Национальный музей Прадо – один из крупнейших музеев европейского изобразительного искусства

Национальный музей Прадо – один из крупнейших музеев европейского изобразительного искусства

Открытие музея Прадо в Мадриде состоялось 19 ноября 1819 г.

Но история его создания начинается в XVI в.

Национальный музей Прадо – один из крупнейших музеев европейского изобразительного искусства

Главное здание музея

Национальный музей Прадо – один из крупнейших музеев европейского изобразительного искусства

В музее Прадо хранятся живописные произведения европейских художников XII-XIX вв., и именно здесь находится самое большое в мире собрание испанской живописи.

История создания музея Прадо

Обычно правящая элита в любом государстве занималась коллекционированием произведений искусства. Так было и в Испании. Карл V (император Священной Римской империи и король испанский) решил сохранить все произведения искусства, находящиеся при дворе. Они были выставлены в загородном дворце Эль Прадо (дворец получил своё название по местоположению – так назывался парк, где был расположен дворец). Но произведения светского искусства могла видеть только знать, религиозная же живопись была представлена в Эскориале, и туда был разрешён доступ широкой публике. Эскориáл – монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа II.
Коллекция музея Прадо сложилась из трех частей: коллекции испанских королей; произведений, созданных под покровительством церкви и позже перешедшие государству; произведений искусства, полученных в дар, или приобретенных музеем.
В укрупнении коллекции большую роль сыграл король Филипп IV – именно он побуждал скупать ценные предметы искусства.
Строительство современного музея в Мадриде велось по проекту испанского архитектора, представителя классицизма – Хуана де Вильянуэва.

Национальный музей Прадо – один из крупнейших музеев европейского изобразительного искусства

Ф. Гойя. Портрет архитектора Хуана де Вильянуэва

Но сначала это здание строилось для Музея естественной истории. В 1808 г. Наполеон назначил своего брата Жозефа Бонапарта (в Испании его называли Хосе Бонапарте) королем Испании. В течение 4 лет дворец Ретиро вместе с садом, соседними постройками, среди которых уже было нынешнее здание музея Прадо, служил французам в качестве военного лагеря и казарм. Здание сильно пострадало, а коллекция музея была разграблена.
Лишь в 1818 г. дело дошло до восстановления музея, который планировалось создать уже как Музей науки и искусства. Тогда же он получил окончательное название – Музей Прадо.

Открытие музея

Открытие музея Прадо состоялось 19 ноября 1819 г. Большую роль в создании музея сыграла королева Изабелла де Браганса, вторая супруга короля Фердинанда VII. Но она скончалась до официального открытия музея.

Национальный музей Прадо – один из крупнейших музеев европейского изобразительного искусства

Бернардо Лопес и Пикер «Мария Исабель де Браганса, королева Испании, основатель Музея Прадо» (1829)
На момент открытия в фондах музея насчитывалось 1626 картин, но для публики было выставлено только 311, они были размещены в трех залах. Музей был открыт для посетителей только по средам, а в остальные дни сюда могли приходить художники-копиисты, специалисты и те, у кого имелось письменное разрешение.

Расширение коллекции музея 

Постепенно коллекция музея увеличивалась, в основном за счёт собраний разных королевских резиденций. В 1837 г., например, 101 полотно поступило из Эскориала. Из женского бенедиктинского монастыря в музей поступило полотно «Распятие Христово» кисти Веласкеса.

Национальный музей Прадо – один из крупнейших музеев европейского изобразительного искусства

Коллекция раздела «Новые приобретения» постепенно пополнялась благодаря завещаниям, дарениям и покупкам. В роли покупателя выступал или сам музей, или испанское государство, которое затем передавало их в музейное собрание.
В 1936 г. в Испании началась Гражданская война. Музей был закрыт, а картины эвакуированы в Швейцарию. Вновь музей открылся только в 1939, но часть картин осталась в Женеве. Их вернули позже.
В 1981 г. в Музей Прадо прибыла «Герника» Пикассо, а вместе с ней – 63 эскиза и подготовительных рисунка.
Мадридский адвокат и предприниматель Мануэль Вильяэскусе, скончавшийся в 1991 г., завещал музею все свое огромное состояние с условием, что средства пойдут на приобретение первоклассных произведений мирового искусства. Музей Прадо за несколько лет приобрёл на его пожертвования более 200 картин, рисунков и гравюр.

