Михаил Врубель: жизнь и творчество

М. Врубель. Царевна-лебедь

Михаил Врубель создал более 200 произведений: портретов, живописных картин, декоративных панно, иллюстраций, эскизов театральных декораций, скульптур, проектов зданий.

Начало биографии

Михаил Врубель: жизнь и творчество

М. Врубель. Автопортрет (1904). Бумага грунтованная, наклеенная на картон, уголь, сангина. 35,5 x 29,5. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 г. в Омске в семье военного юриста, офицера. В возрасте 3 лет лишился матери, воспитывала его мачеха, которая относилась к нему с любовью. Раннее детство будущего художника прошло в постоянных переездах в связи со службой отца: Астрахань, Петербург, Саратов, Одесса и снова Петербург. Здесь ещё ребёнком Врубель стал посещать рисовальную школу, бывал в Эрмитаже, а с 7 лет стал заниматься в школе Общества поощрения художеств. В 1879 г. окончил юридический факультет Петербургского университета и стал посещать вечерние классы Академии художеств.
К этому времени он уже утвердился в своём призвании: искусство. В 1880 г. поступил в Академию художеств в класс П.П. Чистякова вместе с В. Серовым. Уроки акварели брал у И.Е. Репина.

Творчество

Первые академические работы Врубеля уже отличались оригинальностью замысла и талантливой трактовкой: «Введение во храм», «Пирующие римляне».

Михаил Врубель: жизнь и творчество

М. Врубель «Пирующие римляне» (1883). Карандаш, акварель. Государственный Русский музей (Петербург)
Это небольшая графическая работа в виде наброска, которая отображает его размышления о жизни римлян эпохи античности. На ней запечатлена сцена отдыха римских привилегированных граждан-патрициев, представителей высшего сословия. Они музицируют, пьют вино и общаются.
Его преподаватель П.П. Чистяков отмечал у начинающего художника феноменальную зрительную точность, которая улавливала и затем удерживала в памяти тончайшие изгибы формы, что придавало его работам особую неповторимую орнаментальность.
Уже в Академии художеств Врубель интересовался философскими темами, его привлекали сильные и трагические личности, их мятежный дух. Рассмотрим два варианта картины «Гамлет и Офелия».

Михаил Врубель: жизнь и творчество

М. Врубель «Гамлет и Офелия» (1884).
Здесь ещё не найдены ни внутренняя концепция, ни средства живописи, всё это будет во втором варианте.
Для Гамлета позировал В. Серов, для Офелии – М. Симонович

Михаил Врубель: жизнь и творчество

М. Врубель «Гамлет и Офелия» (1888). Картон, масло. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
В это время тема Демона уже жила в тайниках души Врубеля, поэтому Гамлет внутренне связан с Демоном. Гамлет на картине изображён рефлектирующим интеллектом, а Офелия – безмятежной и чистой. Её облик, как и облик самой натурщицы, «манит тихим пристанищем», по словам самого художника.

Киев

В апреле 1884 г. академик А. Прахов пригласил Врубеля на реставрацию Кирилловской церкви под Киевом, и тот покидает Академию. Он обновил более 100 фрагментов древних фресок и создал 4 новые композиции на месте утраченных. Его посылают в Венецию для изучения творчества итальянских мастеров XV в. и написания иконостасных образов, где он пробыл около полугода, изучая знаменитые мозаики собора Сан Марко и полотна прославленных художников-венецианцев Возрождения. Лучшая его работа того периода – икона «Богоматерь» для иконостаса Кирилловской церкви в Киеве.

Михаил Врубель: жизнь и творчество

М. Врубель «Богоматерь» (1885). 202 х 87 см. Кирилловская церковь (Киев)
Мы видим женственно-нежный и вместе с тем печальный образ матери, предчувствующей трагическую участь сына.
Эта работа принесла Врубелю известность. Несмотря на то, что образ выполнен согласно всем канонам православной иконографии, искусствоведы и художники отмечают его выразительность и необычность. Лики Богородицы и младенца Христа были им списаны с жены и младшей дочери искусствоведа А.В. Прахова.
В этот же период, после венецианской поездки, у Врубеля появились его знаменитые синие, лиловые, золотые, темно-вишневые, мутно-розовые, голубые тона, игра самоцветных кристаллов в его живописи: акварели «Восточная сказка» (1886), «Девочка на фоне персидского ковра» (1886), акварельные натюрморты с цветами.

