А.С. Голубкина – мастер психологического скульптурного портрета

  • Печать

А.С. Голубкина – мастер психологического скульптурного портрета

Скульптурный портрет, как и живописный, призван запечатлеть образ конкретного человека с его неповторимыми личными чертами и внутренним миром.

Обычно создают портреты выдающихся людей, чтобы увековечить их славу, но и портрет никому не известного человека всегда интересен и сам по себе, и теми художественными приёмами, которыми пользовался скульптор или живописец при его создании.
Любой портрет всегда отражает своё время, поэтому мы погружаемся в историю, когда узнаём о жизни или деятельности тех людей, образ которых предстал перед нами в портрете. «Хороший бюст равносилен целой биографии», - писал великий скульптор Огюст Роден. Критики ещё при жизни Голубкиной отмечали, что её искусство «обрело почти портретное сходство с эпохой».
А. Голубкина в скульптуре считается одним из самых выдающихся отечественных портретистов. Она была и первой русской женщиной скульптором.
Творчество А.С. Голубкиной относится к первой половине XX в., она стала одним из первых скульпторов, создавших в своих произведениях образ людей труда. Ей было близко импрессионистическое мировосприятие, в созданных ею скульптурных портретах можно почувствовать её личный духовный склад. 

Скульптурные работы А.С. Голубкиной

А.С. Голубкина – мастер психологического скульптурного портрета

А. Голубкина «Старость» (1898).

Для этой скульптуры Голубкина использовала позу «Мыслителя» Родена.

А.С. Голубкина – мастер психологического скульптурного портрета

Огюст Роден «Мыслитель» (1880-1882). Бронза. Высота 181 см. Музей Родена (Париж)
Летом 1895 г. Голубкина посещала в Париже частную Академию Коларосси, а в 1897 г. стала ассистенткой Огюста Родена, выполняя некоторые детали его скульптур. Аллегорическая фигура Родена «Мыслитель» олицетворяет образ творца или просто человека, который воспринимает жизнь во всей сложности и противоречивости и пытается осмыслить её.
Похожие чувства вызывает и фигура Голубкиной, созданная под влиянием Родена. Приходит время, когда человеку необходимо осознать свою жизнь и его место в ней. Часто таким временем является старость. Погружённая в размышления пожилая женщина становится мыслителем. Голубкина подчеркнула своё понимание старости: старость не столько разрушение, сколько естественный закономерный итог всей человеческой жизни».

А.С. Голубкина – мастер психологического скульптурного портрета

А. Голубкина. Рельеф «Пловец» (1903, гипс тонированный). 2,5 х 2,7 м. Фасад Московского Художественного театра (Москва)
Данная работа не является портретом, но это первая крупная работа скульптора, поэтому мы скажем несколько слов об этом рельефе. Работа выполнена по заказу Саввы Морозова с одобрения Станиславского. Созданный скульптурный образ отражал направление в творческих поисках Художественного театра: поднимающаяся волна, борющийся с ней человек и летящий над ним буревестник.

А.С. Голубкина – мастер психологического скульптурного портрета

Общий вид входа в театр
В дальнейшем Голубкина продолжала эту образную концепцию: жизнь человеческого духа в его сложном взаимоотношении с окружающим миром, борьба светлых порывов и его темных начал.
При дневном свете создаётся ощущение движения волн, вспученности пены на их поверхности. Это впечатление создаётся благодаря особым приёмам лепки, свойственных скульптору: порывистых, стремительных.

А.С. Голубкина – мастер психологического скульптурного портрета

А. Голубкина. Портрет М.Ю. Лермонтова (1900). Гипс тонированный. 63 х 59 х 4 см
Портрет вылеплен из пластичного гипса, и в облике писателя зритель видит ту особую нервность, которая была ему присуща. Это впечатление усиливают и следы страстных пальцев автора на застывшей мягкой поверхности.
Голубкина лепила свои портреты из глины, т.к это был самый податливый материал. А когда переводила их в дерево или камень, то и эти материалы становились податливыми в её руках.
А. Голубкина создала целую галерею образов философов и писателей Серебряного века: Вячеслава Иванова, Владимира Эрна, Алексея Толстого. Все эти работы выполнены в динамической пластической форме, с изображением «пропорций духа».

