Государственный Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира

Государственный Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира

Эрмитаж расположен в комплексе Зимнего дворца в центре Санкт-Петербурга. Это музей зарубежного изобразительного и декоративно-прикладного искусства, он занимает первое место среди музеев России.

В настоящее время в музее в 350 залах хранятся более 2 млн. 800 тыс. экспонатов, и их количество постоянно растёт. Среди экспонатов Эрмитажа – только подлинные вещи. 

О названии музея

Государственный Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира

Ф. Рокотов. Портрет Екатерины II (1763). Холст, масло. 139 х 155 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Ermitage в переводе с французского обозначает «место уединения, затворничество». Музей начинался с дворцового флигеля, который задумывался Екатериной II как интимный уголок императорского дворца, предназначенный для отдыха и развлечений. Сейчас это Малый Эрмитаж.

Государственный Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира

Малый Эрмитаж

Государственный Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира

Павильонный зал Малого Эрмитажа
Малый Эрмитаж представляет собой два павильона и две галереи, окружающие Висячий сад, расположенный на крыше первого этажа.

Государственный Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира

Висячий сад
Северный павильон, который прежде назывался Оранжерейным домом, был построен по заказу Екатерины II французским архитектором Ж.Б.М. Валленом-Деламотом, а южный павильон и галереи – архитектором Ю. Фельтеном. Это здание стали называть Большой Эрмитаж (позднее – Старый Эрмитаж). С помощью крытого мостика он соединялся со зданием театра архитектора Дж.Кваренги, построенного на месте старого дворца Петра I. Вскоре вдоль Зимней канавки Кваренги создал повторение знаменитых ватиканских лоджий Рафаэля.

Начало коллекции

Первые 225 картин голландских и фламандских художников, которые приобрела Екатерина II, были размещены именно здесь, в Малом Эрмитаже. Отсюда в 1764 г. и начался Эрмитаж.
Россия, как и другие страны Европы, была увлечена идеями Просвещения. Интерес к коллекционированию произведений искусства также был всеобщим. Но Екатерина к тому же желала утвердить за собой славу «просвещенной государыни», ценительницы искусств, поэтому она начала усердно и настойчиво коллекционировать произведения искусства. Для неё собирал и закупал произведения искусства даже сам Дени Дидро. В 1769 г. в Дрездене была приобретена для Эрмитажа богатая коллекция саксонского министра графа Брюля, насчитывавшая около 600 картин.

Государственный Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира

Тициан «Бегство в Египет» (1508). Холст, масло. 206 х 336 см
Затем была куплена коллекция живописи барона Кроза (картины итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI-XVIII вв.) и другие богатые коллекции.
В их числе — «Святое Семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, картины Рембрандта, произведения Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, пейзажи Клода Лоррена и работы Ватто.
Покупка коллекций – не единственный способ пополнения собрания, Екатерина заказывала работы Шардену, Гудону, Д. Рейнолдсу, Ф. Буше, Э.М. Фальконе и другим известным мастерам того времени. Она же приобрела библиотеки Вольтера и Дидро. Покупку картин она возвела в ранг важного направления внешней политики. Послы и доверенные лица императрицы обязаны были покупать всё лучшее, что появлялось на аукционах Европы. Важную роль в собирании коллекций Эрмитажа сыграл русский посол во Франции Д.А. Голицын, очень образованный человек. Именно он купил для Эрмитажа в Париже «Возвращение блудного сына» Рембрандта.

