Художник Константин Коровин

  • Печать

К. Коровин. Фотография 30-х годов

«Живопись Коровина – дерзко-небрежная, грубая – казалась в XIX веке многим просто неумелой. Никто тогда не подозревал, что и живопись, и краски в этих картинах – высокого достоинства, что автор их – настоящий живописец» (А. Бенуа)

Ранняя биография

Константин Алексеевич Коровин родился в 1861 г. в Москве в состоятельной купеческой старообрядческой семье. Отец его получил университетское образование, а мать любила искусство: рисовала акварелью и хорошо играла на арфе. Она и привила детям любовь к живописи: оба брата, Сергей и Константин, стали художниками.
Его дед, Михаил Емельянович, купец первой гильдии, владел «ямским извозом», но отец не унаследовал от него деловых качеств и вскоре разорился, а затем покончил с собой.
В возрасте 14 лет Константин Коровин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где уже учился его старший брат Сергей, а через год перешёл на отделение живописи. Его учителями были А. К. Саврасов и В. Д. Поленов. У Саврасова начинающий художник учился находить в незаметных уголках природы скрытую поэзию и лирику, учился точно схватывать и эмоционально передавать ощущение жизни в пейзаже. В картине «Ранняя весна» (1870) и других работах чувствуется саврасовское ви́дение простого русского пейзажа с его щемящей и неброской красотой.

Художник Константин Коровин

К. Коровин «Ранняя весна» (1870)

Становление художественной личности

Затем он едет в Петербург в Академию художеств, но быстро разочаровывается в методах преподавания и уходит из Академии: «...В этой чудной Академии дух искусства был так мне чужд...». В 1882 г. тяжело больной Саврасов оставил Училище. Видимо, именно это послужило причиной для поступления Коровина в петербургскую Академию художеств. Вернувшись назад в Училище, он попал в мастерскую Поленова, возглавившего после Саврасова пейзажный класс. Поленов также первый рассказал своим ученикам об искусстве импрессионистов. В 1883 г. Коровин создал произведение, которое впоследствии назвали «первой ласточкой» импрессионизма в России – это был «Портрет хористки».

Художник Константин Коровин

К. Коровин «Портрет хористки» (1883)
В этом портрете прежде всего поражает острота цветового ви́дения, такого ещё не было в русской живописи. Черты импрессионизма здесь налицо. До появления этого портрета не было в живописи русских художников произведения, так непосредственно передающего связь человека и окружающей природы во всём богатстве цветовой гаммы.
Но далеко не все приняли новое направление в русской живописи: в 1884 г. Коровин получил звание «неклассного» художника, как и его товарищ по училищу И. Левитан.
Благодаря Поленову, они познакомились с Саввой Ивановичем Мамонтовым и в конце 1884 г. вошли в его кружок. Здесь началась деятельность Коровина как театрального декоратора. К сожалению, почти не сохранилось эскизов декораций художника к постановкам Частной оперы Мамонтова. Он оформлял оперы «Аида» Верди, «Лакме» Делиба, «Кармен» Бизе. О своей работе он писал так: «Художник своими декорациями делает то же, что и певец, окрыляющий своим звуком фразу автора... Его обязанность по отношению к исполнителю – это выделить меру последнего на фоне цвета».
Для участников мамонтовского кружка было характерно увлечение фольклором, это увлечение затронуло и К. Коровина. В 1886 г. он пишет большую картину «Северная идиллия», в которой проявилось влияние В. Васнецова.

Художник Константин Коровин

К. Коровин «Северная идиллия» (1886)
Художник изобразил крестьянок Тульской губернии в национальных платьях. Эта картина как бы продолжает его творчество художника-оформителя спектаклей на русские или сказочные темы.
Пейзаж картины написан тонко, с особым настроением, но фигуры девушек не сливаются с пейзажем, они как бы искусственно поставлены здесь. Но поэзия летней ночи передана очень музыкально.
Париж
С Парижем у Коровина связано очень много. Впервые путешествие во Францию он предпринял в 1887 г. Здесь он знакомится с импрессионизмом и становится его продолжателем в русской живописи. Затем он посещает Париж в 1892 и 1893 гг. и, наконец, переезжает туда навсегда в начале 20-х годов XX в.
«Я был поражён Парижем, когда двадцати шести лет приехал в первый раз сюда», – вспоминает художник. – Пювис де Шаванн – как это красиво! И импрессионисты... – у них я нашёл всё то самое, за что так ругали меня дома, в Москве».