А.С. Голубкина – мастер психологического скульптурного портрета

А. Голубкина. Портрет А.Н. Толстого (1911)
Бюст Алексея Николаевича Толстого – один из лучших портретов скульптора. Голубкина воссоздала образ ещё сравнительно молодого в те годы писателя. В нём виден внутренний интеллект, а также его чувство собственного достоинства и высокая самооценка. Лицо холёное, веки полуопущены. Скульптура вырезана из дерева.
А.В. Бакушинский отмечал: «...Дерево помогает Голубкиной найти новый скульптурный язык – простой, островыразительный и сильный. Особенно убедительно сказываются следствия поворота к подлинному материалу при сопоставлении голубкинских эскизов и этюдов в глине с законченными в дереве произведениями. Это – решительный скачок к новому качеству. Импрессионистическая аморфность, недосказанность, иногда чрезмерно подчёркнутая эмоциональность – всё это замещается ясностью, пластической завершённостью формы, реализмом, объективностью формы Таковы, например, голубкинские портреты писателей А. Ремизова и А. Толстого».
Портреты других интеллектуалов: Андрея Белого, Вячеслава Иванова и Алексея Ремизова.

А.С. Голубкина – мастер психологического скульптурного портрета

А. Голубкина. Портрет Вячеслава Иванова (1914). Бронза
Вячеслав Иванов у Голубкиной – лукавый философ, творивший из своей жизни миф. Поэт на портрете схож с тем образом, который он описал в стихотворении «Подстерегателю», посвященному Велимиру Хлебникову:

Измерить верно, взвесить право
Хочу сердца – и в вязкий взор
Я погружаю взор, лукаво
Стеля, как невод, разговор.

Голубкина не соглашалась брать даже очень выгодные заказы, если не могла увлечься внутренним миром героев своих портретов. Многие из них созданы по ее собственному порыву и совершенно безвозмездно.

А.С. Голубкина – мастер психологического скульптурного портрета

А. Голубкина. Портрет А.М. Ремизова (1911). Бюст. Дерево тонированное. 70,5 × 55 × 34 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
В чертах лица писателя А.М. Ремизова скульптор передала душевный надлом, драму. Закругленное движение складок широкой одежды как будто стремится укрыть и приглушить внутренний разлад. Ремизова отличало чрезвычайно яркое и образное восприятие мира. В портрете Ремизова вполне определённо выражены его смятение, мятежность, страстность, отчаяние, колоссальная напряжённость мысли, стремление найти истину.

А.С. Голубкина – мастер психологического скульптурного портрета

А. Голубкина. Портрет Андрея Белого (1907)
Стремительная, внутренне подвижная натура поэта А. Белого выражена динамичной пластической формой. Она точно передает образ поэта-символиста, подчинившего свой дух увлекающей стихии и как бы растворяющегося в ней.

А.С. Голубкина – мастер психологического скульптурного портрета

А. Голубкина. Портрет В.Ф. Эрна (1914). Бюст. Дерево тонированное. 63 × 53 × 39 см
В.Ф. Эрн – русский философ. Урождённый Арефьев. Фамилию «Эрн» получил после усыновления отчимом.

А.С. Голубкина – мастер психологического скульптурного портрета

А. Голубкина. Портрет М. Волошина. Камея, кость. Музей-мастерская А. Голубкиной (Москва)
Последней работой Голубкиной был портрет Л.Н. Толстого, явившийся истинным шедевром мастера. Преждевременная смерть не позволила Голубкиной завершить портрет великого писателя, но даже неоконченный, он производит глубочайшее впечатление, в нём явственно ощущаются «могучий талант скульптора, её взволнованная душа, уверенная сильная рука, вызывающие к жизни образ гениального писателя». В Толстом художница видела гения, титана, охваченного целиком и полностью непокорной стихией мысли.