Государственный Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира

Рембрандт «Возвращение блудного сына» (1669). Холст, масло. 260 х 203 см
Из коллекции Брюля в 1769 г. было куплено 600 картин великих мастеров. Эти картины очень обогатили коллекцию. Коллекция лорда Уолпола, купленная в Англии в 1779 г., была последней, приобретённой Екатериной II. В эту коллекцию входили знаменитые произведения Ван Дейка, Рубенса, итальянских мастеров.
Эрмитаж пополнялся также коллекциями гравюр и рисунков, античных древностей, произведений декоративно-прикладного искусства, глиптики (драгоценных резных камей), монет, медалей, книг. В результате Екатерина II стала обладательницей одной из лучших коллекций Европы.
В посмертной описи имущества Екатерины в 1796 г. перечисляются 3996 картин.
Со смертью Екатерины II в 1796 г. закончился важный этап формирования коллекций Эрмитажа.
Большое внимание развитию музея уделяли императоры Александр I и Николай I. По распоряжению Александра I в 1812 г. коллекция Эрмитажа была эвакуирована.
Наиболее важным приобретением императора Александра I была покупка коллекции шедевров, принадлежавшей жене Наполеона Бонапарта Жозефине Богарне. Жозефина в качестве подарка отдала Александру I уникальную «камею Гонзага», принадлежавшую в XVI в. одному из известных меценатов эпохи Возрождения – герцогу Гонзага и названную его именем, хотя потом она принадлежала многим другим владельцам. Камея была сделана в Александрии в III в. до н.э. На ней изображён Птолемей и его жена Арсиноя. «Камея Гонзага» – один из самых прославленных шедевров античности.

Государственный Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира

«Камея Гонзага» (III в. до н. э.). Сардоникс, серебро, камея. 15,7 см × 11,8 см

Эрмитаж в XIX веке

В первой половине XIX в. Эрмитаж пополнила большая коллекция римских скульптур, а во второй половине XIX в. – большая коллекция античных памятников: скульптур, ваз, художественных предметов из знаменитой римской коллекции маркиза Кампана. В связи с этим собрание Эрмитажа стало сравнимым с лучшими коллекциями Европы.
В 1865 в Эрмитаж из собрания петербургского архитектора Леонтия Бенуа поступила «Мадонна Литта», а в 1914 г. – «Мадонна Бенуа» кисти Леонардо да Винчи.

Государственный Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира

Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» (1490-1491). Холст (переведена с дерева), темпера. 42 × 33 см
Во второй половине XIX в. Эрмитаж приобрёл и другие шедевры: «Мадонну Конестабиле» Рафаэля, 6 картин Тициана, богатейшая коллекция прикладного искусства Средних веков и эпохи Возрождения, коллекцию оружия из Царскосельского Арсенала, собрание старинного серебра, фарфора и др.

Эрмитаж в XX веке

Во время штурма Зимнего дворца коллекции Нового Эрмитажа не пострадали: по распоряжению А. Керенского в сентябре 1917 г. они были перевезены в Москву, где хранились до 1922 г. Затем (с трудом) были возвращены в Эрмитаж.
В послереволюционные годы в Эрмитаж стали поступать национализированные частные собрания: богатые коллекции Строгановых, Шереметьевых, Юсуповых, Шуваловых и др. В Эрмитаж были переданы коллекции Конюшенного музея, где хранились старинные экипажи и др ценные экспонаты – коллекции музея в послереволюционные годы возросли более чем в 4 раза.
Эрмитажу были переданы здания Зимнего дворца, Малый и Старый Эрмитаж, театр и лоджии Рафаэля. Были открыты новые отделы: Востока (1920), отдел первобытной культуры (1931), русской культуры (1948).
В годы Великой Отечественной войны и блокады коллекции Эрмитажа были эвакуированы в Свердловск (возвращены в 1945 г.). Во время войны здания музея сохранились, но им был нанесён ущерб в результате обстрелов.

Государственный Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира

Парадный вход Нового Эрмитажа
До середины XIX в. Эрмитаж не был общедоступным – вход туда был по билетам, выданным придворной конторой. В 1839-1852 гг. по проекту баварского архитектора Лео фон Кленце было построено новое здание музея, примыкавшее к зданиям Старого и Малого Эрмитажа, – Новый Эрмитаж. Он предназначался для широкой публики, и до 1925 г. только Новый Эрмитаж был музеем.

