Пейзаж – главный жанр в творчестве К.Ф. Юона

Пейзаж – главный жанр в творчестве К.Ф. Юона

Главный, но не единственный. Юон был не только мастером пейзажа, но и театральным художником, графиком, портретистом, художником исторического жанра, преподавателем живописи.

Константин Фёдорович Юон (1875-1958) родился в Москве в семье работника страховой компании. Мать его была талантливой пианисткой. Происхождение художника – немецко-швейцарское.
Рисовать начал в детстве. В 1892-1898 гг. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у разных преподавателей: К.А. Савицкого, А.Е. Архипова, Н.А. Касаткина, В.А. Серова.
Некоторое время К. Юон работал в мастерской В. Серова, а затем основал собственную студию и преподавал в ней. Его учениками были А.В. Куприн, В.А. Фаворский, В.И. Мухина, братья Веснины, В.А. Ватагин, Н.Д. Колли, А.В. Грищенко, М.Г. Ройтер, Н. Терпсихоров, Ю.А. Бахрушин.
Входил в состав участников объединения «Мир искусства» (Петербург). В 1903 г. Юон стал одним из организаторов Союза русских художников (Москва).

Пейзаж – главный жанр в творчестве К.Ф. Юона

К. Юон. Автопортрет (1912). Холст, масло. 54 х 36. Государственный Русский музей (Петербург)
Сою́з ру́сских худо́жников – творческое объединение художников России начала XX в. Союз объединял художников передвижнического направления и объединения «Мир искусства». Но сам Юон никогда не примыкал полностью ни к одному из этих объединений и говорил о себе, что находится «между Москвой и Петербургом». Художник оберегал свое творческое я от «калейдоскопа противоречивых влияний».
С 1907 г. Юон начал работать в области театральной декорации. Он занимался оформлением постановки оперы «Борис Годунов» в Париже, в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева, а затем и других постановок.

Пейзаж – главный жанр в творчестве К.Ф. Юона

К. Юон. Эскиз к опере Мусоргского «Борис Годунов». II акт. Терем царя Бориса. Картон, гуашь. 63,5 х 83,5. Государственный Центральный Театральный музей 

Творчество К. Юона

До революции основной темой творчества Юона были пейзажи русских городов (Москвы, Сергиева Посада, Нижнего Новгорода и др.) с широкой перспективой, а также изображение церквей.
Особое место в жизни и творчестве художника занимало подмосковное село Лигачево.

Лигачёвский цикл картин

Пейзаж – главный жанр в творчестве К.Ф. Юона

К. Юон. Портрет К.А. Юон, жены художника (1924). Xолст, масло. 50 х 55 см. Собрание О.И. Юона (Москва)
Село Лигачёво в Московской области особенно дорого художнику. Здесь он работал с 1908 по 1958 гг., здесь нашёл себе и жену, обычную крестьянскую девушку. Их совместная жизнь была долгой и счастливой. В Лигачёве были написаны картины «Русская зима. Лигачёво», «Волшебница-зима», «Раскрытое окно. Лигачёво», «Приволье. Водопой. Лигачево», «Мельница. Октябрь. Лигачево», «Конец зимы. Полдень. Лигачево». Все эти картины отличаются особым теплом и светлым взглядом на окружающую природу. Если художник изображает лето, то сочными, яркими красками. Полотна его залиты солнечным светом и насыщены воздухом. Если же это зима, то снег так свеж и так ярок, что слепит глаза.

Пейзаж – главный жанр в творчестве К.Ф. Юона

К. Юон «Русская зима. Лигачево» (1947). Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Пейзаж – главный жанр в творчестве К.Ф. Юона

К. Юон «Приволье. Водопой (Лигачево)», 1917. Холст, масло. 78 x 119 см. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва

Пейзаж – главный жанр в творчестве К.Ф. Юона

К. Юон «Мельница. Октябрь. Лигачево» (1913). Холст, масло. 60 x 81 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Пейзаж – главный жанр в творчестве К.Ф. Юона

К. Юон «Конец зимы. Полдень. Лигачево» (1929). Холст, масло. 89 x 112 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
С 1925 г. Юон предпочитает «чистому» пейзажу новые композиции с персонажами на фоне пейзажных зарисовок: лыжников, групп людей, животных и т.д. Всё на картине освещено яркими лучами весеннего солнца. Снег уже рыхлый, проваливается, но ещё можно кататься на лыжах. У дома со склона катаются на лыжах подростки, хлопочут куры – картина очень «домашняя», тёплая по настроению и очень реалистичная.
Художник умел находить нужные краски и оттенки цвета для изображения снега – их у него множество. Но, глядя на картину, понимаешь, что снег именно белый. Применяя в своей работе принципы импрессионизма, Юон всё-таки оставался на позициях реализма. В его картинах авторское начало звучит определённо и сильно.