Импрессионизм К. Коровина

Хотя кисти Коровина принадлежат портреты многих его современников, но следует понимать, что художника интересовали не характеристики людей, что свойственно художникам-портретистам, а передача общего настроения, которое фиксируется глазом. Коровин превосходно чувствовал дыхание летнего утра, те ощущения, которые испытывает человек в эти ранние часы, когда дышится легко, полной грудью, или ощущение усталой неги в полдень. Его палитра необыкновенно чиста, краски сверкают, вся картина светоносна и воздушна.
Например, картина «В лодке» является примером импрессионистической композиции.

Художник Константин Коровин

К. Коровин «В лодке» (1888)
К. Коровин изобразил себя и художницу Марию Якунчикову. Лодка стоит по диагонали полотна. Фигуры на ней посажены асимметрично. Благодаря этому создаётся ощущение неустойчивости, медленного покачивания лодки на воде. Пленэрная живопись этого произведения помогает создать обобщённый образ лета.
Чувствуя близость своего искусства к живописи французских импрессионистов, Коровин не повторял их приёмов. В его картинах всё объёмно, отсутствует ощущение мимолётности образа, что было характерно для импрессионистов Франции.
В произведениях, выполненных Коровиным во время путешествия с Саввой Мамонтовым по странам Европы во второй половине 1888 г., это ощущение объёмности продолжается.

Художник Константин Коровин

К. Коровин «Улица во Флоренции в дождь» (1888)
Здесь импрессионистический цвет, воздух и размытость очертаний, которые бывают в дождливую погоду, но ясное ощущение реальности происходящего, чувство любви к жизни и к окружающему миру.

Поездка на Север

В 1894 г. русский предприниматель и меценат С. Мамонтов организовал для К. Коровина и его друга художника В. Серова поездку на север России и в Скандинавию. Результатом этой поездки стали пейзажи «Гавань в Норвегии», «Ручей святого Трифона в Печенге», «Геммерфест. Северное сияние», «Мурманский берег».

Художник Константин Коровин

К. Коровин «Геммерфест. Северное сияние» (1894-1895)
Геммефест (Хаммерфест) – один из самых северных городов Норвегии и всей Европы.
На картине мы видим строгие очертания норвежских домов и лодки, освещённые светом северного сияния. Вода тёмная, холодная, мерцающая, в которой отражаются призрачные столбы света – это создаёт неповторимый образ Гаммерфеста в его своеобразии. Художник даёт зрителю как бы обобщенное представление о северном городе, в котором идёт своя суровая жизнь. Высокие и узкие дома напоминают огромные голые скалы, характерные для скандинавского пейзажа. Они сжимают город. Это впечатление усиливается благодаря вытянутому формату картины, а также ряду вертикалей, составляющих основной ритм полотна.
Север буквально очаровал Коровина, в восторге он говорил Серову: «Какой чудесный край, Север Дикий! И ни капли злобы здесь нет от людей. И какой тут быт, подумай, и какая красота!.. я бы хотел остаться здесь навсегда».
Коровин много и увлеченно работал. Но если в работах, привезенных из Франции, Коровин выдвигал на первое место чисто импрессионистические проблемы (передачу воздушной среды в определенный момент времени), то в произведениях, написанных на Севере, созданные образы более монументальны.

Художник Константин Коровин

К. Коровин «Зима в Лапландии» (1894)
Эту картину лично приобрёл для своей галереи П.М. Третьяков. В ней очень явственно передано ощущение суровости полярной ночи.
Картина очень скупа по содержанию: на берегу (залива? реки?) находится посёлок, состоящий из трёх изб, погружённых в холодную свинцовую синеву полярной ночи. Передний план оставлен пустым, и это придаёт картине величие и ощущение торжественности.
Преобладание серо-голубых оттенков, не оживлённых никаким цветом, подчёркивает суровость природы. Всё исполнено молчанием суровой, скованной морозом природы. Снег написан широкими мазками, зритель ощущает его рыхлость. Туман изображён лёгкими прикосновениями кисти.

