Лондонская национальная галерея

Лондонская национальная галерея

Лондонская национальная галерея – одно из лучших собраний западноевропейской живописи.

Здесь экспонируются полотна практически всех великих художников и представлены все школы европейской живописи – всего около 2,5 тысяч картин XIII-XX вв. Все экспонаты расположены в хронологическом порядке. 

История галереи

Лондонская национальная галерея официально была открыта в 1838 г., а датой основания считается 1824 г., когда была куплена первая коллекция из 38 картин, принадлежавшая банкиру Ангерштейну. Некоторое время картины продолжали оставаться и экспонироваться в особняке банкира, но собрание картин регулярно пополнялось, и требовалось отдельное здание для музея, т.к. коллекция уже там не помещалась.

Лондонская национальная галерея

Архитектор Уильям Уилкинс
Архитектор У. Уилкинс взялся за разработку проекта здания музея в неоклассическом стиле, строительство началось в 1831 г., а в 1838 г. состоялось торжественное открытие галереи на Трафальгарской площади в Лондоне.

Лондонская национальная галерея

Лондонская национальная галерея

Коллекция музея

Как мы уже сказали, в основу коллекции было положено собрание из 38 картин банкира Ангерштейна. В число наиболее ценных экспонатов входили 5 пейзажей Клода Лоррена, картина Себастьяно дель Пьомбо «Воскрешение Лазаря», полотна «Венера и Адонис» Тициана, «Похищение сабинянок» Рубенса, серия Хогарта «Модный брак», портрет адмирала Хитфилда кисти Рейнольдса, «Деревенский праздник» Уилки.

Лондонская национальная галерея

Клод Лоррен «Пейзаж с Энеем на Делосе» (1672)
Британский парламент с самого основания музея поддерживал его, выделяя средства на существование и приобретение новых экспонатов. Как и в любой стране, находились любящие искусство меценаты, которые жертвовали свои средства и коллекции, и уже к 1831 г. коллекция музея увеличилась до 105 полотен благодаря завещанным коллекционером Холуэлл-Карром картинам «Святой Георгий» Тинторетто, «Святое семейство» Тициана, «Святое семейство» Андреа дель Сарто, «Купающаяся в ручье женщина» Рембрандта и др.

Лондонская национальная галерея

Тинторетто «Происхождение Млечного Пути» (1575-1580). Холст, масло. 165 × 148 см. Лондонская Национальная галерея (Лондон)
Сюжет картины – из греческой мифологии. Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рождённого от земной женщины. Он погрузил в глубокий сон свою жену, богиню Геру, и приложил младенца к её груди, чтобы тот смог напиться божественного молока, дарующего бессмертие. Геракл, уже в младенчестве отличавшийся невероятной силой, причинил Гере боль. Богиня, проснувшись, оттолкнула младенца, и капли молока пролились на небо и превратились в звёзды, из которых сложился Млечный Путь. Капли же молока, упавшие на землю, стали белоснежными лилиями.
Вслед за расширяющейся коллекцией разрасталось здание музея – последняя постройка была в 1991 г.
Во время Второй мировой войны все экспонаты музея были эвакуированы и, хотя здание музея было сильно повреждено во время авианалётов, ни одна картина не пострадала. Музей был восстановлен и в 1946 г. начал принимать посетителей.

Наиболее известные шедевры Лондонской национальной галереи

Итальянская живопись

Итальянская живопись представлена именами Мазаччо (1401-1428), Паоло Учелло (1397-1475), Фра Филиппо Липпи (1406/1407-1469), Пьеро Делла Франческа (ок. 1415-1492), Андреа Мантенья (1430-1506), Сандро Боттичелли (ок.1445-1510), Пьетро Перуджино (ок. 1450-1524), Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэля Санти (1483-1520), Микеланджело Буонарроти (1475-1564), Джорджоне (1477/1478-1510), Тициана (1477(?)-1576), Париса Бордоне (1500-1571), Паоло Веронезе (1528-1588), Тинторетто (1518-1594), Караваджо (1573-1610), Франческо Гварди (1712-1793), Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770).

Лондонская национальная галерея

Сандро Боттичелли «Венера и Марс» (около 1483). Дерево, темпера. 69 × 173 см. Национальная галерея (Лондон)
Венера символизирует любовь и мир. Она усмиряет раздоры, создаёт гармонию, способствует согласию и взаимопониманию. Марс – бог войны, которого всегда смиряет Венера.
На картине Венера изображена полулежащей, смотрящей влюблённым взглядом на Марса. Марс спит. Идиллию нарушают только маленькие сатиры, веселящиеся как дети: один трубит в рог под ухом бога войны, второй надел на себя огромный шлем, третий обернулся назад и смеётся над вторым, четвёртый залез под руку Марса и смотрит на Венеру.

Лондонская национальная галерея

Тициан «Диана и Актеон» (1556-1559). Холст, масло. 185 × 202 см. Лондонская Национальная галерея (Лондон)
Полотно «Диана и Актеон» является одним из 7 знаменитых картин Тициана, изображающих мифологические сцены из «Метаморфоз» Овидия. На картине запечатлён момент мифа, когда Актеон неожиданно застаёт обнажённую Диану, вызвав гнев богини.

