Исаак Левитан «Весна. Большая вода»

  • Печать

Монета Банка России. Серия «Выдающиеся личности России». Художник И.И. Левитан, 150-летие со дня рождения. 2 рубля, реверс

«Имя Левитана стало выразителем особой прелести русского пейзажа» (К. Паустовский).

Душевный мир Левитана, человека и художника, был очень сложен. У него была нелёгкая судьба и очень короткая жизнь – художник умер накануне своего 40-летия.
Он любил Россию и её природу. Свои раздумья он умел выражать по-разному: в одних картинах он показывал красоту родной природы, в других – своё отношение к происходящему в стране. Например, в картине «Владимирка» (1892) только через пейзаж художник смог выразить свои чувства к современной ему России: он показал печально известную дорогу ссыльных и каторжных под низким облачным небом и одну крошечную фигурку странника возле придорожной иконы. И этот пейзаж «рассказал» зрителю больше, чем могла бы рассказать целая статья.

Исаак Левитан «Весна. Большая вода»

И. Левитан «Владимирка» (1892) 

И. Левитан «Весна. Большая вода» (1897)

Исаак Левитан «Весна. Большая вода»

И. Левитан «Весна. Большая вода» (1897) Холст, масло. 64,2х57,5 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Это одно из самых лирических произведений Левитана, наполненное гармонией и светом. Для этого ему понадобились чистые светлые краски, придающие пейзажу прозрачность и хрупкость, свойственные русской весенней природе. Художник поделился со зрителями весенней тихой радостью и верой в будущее, которыми наполняет весеннее воскрешение природы.
Тема «большой воды» давно привлекала внимание художника, ещё во время пребывания на Волге, где он написал несколько пейзажей. К теме весеннего разлива он обратился уже в годы творческой зрелости. В картине «Весна. Большая вода» художник создал поэтический образ весны. Именно в поэзии – главная особенность этой картины. Воздух, нежная голубизна неба, отражённая в водах весеннего разлива, наполняют всё полотно.
Тоненькие берёзки тянутся к небу и тоже отражаются в воде. Окружающий мир как бы удваивается, он заполняет всё пространство картины. Стоящая у берега лодка, едва виднеющиеся вдали амбары создают ощущение присутствия человека, что придаёт картине особую теплоту, делают её близкой сердцу каждого русского человека.
Пейзажные полотна Левитана называют «пейзажами настроения». Они всегда психологически насыщены, выражая жизнь человеческой души.
Восприняв новации импрессионизма, Левитан никогда не считал целью своей работы только созерцание и передачу игры света и цвета, его пейзажи всегда овеяны «мировой тоской», размышлениями о человеке и его месте в окружающем мире.