А.С. Голубкина – мастер психологического скульптурного портрета

А. Голубкина. Портрет Льва Николаевича Толстого (1927). Бронза. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Со Львом Николаевичем Толстым Голубкина встречалась в 1903 г.: она посетила писателя в Хамовниках по приглашению дочери писателя Татьяны Львовны Толстой. Но отношения писателя и скульптора не сложились, т.к. Голубкина резко отрицательно отозвалась о его религиозно-философском учении. Второй встречи по этой причине не произошло. Но о писателе она отзывалась так: «Толстой широк, как море...».
Скульптор создала образ писателя-философа, обладающего сильной внутренней энергетикой, и это выражено живописной манерой лепки, позволяющей передать ощущение движения, игры светотеней, что помогло показать сложность внутреннего состояния Льва Толстого. Ради этого отдельные черты внешности писателя гиберболизированы, но сделано это сознательно. Голубкина считала, что скульптору нужна «смелость не подчиняться неверным по сущности духа пропорциям и отношениям. Выявление идеи сущности (портретируемого) посредством воссоздания главного во всей полноте и игнорирование деталей реальной повседневности, конечно, не есть ложь, а высший реализм».

Анна Семёновна Голубкина (1864-1927)

А.С. Голубкина – мастер психологического скульптурного портрета

Творчество талантливого скульптора А.С. Голубкиной относится к яркому явлению в русском искусстве конца XIX-начала XX в. Она была художником своего времени. Её искусство одухотворенно, иногда страстно и болезненно, но всегда наполнено глубоким содержанием и демократично.
Голубкина – настоящий мастер психологического скульптурного портрета. Её работы отличает удивительная пластическая выразительность. Ее отличительный прием – светотеневая моделировка, с помощью которой она добивалась особой динамики и эмоциональности образа. Ее излюбленный материал – податливая глина. Но она умела использовать специфические особенности каждого материала: мрамору оставляла традиционную гладкость и холодок, дереву – следы резца, обнажающие его природу, бронзе – её пластическую изменчивость.
А.С. Голубкина была замечательным педагогом. Известна ее книга «Ремесло скульптора», предназначенная молодым скульпторам.
Всеобщее признание творчество Голубкиной получило в 1915 г., после персональной выставки.

Из биографии

Анна Семеновна Голубкина родилась в старинном городе Зарайске Рязанской губернии (ныне Московская область), в большой дружной семье. В семье ценили её талант, а она ценила свою семью и всегда при малейшей возможности стремилась в родной город, где получала понимание, поддержку и душевное тепло.
Художественные способности у девочки проявились рано. В детстве она хорошо рисовала и лепила. В возрасте 25 лет Голубкина уехала в Москву для изучения техники обжига посуды и росписи по фарфору. В частной художественной школе на её одаренность обратил внимание известный скульптор и педагог С.М. Волнухин.
Продолжила учёбу девушка в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Её ученические скульптуры часто признавались лучшими. Училась она и в Академии художеств у В.А. Беклемишева – около года, но академические принципы обучения не удовлетворяли её.
Трижды она приезжала во Францию, чтобы совершенствовать своё мастерство у признанных мастеров. В 1897-1899 гг. училась у О. Родена. В Париже приходит к ней первый заслуженный успех. На выставке Весеннего Салона скульптура «Старость» (1898) привлекла внимание прессы, и художница была удостоена медали.

В Париже она также пережила тяжёлую личную драму, которая повлияла на всю её дальнейшую жизнь.
Голубкина была свидетельницей и участницей революций.
Её творчество началось с импрессионизма и символизма, но в конце жизни она пришла к реализму. Её творческое наследие довольно велико.

А.С. Голубкина – мастер психологического скульптурного портрета

А. Голубкина в своей мастерской
Любовь к литературе она пронесла через всю свою жизнь, поэтому её творчество представлено портретами М. Лермонтова, Л. Толстого, А. Островского, А. Толстого, А. Белого, М. Волошина, В. Иванова, А. Ремизова, литератора В. Черткова... Со многими из них скульптор была знакома лично. Есть у неё скульптуры литературных персонажей: горьковской старухи Изергиль, Городничего, Земляники из комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя.
В 1922-1923-х гг. художница выполнила камею с портретом-шаржем на М. Волошина. Волошин так отзывался о её творчестве: «Как мастер, творчество которого является неугасимым горением совести, Голубкина представляет исключительно русское, глубоко национальное явление. Она принадлежит к художникам типа Достоевского и Толстого...»
В последние годы она часто возвращалась на родину. Умерла в Зарайске, где была похоронена на городском кладбище.