Лондонская национальная галерея

Рафаэль Санти «Мадонна Альдобрандини» (около 1509-1510). Лондонская национальная галерея
Мадонна сидит в кресле и держит на руках младенца Христа. Левой рукой она обнимает юного Иоанна Крестителя. Взгляды всех троих устремлены на цветок гвоздики, который Иоанн передаёт младенцу. По иконографической традиции гвоздика символизирует пролитую на кресте кровь, а также тайную связь матери с младенцем и Христа с его церковью.

Нидерландская живопись

В галерее хранятся работы нидерландских художников Яна ван Эйка (ок. 1390-1441), Рогира ван дер Вейдена (ок. 1399-1464), Ганса Мемлинга (1435/1440-1494), Иеронима Босха (ок. 1450-1516), Питера Брейгеля Старшего (1525/30-1569), Винсента ван Гога (1853-1890).

Лондонская национальная галерея

Иероним Босх «Увенчание терновым венцом» (1508-1509). Доска, масло. 73 × 59 см. Национальная галерея (Лондон)
В позднем периоде своего творчества И. Босх обращается к композициям с небольшим числом персонажей, что позволяло давать психологическую характеристику действующих лиц, которые были причастны к казни Христа. Они изображены настоящими палачами, особенно отвратительна сатанинская усмешка старика с козлиной бородкой.
Физиономии окруживших Христа тюремщиков, возможно, воплощают четыре основных человеческих темперамента: верхний край – флегматик и меланхолик, нижние – сангвиник и холерик. Лик Христа полон смирения.

Лондонская национальная галерея

Винсент ван Гог «Подсолнухи» (1888). Холст, масло. 92 × 73 см. Лондонская Национальная галерея (Лондон)

Немецкая живопись

В разделе немецкой живописи представлены работы Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553), Альбрехта Дюрера (1471-1528), Ганса Гольбейна Младшего (1497-1543).

Лондонская национальная галерея

Альбрехт Дюрер. Портрет отца в возрасте 70 лет (1497). Липовая доска, масло. 51 × 40,3 см. Национальная галерея (Лондон)

Фламандская и голландская живопись

Художники фламандской школы в музее: Питер Пауль Рубенс (1577-1640), Якоб Йорданс (1592-1678), Антонис ван Дейк (1599-1641), Ян Вермер Дельфтский (1632-1675), Рембрандт (1606-1669), Якоб ван Рейсдал (1628/29-1682), Франс Халс (ок. 1580-1666).

Лондонская национальная галерея

Рембрандт. Автопортрет в возрасте тридцати четырёх лет (1640). Холст, масло. 102 × 80 см. Национальная галерея (Лондон)

Лондонская национальная галерея

Якоб ван Рейсдал «Пейзаж с руинами замка и церковью» (1665-1670). Национальная галерея (Лондон)
Один из лучших панорамных видов кисти Рейсдала, которые обычно были наполовину фантастическими. На пленэре художник делал лишь предварительные наброски, а основная работа над картиной происходила уже в мастерской.
Обычно у Рейсдала бо́льшую часть полотна занимает небо. Облака написаны с большим мастерством: художник умел уловить переходы от света к тени.

Испанская живопись

Испанская живопись представлена картинами Эль Греко (1541-1614), Франсиско де Сурбарана (1598-1664), Диего Веласкеса (1599-1660), Бартоломе Эстебана Мурильо (1618-1670), Франсиско Гойи (1746-1828).

Лондонская национальная галерея

Диего Веласкес «Христос в доме Марфы и Марии» (1620)

Французская живопись

Картины французских художников начиная с XVII в. представлены очень широко: Клод Лоррен (1600-1682), Никола Пуссен (1594-1665), Франсуа Буше (1703-1770), Жан Оноре Фрагонар (1732-1800), Антуан Ватто (1684-1721), Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779).
Разнообразна коллекция французских художников XIX в.: Эжен Делакруа (1798-1863), Жак Луи Давид (1748-1825), Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867), Густав Курбе (1819-1877), Камиль Коро (1796-1875). Из импрессионистов – Эдуард Мане (1832-1883), Клод Моне (1840-1926), Пьер Огюст Ренуар (1841-1919), Эдгар Дега (1834-1917), Камиль Писсаро (1830-1903), Поль Сезанн (1839-1906), а также по одной картине Пабло Пикассо (1881-1973) и Анри Матисса (1869-1954).

Лондонская национальная галерея

Огюст Ренуар «Первый выезд» (1876-1877). Холст, масло. 65 × 49,5 см. Лондонская национальная галерея (Лондон)

Английская живопись

Художники Англии в галерее: Уильям Хогарт (1697-1764), Джошуа Рейнолдс (1723-1792), Томас Гейнсборо (1727-1788), Джон Констебл (1776-1837), Уильям Тёрнер (1775-1851).

Лондонская национальная галерея

Уильям Тёрнер «Последний рейс корабля «Отважный» (1839). Холст, масло. 91 × 122 см. Национальная галерея (Лондон)
На полотне изображен последний рейс участника Трафальгарской битвы – боевого корабля английского флота «Отважный». Паровой буксир тянет старое судно в доки, где впоследствии оно будет разобрано.

Лондонская национальная галерея

Томас Гейнсборо «Дочери художника, бегущие за бабочкой» (1756). Лондонская национальная галерея