Дрезденская картинная галерея (Галерея старых мастеров)

Дрезденская картинная галерея (Галерея старых мастеров)

В германской и англо-саксонской традициях «старыми мастерами» называют выдающихся художников Западной Европы, работавших до начала XVIII в.

В Европе известны 3 Галереи старых мастеров: в Дрездене (Германия), Касселе (Германия), Будапеште (Венгрия).
Конечно, произведения старых мастеров можно увидеть и во многих других государственных музеях Европы: в Лувре, Прадо, Уффици, Старой пинакотеке, в Лондонской и Берлинской картинных галереях, в Эрмитаже, а также в вашингтонской Национальной галерее искусств и нью-йоркском музее Метрополитен. Но в этих музеях произведения старых мастеров являются только частью коллекции.
Дрезденская галерея состоит только из собрания картин старых мастеров (около 800), приобретённых в XVIII в. саксонскими правителями Веттинов (Веттины – древний немецкий королевский и княжеский род). В отличие от многих других музеев, Дрезденская галерея избегает новшеств даже в отношении рам полотен, сохраняет исторический тип развески картин. Классицизм, романтизм, барокко, рококо – вот те стили, о которых можно получить в галерее полное представление. В галерее можно увидеть полотна итальянских художников (Рафаэля, Тициана, Боттичелли, Мессины, Петуриккьо, Веккио, Тьеполо, Тинторетто, Караваджо), французских мастеров (Пуссена, Ватто), испанских (Веласкеса, Мурильо, Эль Греко), нидерландских (Рубенса, Рембрандта, Снейдерса, Ван Дейка, Брейгеля), немецких (Дюрера, Роттенхаммера, Гейнца).
Здание Дрезденской галереи входит в состав Цвингера. 

Цвингер

Дрезденская картинная галерея (Галерея старых мастеров)

Вид Цвингера с высоты
Цвингер – архитектурный комплекс в Дрездене, построенный в стиле позднего барокко и неоренессанса, с внутренним садом.
В эпоху Средневековья цвингером называлась часть крепости между наружной и внутренней крепостными стенами. Первое здание Дрезденского цвингера было построено между крепостными стенами города. Архитектурный комплекс первоначально (в 1709 г.) строился как оранжерея для выращивания апельсиновых деревьев и был деревянным. Затем три стороны Цвингера были построены в стиле барокко из камня (немецкий архитектор Маттеус Даниэль Пёппельманн).

Дрезденская картинная галерея (Галерея старых мастеров)

Ма́ттиас Да́ниель Пёппельман
А четвёртая, неоренессансная сторона архитектурного ансамбля, была спроектирована Готфридом Земпером для картинной галереи и собрания скульптуры.

Дрезденская картинная галерея (Галерея старых мастеров)

Готфрид Земпер
Открытие Цвингера состоялось в 1855 г.
Здание украшают фонтаны, особенно известен Нимфенбад (Купальня нимф). На часах восточного павильона установлены фарфоровые колокольчики, и их мелодичный перезвон привлекает посетителей.

Дрезденская картинная галерея (Галерея старых мастеров)

Нимфенбад
Во время Второй мировой войны британская авиация разбомбила центр Дрездена в 1945 г., Цвингер сильно пострадал. Его реставрация продолжалась до 1964 г.
В настоящее время в Цвингере находятся уникальные музеи, среди которых Физико-математический салон, собрание фарфора, скульптурное собрание и Дрезденская картинная галерея.

Коллекция картинной галереи

Дрезденская картинная галерея (Галерея старых мастеров)

Дрезденский двор коллекционировал искусство начиная с XVI в. Сначала это по тогдашней моде была кунсткамера, собрание природных и художественных раритетов. Начало коллекции было положено основанным в 1560 г. кабинетом изящных искусств, где наряду с изделиями ручного труда и другими уникальными экспонатами выставлялись живописные полотна итальянских и фламандских мастеров.

Дрезденская картинная галерея (Галерея старых мастеров)

Август II Сильный
Курфюрст Август II Сильный (1670-1733) начал целенаправленно собирать произведения старых мастеров – он слыл ценителем искусств. Кроме живописи, собрание саксонских курфюрстов включало уникальную коллекцию фарфора, подборку научных инструментов, старейшую в Центральной Европе коллекцию графики. Для приобретения он отбирал только шедевры.
В 1741 г. музей пополнился работой «У сводни» Яна Вермеера Делфтского.