Государственный Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира

Портик с атлантами Нового Эрмитажа
Залы русского искусства представляли знаменитые картины К. Брюллова, Ф. Бруни, А. Иванова, И. Айвазовского и др. При образовании Николаем I Русского музея в 1898 г. картины русской живописи были перенесены туда.
В 1948 г. после закрытия Музея нового западного искусства его культурное наследие было перераспределено между музеями Петербурга и Москвы – так в Эрмитаж попали части московских собраний С. Щукина и И. Морозова с импрессионистами Сезанном, ван Гогом, Матиссом, Пикассо и др.
Но вместе с приобретениями в этот период были и потери: бриллиантовая комната Зимнего дворца была переведена в московский Кремль, часть собрания живописи старых мастеров была передана в московский Музей изобразительных искусств.
По окончании Второй мировой войны в Эрмитаж стало поступать трофейное искусство из музеев Берлина (например, Пергамский алтарь и ряд экспонатов Египетского музея). Некоторые экспонаты были возвращены.

Современный Эрмитаж

В настоящее время музейный комплекс Эрмитажа составляют 5 зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной: Зимний дворец архитектора Б. Ф. Растрелли; Малый Эрмитаж архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, Ю. М. Фельтена, В. П. Стасова. В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад; Большой Эрмитаж архитектора Ю. М. Фельтена; Новый Эрмитаж архитекторов Лео фон Кленце, В. П. Стасова, Н. Е. Ефимова; Эрмитажный театр архитектора Дж. Кваренги, служебные постройки.
Коллекция музея насчитывает около 3 млн произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего века.

В Эрмитаже 6 разделов:

первобытной культуры
античного мира
культуры народов Востока
истории русской культуры
нумизматики
западноевропейского искусства.

В музее лучшее за пределами Голландии собрание картин Рембрандта (26 картин), 42 картины П.П. Рубенса, 2 картины Леонардо да Винчи, 37 картин А. Матисса, 31 картина П. Пикассо и др. ценные экспонаты.

Государственный Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира

П.П. Рубенс «Венера и Адонис» (ок. 1610-1611). Дерево, масло. 83 × 90,5 см

Государственный Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира

Анри Матисс «Музыка» (1910). Холст, масло. 260 × 389 см
В отделе Востока – памятники древнейших цивилизаций: Египта, Шумера, Ассирии, Вавилона, Урарту, есть уникальные (например, собрание «сасанидского серебра» – иранской художественной посуды (III-VII вв.), украшенной изображениями сцен охоты, животных, птиц. Подобной коллекции нет даже в самом Иране.
В отделе первобытной культуры находятся каменные орудия эпохи палеолита, наскальные рисунки, предметы, сделанные из бивня мамонта и др. Особым интересом пользуется коллекция скифских вещей (VIII-III вв. до н.э.), найденных на юге страны в древних могильниках.

Государственный Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира

Золотой сосуд (IV в. до н. э.)
Античный отдел занимает весь первый этаж Нового Эрмитажа: скульптуры, вазы, изделия древних ремесленников.
В отделе русской культуры представлены памятники, отражающие различные этапы развития искусства нашей страны: картины, скульптуры, художественные изделия, экспонаты из «кабинета Петра Великого», уникальные часы в виде яйца, сделанные знаменитым механиком Иваном Кулибиным из Нижнего Новгорода в подарок Екатерине II.

Государственный Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира

Часы Кулибина

Государственный Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира

Меншиковский дворец

Эрмитаж получил дополнительные здания для размещения коллекций: филиалом музея стал Меншиковский дворец на Васильевском острове ( архитекторы Г. Фонтана, Г. Шедель, Д. Трезини, Ж.-Б. Леблон и др.).
В 1999 г. Эрмитажу передано восточное крыло здания Главного штаба на Дворцовой площади (архитектор К. Росси, 1827).
Специальное здание, оборудованное в соответствии с последними техническими достижениями времени, построено в 2003 г. для фондов музея. Но многие экспонаты все еще хранятся в фондах, поэтому устраиваются временные выставки в самом Эрмитаже и в разных городах нашей страны и за рубежом.

Государственный Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира

Современный Эрмитаж – один из наиболее динамично развивающихся музеев мира.