Михаил Врубель: жизнь и творчество

М. Врубель «Девочка на фоне персидского ковра» (1886). Холст, масло. Музей Русского искусства (Киев)
На картине изображена дочь владельца ссудной кассы в Киеве. Поражает цветистость и душистость восточной поэзии. Это признак салонной эстетики: под красиво ниспадающими в виде балдахина складками и узорами ковра красивая девочка в красивом восточном наряде, обвитая платками с кистями и расписным узором, в жемчугах, перстнях... Красоты слишком много, и это смущает. В таком же стиле созданы картины «Сирень» и «Гадалка».

Михаил Врубель: жизнь и творчество

М. Врубель «Сирень» (1900). Холст, масло. 160 х 177 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
В 1887 г. Врубель создал акварельные эскизы росписей Владимирского собора в Киеве.

Михаил Врубель: жизнь и творчество

М. Врубель «Ангел с кадилом и свечой» (1887). Эскиз. Бумага, картон, акварель, графитный карандаш, лак. Музей Русского искусства (Киев). Из серии эскизов для неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве

Михаил Врубель: жизнь и творчество

М. Врубель «Надгробный плач» (1887). Третий вариант. Бумага, черная акварель, графитный карандаш. Музей Русского искусства (Киев). Из серии эскизов для неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве
Эта картина потрясает силой трагического чувства. Богоматерь с широко открытыми глазами, полными слез, словно окаменела в страдании над гробом сына. Здесь органически соединены гармония и монументальность древнего искусства с экспрессией чувств человека XX в. Врубель создал свою картину в виде примитива, не пытаясь осложнять её элементами современного мироощущения. Не только вера и озарение, но и мучительные сомнения самого художника проступили тут, поэтому неудивительно, что эскизы смутили официальную церковь и остались неосуществленными в большом масштабе, на стене.
Параллельно и одновременно с темой Христа у Врубеля возникал образ его антагониста: известно, что художник в Киеве начал работу над «Демоном» и в живописи, и в скульптуре. Первой попыткой в этой теме был рисунок для юбилейного издания сочинений Лермонтова – «Голова Демона на фоне гор».

Михаил Врубель: жизнь и творчество

М. Врубель «Голова Демона на фоне гор» (1890-1891). Бумага, черная акварель, белила. Музей Русского искусства (Киев). Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»
Затем Врубель ещё дважды (1891-1892, 1894) бывал за границей, посетил Рим, Милан, Париж, Афины.

Москва

Новый и самый плодотворный период творчества Врубеля начинается в Москве, куда он уехал в 1889 г. Здесь он познакомился с членами абрамцевского кружка С.И. Мамонтова: В. Васнецовым, И. Левитаном, К. Коровиным, в него же входил и В. Серов. В Абрамцеве Врубель увлёкся керамикой. С. Мамонтов признавал его талант и всячески стремился создать ему возможность работать: Врубель получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе». Здесь раскрылись его универсальные дарования и возможности. Скульптура, мозаика, витраж, майолика, архитектурные маски, архитектурные проекты, театральные декорации, костюмы – везде он оказывался в своей стихии. Его декоративно-изобразительные мотивы были неисчерпаемы: птицы-сирины, русалки, морские дивы, рыцари, эльфы, цветы, стрекозы... Всё это делалось с учётом особенностей материала и интерьера. Врубель становился одним из творцов русского модерна – нового стиля, который наслаивался на неорусский романтизм мамонтовского кружка.

