Галере́я Уффи́ци – один из наиболее старых музеев в Европе

Галере́я Уффи́ци – один из наиболее старых музеев в Европе

Уффици – государственный музей живописи, скульптуры и графики во Флоренции (Италия), основанный в XVI в.

Галерея Уффици представляет собой два коридора, украшенных гобеленами фламандских и флорентийских мастеров XVI в., древнеримскими статуями и саркофагами, через которую проходят 45 залов. В них в хронологическом порядке расположены произведения искусства. Они систематизированы по художественным направлениям, школам и мастерам.

Галере́я Уффи́ци – один из наиболее старых музеев в Европе

Галерея Уффици
Здание Уффици спроектировал Дж. Вазари (1560-1580).

Галере́я Уффи́ци – один из наиболее старых музеев в Европе

Дж. Вазари. Автопортрет. Галерея Уффици (Флоренция) 

История музея

Музей был основан в эпоху расцвета Флорентийского Ренессанса по воле Великого герцога Тосканы Козимо I Медичи.

Галере́я Уффи́ци – один из наиболее старых музеев в Европе

Аньоло Бронзино. Портрет Козимо I в доспехах (1545). Галерея Уффици
Козимо I Медичи был ловким политиком и бессовестным тираном, он хотел образовать из Тосканы одно государство и сосредоточить в своих руках абсолютную монархическую власть. Но при этом Козимо I, верный семейным преданиям, покровительствовал просвещению и искусству, реставрировал Пизанский университет.
Уффици, дворец Питти, Палаццо Веккио – это части единого комплекса, где жила семья герцогов Медичи, правителей Тосканы. Три здания соединены между собой крытыми переходами – коридорами. Знаменитый «коридор Вазари», расположенный над старым мостом «Понте Веккио», предназначался для размещения художественных коллекций.

Галере́я Уффи́ци – один из наиболее старых музеев в Европе

Коридор Вазари над «Понте Веккьо». Вид из галереи Уффици
Бо́льшая часть картин в Уффици выставляется в современно оборудованных залах, которые частично сохраняют детали старинного декора.

Галере́я Уффи́ци – один из наиболее старых музеев в Европе

Фрагмент потолка коридора
Слово «ufizzio» (Уффици) означает «службы, канцелярии», т.к. здание строилось для административных учреждений при дворе герцогов Медичи. Только часть помещений с самого начала отводилась для размещения собраний художественных памятников, принадлежащих правителям Тосканского государства
Франческо I Медичи в 1581 г. приказал перенести из дворцов и вилл в Уффици наиболее ценные предметы семейной коллекции, а административные учреждения удалить. Именно с этого времени здание Уффици стало музеем.

Коллекции Уффици

Сначала была создана «галерея статуй» (первый коридор), которую оформляли флорентийские художники. Открытую террасу застеклили и также приспособили для выставки. Вдоль террасы архитектор Б. Буонталенти возвел выставочные залы. Свет в них попадает сверху. Перестройки в Уффици продолжались до XX в., но с сохранением первоначального облика здания. Для античной коллекции Медичи был создан «Зал Ниобеи».

Галере́я Уффи́ци – один из наиболее старых музеев в Европе

«Зал Ниобеи»
Основную роль в создании коллекции Уффици сыграло семейство Медичи, известное своим меценатством. Основные шедевры собрания были заказаны членами семьи или приобретались ими для Уффици.
По заказу Козимо Медичи Старшего были созданы «Битва при Сан-Романо» Паоло Учелло, «Поклонение волхвов» Беноццо Гоццоли, произведения Филиппо Липпи (1406-1469) и др.
Внука Козимо Медичи Старшего, Лоренцо, назвали «Великолепным» (1449-1492) за то, что он давал художникам заказы на создание картин и статуй, его считали покровителем искусств.
По заказам семьи Медичи работал Сандро Ботичелли (1475-1484). Для украшения одного из родственников Лоренцо Великолепного Боттичелли создал свои шедевры «Весна» и «Рождение Венеры», а в «Поклонении волхвов» он изобразил членов семьи Медичи и себя.

Галере́я Уффи́ци – один из наиболее старых музеев в Европе

Сандро Боттичелли «Весна» (1482)
Когда французский король Карл VIII в 1494 г. захватил Флоренцию, Медичи были изгнаны, а из дворцов пропали лучшие художественные произведения.
Вернувшись во Флоренцию в 1530 г., Медичи снова приступили к собиранию коллекций.
В Уффици хранятся картины Рафаэля «Мадонна в кресле» (1516), «Видение святого Иезакииля» (1510), «Иоанн Креститель», «Тондо Дони» Микеланджело.

Галере́я Уффи́ци – один из наиболее старых музеев в Европе
Микеланджело «Мадонна Дони» (ок. 1507). Доска, масло, темпера. 120 × 120 см

Тондо – круглое изображение.