Дрезденская картинная галерея (Галерея старых мастеров)

Ян Вермеер «У сводни» (1656). Холст, масло. 143 х 130 см. Дрезденская картинная галерея

Картина создана в бытовом жанре. Действие, скорее всего, происходит в борделе, где сводня занимается своим делом, где любовь продаётся и покупается – в картине вся атрибутика налицо. Кавалер слева, обращающий свой взгляд к зрителю и как бы приглашающий принять участие в пирушке, считается автопортретом художника.
Затем добавились «сто лучших картин» из собрания обедневшего герцога Моденского. Среди них были картины Корреджо, Веласкеса, Тициана, а из церкви Сан-Сиксто в Пьяченце была привезена лучшая работа Рафаэля – «Сикстинская мадонна».

Дрезденская картинная галерея (Галерея старых мастеров)

Рафаэль «Сикстинская мадонна» (1513-1514). Холст, масло. 265 × 196 см. Дрезденская картинная галерея
В 1931 г. было принято решение о том, чтобы оставить в галерее только произведения старых мастеров, а искусство XIX-XX вв. было переведено в Новую галерею.

Дрезденская картинная галерея в XX веке

XX в. был трагичным для культурной жизни Дрездена. В 1937 г. нацисты изъяли и уничтожили многие работы, в том числе и полотна немецких экспрессионистов – их признали «искусством упадничества и вырождения». Кроме того, от бомбардировок Дрездена пострадали более 300 работ. Серьёзные повреждения получило и само здание галереи Г. Земпера.
В 1945 г. советскими войсками в качестве трофеев была вывезена значительная часть спрятанного в шахтах собрания галереи. 10 лет картины из Дрездена реставрировались и хранились в ГМИИ им. Пушкина. В 1955 г. состоялся торжественный визит правительственной делегации СССР в Германскую Демократическую Республику, в ходе визита по настоянию Н.С. Хрущёва Дрездену были возвращены 1240 картин, в том числе и «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Но, к сожалению, по разным причинам далеко не все полотна возвратились в Дрезден.

Дрезденская картинная галерея (Галерея старых мастеров)

«Сикстинская мадонна» Рафаэля в зале Дрезденской картинной галереи

Шедевры Дрезденской картинной галереи

Дрезденская картинная галерея (Галерея старых мастеров)

Ян Вермеер «Девушка, читающая письмо у открытого окна» (1657). Холст, масло. 83 × 64,5 см. Галерея старых мастеров (Дрезден)

Эту картину нидерландского художника Яна Вермеера относят к раннему этапу его творчества.
На картине в центре комнаты изображена в профиль молодая девушка перед открытым окном. В руках у неё письмо, которым она поглощена. При исследовании картины рентгеном было обнаружено, что занавес на правом крае картины появился позднее, скрыв изображённого там изначально купидона. А это значит, что письмо было любовным. Картины старых мастеров часто бывают наполнены аллегориями. Если с этим согласиться, то на картине Вермеера яблоки и персики содержат намёк на грехопадение Адама и Евы, а открытое окно является символом свободы, которой ждёт девушка, читающая письмо.

Дрезденская картинная галерея (Галерея старых мастеров)

Тициан «Динарий кесаря» (1516). Холст, масло. 75 × 56 см. Галерея старых мастеров (Дрезден)
Сюжет картины восходит к Евангелию. Фарисеи, недовольные разоблачениями со стороны Христа их высокомерия и подлостей по отношению к другим людям, решили погубить Его, но сделать это руками римлян. Они подослали одного из фарисеев к Христу с серебряной монетой (динарием). Тот подошёл к Христу и, протянув Ему монету, спросил: «Нужно ли платить жителям Иудеи налоги римскому императору (кесарю)?»
В этом вопросе заключалась ловушка для Христа: если бы Он сказал, что платить подати в Рим необходимо, то фарисеи настроили бы против него население Иудеи. Если бы Христос ответил, что подати платить не надо, фарисеи донесли бы на Него римским властям.
Но Христос попросил фарисея показать ему монету и сказать, что на ней изображено. Фарисей ответил, что изображен кесарь. «Так отдай Богу – богово, а кесарю – кесарево», - ответил Христос. И фарисеям нечего было ответить Ему.

Дрезденская картинная галерея (Галерея старых мастеров)

Рембрандт «Блудный сын в таверне» (1635). Холст, масло. 161 × 131 см. Галерея старых мастеров (Дрезден)
Об этой картине читайте здесь.

Дрезденская картинная галерея (Галерея старых мастеров)

Джорджоне «Спящая Венера» (1510). Холст, масло. 108 × 175 см. Галерея старых мастеров (Дрезден)
Эту картину заканчивал уже Тициан – Джорджоне скончался от чумы в 1510 г. Мотив Венеры, спящей в саду, где вечная весна, присутствует с античности. Эту же позу использовал Тициан в «Венере Урбинской» и Э. Мане в «Олимпии».