Михаил Врубель: жизнь и творчество

М. Врубель «Голова Демона» (1894). Майолика. Государственный Русский музей (Петербург)

Михаил Врубель: жизнь и творчество

М. Врубель «Демон». Керамика

Михаил Врубель: жизнь и творчество

М. Врубель. Камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» в доме Бажанова (1908)

Тема Демона

Как мы уже видим, тема Демона преследовала художника. Скорее всего, Демон жил в сокровенных тайниках его души.
В одном из писем к отцу Врубель пишет: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый». Так в 1890 г. появляется картина «Демон сидящий».

Михаил Врубель: жизнь и творчество

М. Врубель «Демон сидящий» (1890). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Демон изображен как будто в оцепенении среди мерцающих самоцветами скал. Пейзаж также окаменел: каменные цветы, каменные облака... В этом Демоне нет ни вызова, ни ненависти – только глубокая печаль, скорее даже великая скорбь.
Сидящий Демон изображен в лучах заката на вершине скалы. У него могучее тело, но в глазах – беспомощность и тоска. Мир вокруг него сказочно красив, но в то же время холоден, создан из камня. В багрово-сизом небе расцветают кристаллы неведомых цветов. Отблески заката мерцают в задумчивых глазах юноши. Он присел отдохнуть после страшного пути, его одолевают тяжкие мысли. Он весь напряжён. Всезнание и бессилие. Холст наполнен тоской и горечью неосуществимого.
Скалы, цветы, фигура написаны по-врубелевски: из отдельных граней и глыб. Удивительно также сочетание холодного и теплого цветов.
В маленьком блике зрачка демона отражены зло и добро, надежда и неверие в неё.
А. Блок писал: «Демон Врубеля – символ нашего времени, ни ночь, ни день, ни мрак, ни свет».
В 1891 г. к юбилейному изданию сочинений Лермонтова под редакцией П. Кончаловского Врубель выполнил иллюстрации, половина из них – к «Демону», другие – к произведениям «Измаил-бей» и «Герой нашего времени».

Женитьба

В 1896 г. неустроенность и бездомность художника, наконец, закончились: он полюбил Надежду Ивановну Забелу – известную певицу, которая пела в Частной опере С. Мамонтова. Она внесла во внутренний мир Врубеля душевный покой. Он создает несколько портретов своей супруги, её образ виден и в некоторых сказочных и мифологических женских персонажах его картин. В те годы он написал целый ряд замечательных портретов: С.И. Мамонтова, Арцыбушевых, а в конце жизни – В.Я. Брюсова. Для каждого портрета он находил особые живописные приемы.

Михаил Врубель: жизнь и творчество

М. Врубель. Портрет Саввы Ивановича Мамонтова (1897). Не окончен. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
С. Мамонтов – покровитель художников, хозяин знаменитого Абрамцева, владелец и организатор знаменитого оперного театра, где пел Федор Шаляпин. Мамонтов обладал чутьем на таланты и умел их привлекать. Абрамцево стало центром притяжения лучших талантов Москвы. На искусство Мамонтов не жалел средств и в конце концов разорился. По характеру он был приветлив, обаятелен, но часто деспотичен и крут.
Мамонтов изображён удобно сидящим в глубоком кресле, подогнув под себя одну ногу, но портрету присущ динамизм: левая рука упирается в подлокотник, словно Мамонтов хочет встать... Выражен в портрете и властный характер Мамонтова., и его пылкий нрав.
Кажется, Врубель уже знает о трагическом будущем этого человека: Мамонтова, этого баловня судьбы, наделенного многочисленными талантами, богатством, властью, вскоре постигнет позор, арест, разорение, после чего он уже не в силах будет оправиться. Его покинут друзья, даже таланты, которые он открыл и выпестовал.
Но этот портрет не был закончен художником.
Летом 1896 г. в Нижнем Новгороде открывалась Всероссийская промышленная и сельскохозяйственная выставка, включавшая художественный отдел. На торцах павильона, где должен был расположиться этот отдел, под выгнутой крышей пустовали большие тимпаны. С.И. Мамонтов заказал Врубелю выполнить для этих тимпанов панно на темы по усмотрению художника. Врубель создал композиции на европейский сюжет («Принцесса Греза») и национальный («Микула Селянинович»). Эти панно были отвергнуты специально присланной из Петербургской Академии художеств комиссией «как нехудожественные». Тогда Мамонтов соорудил специальный павильон для панно Врубеля. Кроме этого, в павильоне были выставлены и другие работы Врубеля. Врубель фактически был представлен в Нижнем Новгороде всесторонне, и его дебют был превращен Мамонтовым в бенефис.