На первом плане – фигура Девы Марии; за и над ней Иосиф Обручник. На заднем плане изображён Иоанн Креститель. Все трое смотрят на младенца Христа, которого Мария передаёт мужу (или принимает от него).
Значительно возросла коллекция Уффици в XVII в.: в ней появились работы Гвидо Рени, Караваджо, Тициана, Перуджино, Пьетро делла Франческо и Рафаэля.
С XVI-XVII вв. в музей стали поступать наиболее ценные произведения из церквей и монастырей Флоренции. Так попали в Уффици произведения Леонардо да Винчи, Вероккио, Андреа дель Сарто и др. художников.
В начале XVIII в. были приобретены некоторые произведения А. Дюрера, А. Ван-Дейка и другие шедевры.
В 1737 г. здание Уффици, дворец Питти и все коллекции рода Медичи были переданы в собственность городу Флоренция с условием, что эти памятники никогда не должны покидать Флоренцию, а коллекция должна быть доступной для всех желающих. Так Уффици официально приобрёл статус публичного музея. Постепенно картинная галерея Уффици превратилась в музей, организованный по направлениям, школам и мастерам.
Уникальность коллекции Уффици в том, что в ней прослеживается весь процесс развития флорентийской школы, представлены все главные её художники и их лучшие произведения.
Проторенессанс (XIII–XIV вв.) представлен в Уффици работами художников Чимабуэ (умер в 1302), его ученика Джотто (1266-1337).

Галере́я Уффи́ци – один из наиболее старых музеев в Европе

Джотто «Мадонна д' Оньисанти» (1310)
Но собрание Уффици не ограничивается только флорентийской школой. Здесь представлены работы других художников Италии, Германии, Нидерландов: А. Мантеньи, Пьетро Перуджино, Пьеро делла Франческо и др.
Во Флоренции было организовано обучение молодых художников, лучшей считалась мастерская Андреа Верроккьо. В Уффици хранится его картина «Крещение Христа», на которой его юный ученик Леонардо да Винчи написал ангела.

Галере́я Уффи́ци – один из наиболее старых музеев в Европе

Вероккьо и Леонардо да Винчи «Крещение Христа»
В мастерской Вероккио учился также Сандро Боттичелли. 
В 1504 г. во Флоренцию приехал Рафаэль Санти (1483-1520), и за 4 года пребывания здесь он стал известным художником. В Уффици и Питти находится самое большое в мире собрание его картин.
Когда в начале XVI в. художественным центром Италии становится Рим, туда переселяются Микеланджело, Рафаэль. Из Флоренции уезжает и Леонардо да Винчи. Получает известность венецианская школа живописи.

Галере́я Уффи́ци – один из наиболее старых музеев в Европе

Леонардо да Винчи «Благовещение»
В коллекции музея хранятся также картины Веласкеса, Мурильо, П.П. Рубенса, А. Ван Дейка.
Здесь собрана самая богатая в Италии коллекция графики. Медичи начали собирать рисунки знаменитых мастеров еще в XVI в. Многие из них были подарены самими художниками или их наследниками.

Галерея автопортретов великих художников Европы

Галерея находится на территории Уффици. Она была основана в XVII в., существует и сейчас.
Список художников, чьи портреты хранятся в знаменитом собрании, занимает несколько страниц, среди имён – художники Возрождения, Дюрер, Рембрандт, Рубенс, Веласкес, Буше, а также множество незнакомых имён. В списке есть и автопортреты русских художников: О. Кипренского, К. Брюллова, И. Айвазовского, Б. Кустодиева, М. Шагала, Виктора Иванова.

Галере́я Уффи́ци – один из наиболее старых музеев в Европе

О. Кипренский. Автопортрет (1820). Уффици
В 1819 г. Флорентийская Академия художеств впервые заказала автопортрет для собрания Уффици русскому художнику. Им стал Орест Кипренский.
Через 12 лет такая честь была оказана Карлу Брюллову, но он по каким-то причинам охладел к работе и не окончил её. В настоящее время этот автопортрет хранится в коллекции Государственного Русского музея.

Галере́я Уффи́ци – один из наиболее старых музеев в Европе

К. Брюллов. Автопортрет для Галереи Уффици (1834). Государственный Русский музей (Петербург)
В 1874 г. в галерею был помещен автопортрет И. Айвазовского, который в то время был одним из известнейших живописцев.

Галере́я Уффи́ци – один из наиболее старых музеев в Европе

И. Айвазовский. Автопортрет (1874). Уффици
Борис Кустодиев присоединился к ним в 1912 г.

Галере́я Уффи́ци – один из наиболее старых музеев в Европе

Б. Кустодиев. Автопортрет (1912). Уффици

Галере́я Уффи́ци – один из наиболее старых музеев в Европе

М. Шагал. Автопортрет (1968). Масло, холст. Уффици
Автопортрет Виктора Иванова появился в галерее в 1983 г.

Галере́я Уффи́ци – один из наиболее старых музеев в Европе

Виктор Иванов. Автопортрет с дочерью (1972). Галерея Уффици
После Первой мировой войны Галерея Уффици уже претендовала на статус Национальной галереи, т.к. в Риме такой не было. Сюда стали прибывать произведения из различных городов Италии.
После Второй мировой войны музей пополнился частными коллекциями, завещанными государству. Так Галерея пополнилась картинами Чимабуэ, Сассетты, Андреа дель Кастаньо, Савольдо, Чима да Канельяно, Тинторетто и Веронезе, Веласкеса, Сурбарана, Гойи.
Самыми известными произведениями Галереи Уффици являются

• «Весна» Боттичелли
• «Рождение Венеры» Боттичелли
• «Клевета» Боттичелли
• «Мадонна и младенец с ангелом» Боттичелли
• «Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи
• «Благовещение» Леонардо да Винчи
• «Крещение Христа» Вероккьо и Леонардо да Винчи
• «Венера Урбинская» Тициана
• «Портрет Козимо I Медичи в доспехах» Бронзино
• «Портрет Элеоноры Толедской с сыном» Бронзино

Галере́я Уффи́ци – один из наиболее старых музеев в Европе

С. Боттичелли «Мадонна и младенец с ангелом» (1465-1467). Дерево, темпера. 87 × 60 см. Галерея Уффици