Пейзаж – главный жанр в творчестве К.Ф. Юона

К. Юон Константин «Раскрытое окно. Лигачево» (1947). Холст, масло. 114 х 131 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Уже ранние картины Юона привлекали внимание зрителей и получали благосклонные оценки критиков. И далее его творчество имело счастливую судьбу.
У К. Юона много полотен с изображением церквей, монастырей в различное время года. Одной из самых известных картин художника является картина «Купола и ласточки».

Пейзаж – главный жанр в творчестве К.Ф. Юона

К. Юон «Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры» (1921). Холст, масло. 71 x 89 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Этот панорамный пейзаж написан с колокольни собора ясным летним вечером, на закате. На переднем плане зритель видит сияющие купола, освещённые солнцем. Картина наполнена тихой радостью и умиротворённостью. И это вопреки тому, что в это время в стране был разгар борьбы с религией.
Другие картины художника этой же тематики:

Пейзаж – главный жанр в творчестве К.Ф. Юона

К. Юон «Троице-Сергиева Лавра. Зимой» (1920-е гг.)
Художник имел особый дар нового взгляда на древнерусскую архитектуру. На его картинах древнерусское зодчество и архитектурные ансамбли как будто возрождаются из небытия. Он показывает людям, какая красота и нравственная сила таятся в них.

Пейзаж – главный жанр в творчестве К.Ф. Юона

К. Юон «Праздничный день» (1903). Картон, темпера. 95,5 x 70 см. Государственный Русский музей (Петербург)

Пейзаж – главный жанр в творчестве К.Ф. Юона

К. Юон «Вид Троицкой лавры» (1916). Бумага, акварель, белила. 22,5 x 30. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Пейзаж – главный жанр в творчестве К.Ф. Юона

К. Юон «У Псковского собора» (1917). Бумага на картоне, гуашь. 30,3 x 22,9 см. Музей-квартира Бродского
Пейзажный жанр в творчестве Юона сохранился на протяжении всей его жизни. После революции пейзаж дополнился темой индустриализации.

Пейзаж – главный жанр в творчестве К.Ф. Юона

К. Юон «Утро индустриальной Москвы» (1949). Холст, масло. 136 x 185 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Жанр фантастики в творчестве К. Юона

Пейзаж – главный жанр в творчестве К.Ф. Юона

К. Юон «Новая планета» (1921). Картон, темпера. 71 x 101. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Это не совсем типичное живописное произведение для начала ХХ в. и для творчества художника. Её толкование и до настоящего времени весьма противоречиво и вызывает много вопросов. Новая планета – это благо для человечества или его гибель? Что означает само название «Новая планета» - это аллегория или действительно космическое явление? Мы видим на картине гибель людей, спешащих к свету, как мотыльки спешат к огню пламени и гибнут в нём, или они приветствуют зарю новой жизни (революцию)? Каждый зритель может сам создать свою интерпретацию картины, не отталкиваясь (или, наоборот, отталкиваясь) от даты её создания – 1921 г. Ведь с этого времени не только Россия, но и весь мир вступил в эпоху грандиозных перемен.
Новые государства, как и все живое, рождаются в огне, крови и боли, а люди обычно являются участниками драматических событий, и их отношение к этим событиям чаще всего противоречиво: одни радуются им, другие проклинают их.
Возможно также, что эта картина – лишь одна из декораций, созданных художником для какого-то спектакля.
К фантастическому жанру относится также другая картина К. Юона – «Люди».

Пейзаж – главный жанр в творчестве К.Ф. Юона

К. Юон «Люди» (1923)
Люди созидают новый мир. Их много, и ими кто-то управляет. Люди верят, что строят новое общество и что всё в нём будет на благо человечеству.

Пейзаж – главный жанр в творчестве К.Ф. Юона

К. Юон «Люди будущего» (1929). Холст на фанере, масло. 66,5 х 100. Тверской областной художественный музей

Портреты К. Юона

Пейзаж – главный жанр в творчестве К.Ф. Юона

К. Юон. Автопортрет (1953). Холст, масло. 110 х 75 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Пейзаж – главный жанр в творчестве К.Ф. Юона

К. Юон. Портрет Бори Юона, сына художника (1912). 87,7 х 69,8 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Пейзаж – главный жанр в творчестве К.Ф. Юона

К. Юон «Комсомолки» (1926). Холст, масло. 52 х 67 см. Центральный музей революции (Москва)

Пейзаж – главный жанр в творчестве К.Ф. Юона

К. Юон. Портрет мальчика Олега Юона, внука художника (1929). Xолст, масло. 31 х 25 см. Собрание О.И. Юона

Пейзаж – главный жанр в творчестве К.Ф. Юона

К. Юон. Портрет народной артистки СССР Е.Д. Турчаниновой (1945). Xолст, масло. 100 х 85 см. Музей Малого театра
Константин Юон был светлым человеком и таким же художником. Что бы он ни рисовал, всё проникнуто теплом его души, в том числе и картины, созданные в социалистический период.

Пейзаж – главный жанр в творчестве К.Ф. Юона

К. Юон. Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года (1949). Холст, масло. 84 x 116 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)