Михаил Врубель: жизнь и творчество

М. Врубель «Принцесса Грёза» (1896). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Драма Э. Ростана «Принцесса Грёза» – о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти. Несмотря на благожелательную оценку критиков, публика отнеслась к работам Врубеля необычайно враждебно.
Журнал «Мир искусства», который стал помещать репродукции картин Врубеля, помог открыть Врубеля для широкой публики. Это было начало известности, но в то же время и обвинений в декадентстве. Особенно нападал на художника В. Стасов.
В Частной опере Мамонтова Врубель сблизился с Н.А. Римским-Корсаковым и принял участие в оформлении опер «Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане».
В Абрамцеве у Врубеля пробудился интерес к народному творчеству, национальным традициям. На эту тему он создаёт несколько картин.

Михаил Врубель: жизнь и творчество

М. Врубель «Богатырь» (1898). Холст, масло. Государственный Русский музей (Петербург)
Художник изобразил Илью Муромца кряжистым, огромным, восседающим на коне-битюге. Широкоплечий, приземистый богатырь глядит зорко и остро, вслушивается чутко, одежда и доспехи у него узорчаты, нарядны – как и сказано об этом в былине.
Но земная мощь героя всё-таки сильно преувеличена.

Михаил Врубель: жизнь и творчество

М. Врубель «Царевна-лебедь» (1900). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Надежда Ивановна Забела-Врубель создала незабываемый образ Царевны-Лебеди в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Этот образ передал в своей картине художник. Он получился музыкальным, особенным: дивным своей свежестью и особенной величавой красотой, свойственной народным сказам.
В картине «Пан» греческий бог превращается в русского лешего.

Михаил Врубель: жизнь и творчество

М. Врубель «Пан» (1899). Холст, масло. 124 × 106 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Начало болезни

Врубель был счастлив в браке, жена его с большим успехом выступала на сцене мамонтовской Частной оперы. Но его всё чаще посещало мрачное лихорадочное возбуждение – это были первые симптомы надвигавшейся душевной болезни. Сестра его жены, Е.И. Ге, отмечала: «Близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно все-таки, так как в речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку». Именно в этот период Врубель снова возвращается к теме Демона и уже всецело ему отдаётся.
В 1899 г. он пишет «Демона летящего».

Михаил Врубель: жизнь и творчество

М. Врубель «Демон летящий» (1899). Холст, масло. 138,5 х 430,5 см. Государственный Русский музей (Петербург)
Образ пронизан предчувствием гибели, обреченности, трагедии. Картина не закончена – Врубелем уже владел другой образ. Фон картины – типичный кавказский пейзаж, и Демон как будто с трудом продвигается по узкому пространству между небом и землёй. Но сама фигура Демона прорисована схематично, трудно уловить её в целом, особенно затемнено лицо.
В 1902 г. была создана последняя картина этой темы – «Демон поверженный».

Михаил Врубель: жизнь и творчество

М. Врубель «Демон поверженный» (1902). Холст, темпера. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Над этой картиной Врубель работал мучительно. А. Бенуа вспоминает, что картина была уже на выставке «Мира искусства», а Врубель всё ещё продолжал переписывать лицо Демона, менял колорит. Изломанная фигура, сорвавшаяся с заоблачных высот, уже повержена физически, но не сломлена морально.
Кроме этой «демонской трилогии» у Врубеля был цикл иллюстраций к поэме М. Лермонтова «Демон».

