие временные рамки и является исторической драмой, постоянно знакомящей читателя с актуальными событиями того времени.
В книге упомянуто много исторических личностей: Людовик XVIII, Луи-Филипп I, Карл X, Наполеон III, Максимилиан Робеспьер, Андре Шенье, Людовик XIV, Джордж Байрон, Джордж Вашингтон, Вольтер, Йозеф Гайдн, Ганнибал, Джузеппе Гарибальди, Иоганн Вольфганг Гёте, Данте Алигьери, Плутарх, Екатерина II и др.

Джеймс Фенимор Купер (1789-1851)

Историческая проза. Часть I

Джон Уэсли Джарвис Портрет Фенимора Купера (1822)
Американский романист Д.Ф. Купер считается автором приключенческих произведений, но во многих из них действие основано на историческом материале.
В романе «Шпион, или Повесть о нейтральной территории» (1821) действие происходит во время Войны за независимость. Главный герой – Гарви Бёрч. Он выдаёт себя за обычного торговца, а в действительности собирает для Континентальной армии военную информацию на территориях, контролируемых английскими войсками.
Роман «Пионеры» (1823) – о колонизации и превращения дикой, незаселённой территории в упорядоченное, урбанизированное пространство. По сути, «Пионеры» – первый историко-экологический роман.
Роман Ф. Купера «Последний из могикан» (1826) – об американских индейцах. Действие романа происходит в британской колонии Нью-Йорк в августе 1757 г., в разгар Франко-индейской войны.
Роман «Следопыт» (1840) – третья книга из пенталогии об истории колонизации Северной Америкии об открытии Америки Колумбом. «Зверобой» (1841) – та же тема: история колонизации Северной Америки.
Роман «Браво, или в Венеции» (1831) – из истории европейского феодализма.
Роман «Дубовая роща» (1848) – из истории англо-американской войны 1812 г.
Ф. Купера называли американским Вальтером Скоттом.

Алессандро Мандзони (1785-1873)

Историческая проза. Часть I

Ф. Хайес. Портрет А. Мандзони
Итальянский писатель, автор романа «Обручённые» (1827) – первый в Италии исторический роман, который считается вершиной итальянской прозы эпохи романтизма и изучается в рамках школьной программы.
Действие романа происходит в Лекко и Милане XVII в. На фоне любовной интриги между Ренцо и Лучией проходят гражданские восстания, борьба за власть, распространение голода и чумы и борьба народа против этих бедствий. Проблема неурожая и голода приводит к акциям протеста, направленным против хлебопекарен, что впоследствии влечёт за собой массовые беспорядки.
Умберто Эко, рассуждая о том, что такое исторический роман, писал: «Исторический роман... не обязательно выводит на сцену фигуры, знакомые из популярных энциклопедий. Возьмите «Обручённых». Самый известный из персонажей – кардинал Федериго. Но до Мандзони о нём слышали очень немногие. Гораздо более известен был другой Борромео – св. Карл. Однако любое действие, совершаемое Лючией, Ренцо и братом Кристофоро, может быть совершено только в Ломбардии и только в XVII веке. Все поступки героев необходимы для того, чтобы мы лучше поняли историю – поняли то, что имело место на самом деле. События и персонажи выдуманы. Но об Италии соответствующего периода они рассказывают то, что исторические книги с такой определенностью до нас просто не доносят».

Александр Дюма-отец (1802-1870)

Историческая проза. Часть I

Александр Дюма в 1855 г. Фотография
Один из самых читаемых французских авторов.
В одном из первых своих романов «Учитель фехтования» (1840) он использует записи Грезье, который был в России учителем фехтования, а все его ученики – будущие декабристы. Один из них – граф Анненков. Декабристов ссылают в Сибирь, в том числе и Анненкова. Луиза решается поехать за своим мужем и делить с ним тяготы каторги. Грезье соглашается ей помочь.
В романе описано восстание декабристов, в связи с этим Николай I запретил публикацию романа в России. Был впервые опубликован в России на русском языке в 1925 г.
Другие исторические романы Дюма-отца: «Шевалье д'Арманталь» (1842), историко-приключенческий роман «Жорж» (1843), историко-приключенческие романы «Три мушкетёра» (1844), «Двадцать лет спустя» (1845), «Графиня де Шарни» (1853), «Блэк» (1858), исторические романы «Королева Марго» (1845), «Жозеф Бальзамо» (1846), «Две Дианы» (1846), «Сорок пять» (1847), «Чёрный тюльпан» (1850), «Соратники Иегу» (1856), «Белые и синие» (1867) и др.