Коллекция музея Прадо

Испанская живопись

Живопись Испании – самая значительная часть коллекции музея. Здесь есть произведения XII в. – фрагменты фресок из церкви Сан Бауделио де Берланга в Сориа «Охота на оленей», «Слон», «Солдат» («Охотник»), «Медведь», «Охота на зайца»); фрагменты из капеллы Санта Круз де Мадеруэло в Сеговии («Маэста», «Апостолы», «Евангелисты». Представлены XV, XVI века, в том числе картины Алонсо Коэльо, Эль Греко.
Творчество Эль Греко (1540-1614) представлено картинами «Поклонение пастухов» (ок. 1605), «Рыцарь с рукой на груди» (ок. 1580), «Благовещение» (ок. 1575), «Коронование Девы Марии» (ок. 1590), «Сошествие Святого духа» (ок. 1600), «Святая Троица» (1577-1579), «Крещение» (1597-1600), «Иоанн Евангелист» (1598-1604), «Вознесение» (1541-1614), «Распятие» (1584-1605).

Национальный музей Прадо – один из крупнейших музеев европейского изобразительного искусства

Эль Греко «Святая Троица (1577-1579. Холст, масло. 300 × 178 см

Национальный музей Прадо – один из крупнейших музеев европейского изобразительного искусства

Эль Греко «Распятие»
Здесь хранятся знаменитые полотна испанских художников XVII в: Франсиско Сурбарана (1598-1664), Бартоломео Эстебана Мурильо (1618-1682).

Национальный музей Прадо – один из крупнейших музеев европейского изобразительного искусства

Франсиско де Сурбаран «Оборона Кадиса» (1634). Холст, масло, 302 x 323 см
Картина посвящена битве испанцев с англичанами 1 ноября 1625 г. Обороной Кадиса руководил старый комендант крепости дон Фернандо Хирон-и-Понсе де Лион – на картине он изображён сидящим в кресле.
Под его началом был лишь небольшой гарнизон, но старый комендант сумел победить и прогнать неприятеля.
Художник поделил полотно на две части: на первом плане – комендант и военачальники-победители, а панорама нашествия изображена мелким планом, и это создаёт ощущение неотвратимости победы.
Картины Диего Веласкеса (1599-1660) составляют главное богатство музея. Их здесь довольно много: «Триумф Вакха» (ок. 1627-1628), «Кузница Вулкана» (ок. 1631), «Эзоп» (1639-1642), «Пряхи» (ок. 1657), «Гермес и Аргус» (ок. 1659), «Менины» (ок. 1656), «Сдача Бреды» (ок. 1634-1635), «Распятие Христа» (ок. 1632), «Поклонение волхвов» (1619), «Инфант дон Карлос» (ок. 1626-1627), «Филипп IV на коне» (ок. 1636), «Изабелла Бурбон на коне» (ок. 1635-1636), «Граф-герцог Оливарес» (ок. 1638), «Кардинал-инфант Фердинанд в охотничьем костюме» (ок. 1632-1636), «Принц Бальтасар Карлос в охотничьем костюме» (ок. 1635-1636), «Портрет Филиппа IV» (ок. 1628).

Национальный музей Прадо – один из крупнейших музеев европейского изобразительного искусства

Д. Веласкес «Пряхи» (ок. 1657)
Франсиско де Гойя (1746-1828) представлен в музее 135 картинами, гравюрами и рисунками.

Национальный музей Прадо – один из крупнейших музеев европейского изобразительного искусства

Франсиско Гойя «Великаны» (1791-1792). Холст, масло. 137 × 104 см
Полотно принадлежит к седьмой серии картонов Гойи, написанной им по заказу Королевской шпалерной мануфактуры для кабинета короля Карла IV в Эскориале. На панно изображена детская игра, где один ребёнок взгромоздился на другого, изображая великанов.
В собрании филиала музея Прадо – Касон дель Буэн Ретиро – экспонируются картины известных испанских художников: Висенте Лопеса (1772-1850), Хосе де Мадрасо (1781-1859), Хосе Апарисио (1773-1838), Карлоса Луиса Риберы (1815-1891), Валериано Домингеса Беккера (1834-1870), Хосе Гутьеррес де ла Веги (1791-1865), Эдуардо Росалеса (1836-1873), Мариа Фортуни (1838-1874), Рамона Марти Альсины (1826-1894), Карлоса де Аэса (1829-1898).

