Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве – второй в России по количеству хранящихся в нём произведений западноевропейских мастеров (после Эрмитажа).

Первоначально в музее отсутствовала живопись. По замыслу устроителей музея, в нём были собраны первоклассные слепки со знаменитых произведений античной и западноевропейской скульптуры.

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Греческие скульптуры
Вначале это был музей античного искусства: коллекция оригиналов и слепков греческой скульптуры, которые могли бы служить образцами для развития художественного вкуса, т.е. задумывался музей как учебный. После революции 1917 г. он был преобразован в Государственный музей изобразительных искусств, а в 1937 г. получил имя поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Слепки статуй Афин 

История музея

Здание музея строилось специально как музейное по инициативе и на средства московских специалистов и меценатов (князья Юсуповы, Юрий Нечаев-Мальцов, архитектор Фёдор Шехтель. купчиха Варвара Алексеева и др.). Здание было построено в неоклассическом стиле в виде античного храма.

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Архитектор Роман Клейн
Основателем музея был профессор филологии МГУ Иван Владимирович Цветаев, отец поэта Марины Цветаевой.

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Портрет И.В. Цветаева
Идея создания музея у него возникла ещё в 90-е годы XIX в., и в 1894 г. он предложил на Первом съезде русских художников и любителей художеств создать учебный музей, который бы иллюстрировал развитие искусства от античности к эпохе Возрождения. Некоторый опыт подобной работы у него уже был: в 1848 г. он создал при Московском университете «Кабинет изящных искусств».
Музей открылся в 1912 г. и сразу стал публичным.

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Гла́вное зда́ние Пу́шкинского музея
Внутренние залы музея украшались под руководством художника Игнатия Нивинского.
Над оформлением музейной экспозиции работали Василий Поленов, Игорь Грабарь, Константин Коровин, Александр Головин, архитектор Фёдор Шехтель, Никодим Кондаков, Дмитрий Айналов, Владимир Голенищев, Борис Тураев, Дмитрий Иловайский.
В первую экспозицию на открытии музея вошли слепки со скульптур раннего средневековья и эпохи Возрождения. Слепки делались следующим образом: с оригиналов римских и греческих скульптур делались формы, они заливались гипсом. Получались точные гипсовые копии фигур из любого материала.
Но на первой выставке уже были и подлинные предметы: античные вазы, коллекция египетских подлинников и итальянских икон XIII-XIV вв.
На официальном открытии Музея изящных искусств имени Александра III (так первоначально назывался музей) 31 мая 1912 г. присутствовали Николай II, его мать Мария Фёдоровна, дочери Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. И.В. Цветаев был назначен первым директором музея.
В 1924 г. музей пополнился картинной галереей западноевропейской живописи, состоявшей из частных коллекций Юсуповых, Брокар, Шуваловой, Щукина и др. Картины зарубежных художников передали сюда также Третьяковская галерея и Румянцевский музей. Это событие существенно изменило характер музея – он перестал быть только музеем слепков.

Коллекция музея

Коллекция скульптуры

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Поэт Архилох. Римская копия II в. н. э.

В настоящее время в коллекцию западноевропейской скульптуры входит около 600 произведений XVI-XXI вв. В музее хранятся образцы полихромной (многоцветной) деревянной скульптуры XV-XVI вв., скульптуры из бронзы XVI-XVII вв., работы французских мастеров XVIII в. Жан-Батиста Лемуана, Филиппа Каффиери, Жан-Антуана Гудона, Клодиона, Огюста Родена, Аристида Майоля, Эмиля Бурделя, Осипа Цадкина и др.

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Э. Бурдель «Отдыхающий скульптор» (1905-1908)

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Роден «Любовь убегает» (1881)

Коллекция живописи

В московском музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ) хранится более 2000 картин, представляющих все художественные школы Западной Европы: Византии, Италии, Германии, Голландии, Фландрии, Англии и других стран. Особенное богатство составляет раздел французской живописи, в том числе – уникальное собрание импрессионистов. В коллекции музея – известные полотна французских художников конца XIX-начала XX в.: К. Моне, Ренуара, Дега, Ван Гога, Сезанна, Пикассо, Матисса и др. В этом отношении ГМИИ может даже соперничать с Музеем импрессионизма в Париже.
С тех пор, когда началось перераспределение фондов музеев, началось и плодотворное сотрудничество ГМИИ с Эрмитажем. Эти музеи постоянно обмениваются выставками, устраивают совместные научные конференции по проблемам изучения мирового искусства.
Мы расскажем о некоторых шедеврах западноевропейской живописи, хранящихся в ГМИИ, чтобы познакомить вас с удивительными сокровищами, созданными художниками на протяжении многих веков.