Лион Фейхтвангер (1884-1958)

Историческая проза. Часть I

Немецкий писатель еврейского происхождения. Один из наиболее читаемых в мире немецкоязычных авторов. Работал в жанре исторического романа. Был старшим из 9 детей в семье. Получил хорошее образование в университете Мюнхена.
В 1940 г., во время оккупации Германией Франции, находился во французском концентрационном лагере в местечке Ле Милль, бежал оттуда и переехал вместе с женой в США. В годы Второй мировой войны создал лучшие свои произведения, в которых разоблачались нацизм и его идеология.
«Я никогда не собирался изображать историю ради неё самой», – говорил писатель. В своих произведениях он изображал столкновения идей, сил регресса и прогресса, которые оказывали влияние на социальные конфликты общества. Он создал новый тип интеллектуального исторического романа, в котором при описании отдаленной эпохи проступает второй план: параллели с событиями современности.
Первый исторический роман Фейхтвангера «Безобразная герцогиня» посвящён истории Маргариты Тирольской, южногерманской герцогини XIV в. Это роман о трагедии гуманистической личности в жестоком обществе. Индивидуальная трагедия героини, умной и одарённой женщины, – её отталкивающая внешность.
Еврейская тема отражена в трилогии об иудейско-римском историке Иосифе Флавии: первая часть романа «Иудейская война» (1932), вторая «Сыновья» (1935), третья «Настанет день» (1945).
«Гойя, или Тяжкий путь познания» (1951) – исторический роман Фейхтвангера о жизни испанского художника Франциско Гойя.
«Лисы в винограднике» (1947) – исторический роман Фейхтвангера о закулисной дипломатии в период Войны за независимость США.

Михаил Николаевич Загоскин (1789-1852)

Историческая проза. Часть I

В. Тропинин. Портрет М.Н. Загоскина
Известен как автор первых в России исторических романов. Один из популярнейших писателей своего времени, Загоскин при жизни имел славу «русского Вальтер Скотта», которая со временем увяла.
Наиболее известные исторические произведения Загоскина: «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» (1829) – первый в России исторический роман вальтерскоттовского типа. Один из самых популярных романов России XIX в.: только при жизни автора выдержал 8 изданий и был переведён на 6 иностранных языков.
Исторический роман «Аскольдова могила» (1833) рассказывает о времени крещения Киевской Руси, о временах Владимира Красно Солнышко. Роман интересен не только сказочно-фантастическим колоритом, но и богатым фольклорным материалом.
«Рославлев, или Русские в 1812 году» (1831) – исторический роман. До появления «Войны и мира» Л.Н. Толстого это была самая популярная книга об Отечественной войне 1812 г.
Исторический роман «Кузьма Петрович Мирошев» – о временах Екатерины II (1841)
Исторический роман «Брынский лес» (1845) – о первых годах царствования Петра I.
«Русские в начале XVIII столетия» (1848).

Иван Иванович Лажечников (1792-1869)

Историческая проза. Часть I

А.В. Тыранов (Тайранов). Портрет И.И. Лажечникова
И. Лажечников был одним из зачинателей русского исторического романа.
Исторический роман «Последний Новик» (1833) повествует о войне России со Швецией за выход к Балтийскому морю.
Исторический роман «Ледяной дом» (1835) – один из лучших русских исторических романов, изображающий мрачную эпоху царствования императрицы Анны Иоанновны, засилье временщика Бирона и немцев при русском дворе, получившее название «бировщины».
«Басурман» – исторический роман И.И. Лажечникова, в центре повествования которого – образ Ивана III, показанный автором на фоне возрождающейся Московии, сбросившей татарское иго.
Интересны также мемуары И. Лажечникова, в которых он рассказывает о своих современниках и жизни общества своего времени: «Знакомство мое с Пушкиным» (1856); «Новобранец 1812 года» (1858); «Заметки для биографии Белинского» (1859); «Несколько заметок и воспоминаний» (1864); «Как я знал М. Л. Магницкого» (1865); «Походные записки русского офицера» (1820).