Итальянская живопись

В коллекции музея представлены картины Фра Беато Анджелико (ок. 1395-1455), Андреа Мантенья (1431-1506), Сандро Боттичелли (1445-1510), Рафаэля Санти (1483-1520), Джорджоне (1477/78-1510), Тициана (1488/90-1576), Тинторетто (1518-1594), Веронезе (1528-1588), Караваджо (1571-1610), Алессандро Маньяско (1667-1749), Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770).

Национальный музей Прадо – один из крупнейших музеев европейского изобразительного искусства

Рафаэль Санти «Мадонна с розой» (ок. 1518)
На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, который принимает от Иоанна Крестителя пергамент с надписью «Agnus Dei» (Агнец Божий). Позади – святой Иосиф. На столе лежит роза, которая и дала название картине.

Национальный музей Прадо – один из крупнейших музеев европейского изобразительного искусства

Тициан. Автопортрет (ок. 1566)

Национальный музей Прадо – один из крупнейших музеев европейского изобразительного искусства

Паоло Веронезе «Иисус среди книжников» (1558). Холст, масло. 236 x 430 cм
Проповедующий Христос находится в самой высокой композиционной точке картины, а вокруг Него расположены присутствующие, и каждый из них имеет авторскую психологическую характеристику: один недоверчив, другой насмешлив, третий сверяет сказанное с Писанием ...

Живопись Фландрии

Из почти 700 полотен фламандских художников можно отметить картины Иеронима Босха (1450-1516), Питера Брейгеля Старшего (1528/1530-1569), Питера Пауля Рубенса (1577-1640), Антониса ван Дейка (1599-1641), в коллекции находится одна картина Рембрандта (1606-1669) – «Артемизия» (1634).

Национальный музей Прадо – один из крупнейших музеев европейского изобразительного искусства  Национальный музей Прадо – один из крупнейших музеев европейского изобразительного искусства  Национальный музей Прадо – один из крупнейших музеев европейского изобразительного искусства

И. Босх. Триптих «Поклонение волхвов» (ок. 1510). Дерево, масло. 138 × 138 см
Триптих назван по сюжету центральной части.
Перед хижиной сидит Богоматерь и показывает волхвам (магам) младенца. Волхвы в роскошных одеждах, что является намёком на литургическую службу. За сценой внимательно наблюдают крестьяне и, чтобы лучше видеть, лезут на крышу и карабкаются на деревья. Босх нарушает традицию: шумное и бесцеремонное поведение крестьян контрастирует с величавым достоинством волхвов (указание на то, что иудеи отвергли Христа, а «цари с Востока» (неиудеи) признали в младенце истинного Мессию.
На внутренней стороне створок триптиха изображены Святой Пётр и Святая Агнеса с донаторами (заказчиками произведений изобразительного искусства или архитектурного сооружения).

Национальный музей Прадо – один из крупнейших музеев европейского изобразительного искусства

Рембрандт «Артемизия» (1634). Холст, масло. 142 х 153 см

Живопись Германии

В музее экспонируется более 50 картин немецких художников: произведения Альбрехта Дюрера (1471-1528) – «Автопортрет» (1498), «Портрет неизвестного» (1524), «Адам» (1507), «Ева» (1507); Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553) – «Охота в честь Карла V в замке Торгау» (1544), «Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем» (1536).

Национальный музей Прадо – один из крупнейших музеев европейского изобразительного искусства

Альбрехт Дюрер. Автопортрет (1498). Дерево, масло. 52 × 41 см

Английская живопись

Английская живопись представлена в основном произведениями художников XVIII в. Джошуа Рейнолдса (1723-1792), Томаса Гейсборо (1727-1788).

Французская живопись

Французская живопись представлена шире: это картины Симона Вуэ (1590-1649), Никола Пуссена (1594-1665), Клода Лоррена (Клод Желле) (ок. 1600-1682), Антуана Ватто (1684-1721) – всего более 300 произведений.

Национальный музей Прадо – один из крупнейших музеев европейского изобразительного искусства

Антуан Ватто «Заключение брачного договора» (1710-е годы). Холст, масло
Заключение брачного договора – типичная «галантная сцена» Антуана Ватто. Само событие заключения брачного договора изображено в глубине полотна, где сидят жених и невеста, рядом с составляющим договор и одетым в черное нотариусом.
На переднем плане картины – танцующие люди и музыканты. Все персонажи напоминают фарфоровые статуэтки.