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Виллем Клас Хеда (1594-1682). Натюрморт с ветчиной и серебряной посудой (1649). Дерево, масло. 97 х 80 см
В живописи Голландии XVII в. господствовал тип небольшой, скромной по цвету станковой картины, рассчитанной на украшение небогатых интерьеров голландских буржуа. Натюрморт был одним из самых излюбленных жанров голландской живописи, а Виллем Клас Хеда – его крупнейшим представителем.
В натюрморте раскрывается виртуозное мастерство художника в передаче предметов быта.
На небольшом столе, покрытом тяжёлой скатертью, лежит лимон, показанный художником настолько реалистично, что можно почувствовать его аромат. Аппетитная ветчина. Мы видим блеск начищенного серебра. Все предметы на картине расположены беспорядочно, и это создаёт впечатление естественности – только что окончился завтрак.
Натюрморт выдержан в едином коричневато-сером тоне, характерном для всей голландской живописи того времени.

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Никола Пуссен (1595-1665) «Ринальдо и Армида» (1625). Холст, масло. 95 х 133 см
Творческая деятельность француза Никола проходила в Риме. Там он выработал свой художественный язык и написал лучшие произведения.
Пуссен был создателем и самым ярким представителем стиля классицизма во Франции. Задачей искусства он считал не отображение реальной жизни во всём её разнообразии и случайности, а выбор тех сюжетов и форм, которые связываются с представлением о благородном, прекрасном. Темы своих произведений художник черпал из истории, Библии, мифологии. Совершенные формы он искал, изучая античное искусство и произведения великих мастеров итальянского Возрождения. Пуссен обращался в своих произведениях не столько к чувству, сколько к разуму человека, прославляя идеального героя. В первую очередь он придавал живописи воспитательное значение.
Картина «Ринальдо и Армида» написана на сюжет поэмы итальянского поэта XVI в. Торкватто Тассо «Освобождённый Иерусалим» – о преображающей силе благородной любви. Эта любовь превращает злую волшебницу Армиду, задумавшую коварно отвлечь Ринальдо от рыцарского подвига, в нежную любящую женщину.
Клод Моне (1840-1925) «Бульвар капуцинок в Париже» (1873). Холст, масло. 61 х 80 см
Клод Моне был главой и виднейшим представителем импрессионизма, впервые появившегося во Франции. Impression в переводе с французского обозначает «впечатление». То есть сущностью импрессионизма является передача художником своих непосредственных впечатлений от природы и современной действительности.
Данная картина написана раздельными мелкими мазками чистых цветов спектра. Этим Моне передаёт впечатление от движения толпы парижан, прогуливающихся по бульвару, мелькание экипажей. Он запечатлевает и вибрацию воздуха, и дневной свет, влияющий на цвет предметов. Импрессионисты писали свои пейзажи на открытом воздухе, и Клод Моне показывает в своих работах изменчивость каждой минуты в потоке жизни. Никто до Клода Моне не писал таких живых, наполненных солнечным светом полотен.

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Винсент Ван Гог (1854-1890) «Красные виноградники в Арле». Холст, масло. 75 х 92 см
Ван Гог – художник трагической судьбы. Его талант был оценён только после смерти. По происхождению он был голландцем, но связан с французским искусством конца XIX в.
Ван Гогу, в отличие от импрессионистов, было чуждо созерцательное отношение к действительности. Его волновало другое: жизнь и страдания людей, их будущее. В своих картинах художник выразил субъективное восприятие окружающего мира.
Он остро и болезненно воспринимал социальное зло и несправедливости в мире, но не знал пути борьбы с ними. Всё своё трагическое мироощущение он выразил в картинах. Природу он любил, но и её воспринимал как живое существо, способное на те же переживания и чувства, что и люди.
Наступление вечера в картине «Красные виноградники в Арле» он превращает в драматическую борьбу дня и ночи, света и мрака. В резких контрастных цветах доминирует красный. Нервные извивающиеся мазки, густо нанесённые на холст, создают ощущение усталости, напряжённости природы.
Это одна из лучших картин художника. Она известна также тем, что была единственной картиной Ван Гога, проданной при его жизни.

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Пабло Пикассо (1881-1973) «Девочка на шаре» (1904). Холст, масло. 141 х 95 см
В творчестве Пикассо словно воплотились все искания художников XX в., в том числе самые противоречивые.
Особенностью творчества Пикассо являются его поражающая изобретательность, сложность и неожиданность формальных поисков, художественный темперамент.
Ранние работы художника в основном связаны с образами нищих, бедняков, бродячих гимнастов. «Девочка на шаре» – одна из ранних его работ, созданных в «розовый» период его творчества. Несмотря на противоположность физического облик гимнастов – могучего атлета и хрупкой девочки – между ними не ощущается разобщённости, наоборот, подчёркнуто их внутреннее единство.
Колорит картины построен на тончайших сочетаниях нежных тонов.

Современный музей

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

В настоящее время экспозиция ГМИИ состоит из более чем 700 тысяч произведений искусства, коллекции слепков с античных статуй, художественных произведений, археологических находок, собрания предметов из Древнего Египта и Древнего Рима.
Действуют несколько филиалов музея.