Михаил Врубель: жизнь и творчество

М. Врубель «Демон летящий». Бумага, черная акварель, белила

Михаил Врубель: жизнь и творчество

М. Врубель «Демон летящий». Бумага, черная акварель, белила
Демон Врубеля и Демон Лермонтова и схожи, и различны. Схожесть в страдании, сомнениях, жажде познания, отверженности и у обоих – отсутствие зла и коварства. Почему у обоих художников была так сильна тяга к этому образу? Может быть, ответ мы найдём в словах А. Блока о Врубеле: «Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением...»

Сын

В 1901 г. у Врубелей родился долгожданный первенец – мальчик Савва. Но прожил ребёнок меньше двух лет.

Михаил Врубель: жизнь и творчество

М. Врубель. Портрет сына (1902). Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш. Государственный Русский музей (Петербург)

Обострение болезни и смерть

Картина «Демон поверженный» ещё висела на выставке, а её автора поместили в московскую психиатрическую лечебницу. На короткое время он выходил из лечебницы и снова возвращался туда. В 1904 г. наступило непродолжительное выздоровление – это был последний период творчества. Врубель написал «Шестикрылого Серафима», по замыслу связанного со стихотворением Пушкина «Пророк».

Михаил Врубель: жизнь и творчество

М. Врубель «Шестикрылый серафим (Азраил)» (1904). Холст, масло. Государственный Русский музей (Петербург)
Ангел в сверкающем радужном оперении продолжает тему Демона, но этот образ отличается цельностью, гармоничностью. Ангел с пламенным взором – покровитель художника и его требовательный судия. Он напоминает о высшей миссии художника: «глаголом жечь сердца людей», будить их души «от мелочей будничного величавыми образами».
В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов своей жены, Н.И. Забелы на фоне березок.

Михаил Врубель: жизнь и творчество

М. Врубель. Портрет Н.И. Забелы-Врубель на фоне березок (1904). Бумага, акварель, пастель, мел, гуашь, черный карандаш, графитный карандаш. Государственный Русский музей (Петербург)
В этот период он рисует больничный быт, портреты врачей, пейзажи. Рисунки эти отличаются меткой наблюдательностью, эмоциональностью.

Михаил Врубель: жизнь и творчество

М. Врубель. Портрет доктора Ф.А. Усольцева (1904). Бумага, карандаш. 33 x 19 см. Частное собрание
Доктор Усольцев, лечивший Врубеля, приложил много сил для того, чтобы Врубель мог полноценно работать в лечебнице, а при любой возможности отпускал его домой. Он писал о Врубеле: «Это был художник-творец всем своим существом, до самых глубоких тайников психической личности. Он творил всегда, можно сказать, непрерывно, и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил».
За несколько лет до смерти Врубель начал работать над портретом В.Я. Брюсова.

Михаил Врубель: жизнь и творчество

М. Врубель. Портрет В.Я. Брюсова (1906). Уголь, сангина, мел. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Портрет не окончен – в 1906 г. художник ослеп. Его перевезли в Петербург, поближе к жене, работавшей в Мариинском театре, и здесь он провёл последние 4 года жизни, медленно угасая. Он стал спокоен, тих и кроток. Его сестра читала ему вслух, жена пела, он это очень любил.
1 апреля 1910 г. в возрасте 54 лет Врубель скончался от воспаления легких. Речь над могилой произнес Александр Блок, в этой речи были и такие слова: «... У Врубеля брезжит иное, как у всех гениев, ибо они не только художники, но уже и пророки. Врубель потрясает нас, ибо в его творчестве мы видим, как синяя ночь медлит и колеблется побеждать, предчувствуя, может быть, свое грядущее поражение».

Заключение

Творчество Михаила Врубеля оказало сильное влияние на русских художников XX в., оно является истоком авангардных поисков русского искусства XX в., но в то же время стои́т особняком. Игорь Грабарь выразил это так: «Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Он в России не имел предшественников, не оставил и последователей».