Расцвет творчества художника

Особенно интенсивной в 90-е годы была театральная деятельность Коровина в Частной опере Мамонтова. Его привлекало оформление спектаклей со сказочным сюжетом. Сказка давала наибольший толчок фантазии мастера. И эта фантазия претворялась в необыкновенно декоративные красочные фейерверки, на которые похожи театральные работы Коровина. Именно декорации Коровина были признаны более, чем его картины. Но позже он и Ф. Шаляпин перешли в Императорский театр, чего не мог простить им Мамонтов до конца своей жизни. Конечно, Императорские театры давали больше возможностей для воплощения тех новых идей, которые Коровин реализовал в театрально-декорационном искусстве, а Шаляпин – в пении. Коровин был автором декораций к операм «Садко» (1897, Частная опера С.И. Мамонтова) и «Золотой петушок» (1909) Н. Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» (1904) М. Глинки, «Русалка» А. Даргомыжского (1900), , «Хованщина» (1910) М. Мусоргского, балетов «Конек-Горбунок» (1901) Ц. Пуни, «Золотая рыбка» (1903) Л. Минкуса и др.

Художник Константин Коровин

К. Коровин «Красная площадь в Москве» (1910). Эскиз декорации I акта для постановки оперы М. Мусоргского «Хованщина»

После революции

Революционные события нарушили душевное равновесие художника. И хотя его избрали в апреле 1917 г. в Комиссию художников при Комиссаре над бывшим министерством императорского двора, а в 1918 г. он вошел в состав Отдела пластических искусств, комиссии по охране памятников искусства и старины при Совете рабочих и крестьянских депутатов, одновременно став членом коллегии художников театра, это всё его тяготило.
«Боже, как надоела политика!» – вздыхает он в одном из писем. Сложная обстановка сложилась и в Училище живописи, ваяния и зодчества, которое вместе со Строгановским училищем реорганизовалось в Свободные художественные мастерские.
Коровин избран на должность руководителя мастерской. Но со стороны левых художников он подвергался жестоким нападкам как представитель буржуазного искусства. Особенно усердствовали в этом деле Владимир Маяковский и Давид Штеренберг. И в конце 1919 г., ссылаясь на болезнь сердца, Коровин отказался от преподавания.
Но работу в театре и в станковой живописи он не прекращал. Удачными были его оформления опер «Зигфрид» Р. Вагнера (1918), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1920) и «Млада» (1917) Н. Римского-Корсакова.
Но как только появлялась возможность, он уезжал из Москвы в отдалённые места, где можно было спокойно работать.
Жить становилось всё труднее. Его беспокоили здоровье и судьба сына Алексея, художника, который в детстве, попав под трамвай, лишился ног. И К. Коровин принимает решение уехать из России навсегда.

В эмиграции

В Париже К. Коровин продолжал работать в различных жанрах, в том числе писал натюрморты, портреты, пейзажи, а также картины на заказ.

Художник Константин Коровин

К. Коровин «Автопортрет» (1938)
Это одна из последних работ художника и последний автопортрет. Его отличает глубокий и пристальный взгляд в мир и в самого себя. Точность и уверенность кисти скрывают от зрителя тот факт, что портрет был написан уже тяжело больным человеком.
Лишения и страдания, перенесённые К. Коровиным, сказываются в настороженности взгляда, а в самом лице проступает рембрандтовская глубина.
В следующем, 1939 г., Константин Коровин внезапно скончался на улице от сердечного приступа.
Константин Коровин был не только выдающимся художником, но и талантливым писателем, оставившим рассказы и воспоминания о своей жизни, друзьях, творчестве и путешествиях. Друзья Коровина, впервые прочитавшие его заметки, были восхищены простым, добрым и метким языком художника. Сейчас воспоминания Коровина вошли в число лучших литературных опытов русских художников XIX в.
А ещё Константин Коровин очень умел дружить, лучшими его друзьями были художники И. Левитан, В. Серов и М. Врубель. Дружеские отношения связывали его со многими современниками, в том числе с Ф. Шаляпиным, С. Мамонтовым.

Художник Константин Коровин

Ф.И. Шаляпин у К.А. Коровина в его парижской мастерской. 1930 г.