Крестьянская тематика в творчестве А.Е. Архипова

Крестьянская тематика в творчестве А.Е. Архипова

Творчество А.Е. Архипова отличается сочной импрессионистической манерой письма, собственным стилем и живописной свободой.

Крестьянская тематика в творчестве А.Е. Архипова

И. Репин. Портрет А.Е. Архипова
Абрам Ефимович Архипов (1862-1930) родился в крестьянской семье в Рязанской губернии и с детства любил рисовать. Живописи учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, его учителями в разное время были В.Г. Перов, В.Д. Поленов, И.М. Прянишников, А.К. Саврасов и В.Е. Маковский. С 1884 по 1886 г. он учился в петербургской Академии художеств в мастерской Б.П. Виллевальде, но не окончил её, т.к. был разочарован академическим преподаванием. Возвратившись в Училище живописи, ваяния и зодчества, возглавил там натурный класс, а с 1898 г. стал преподавателем в звании академика. 

Начало творчества

В 1891 г. А. Архипов стал членом Товарищества передвижных художественных выставок, а свою творческую жизнь начал изображением жизни крестьян. Он не боялся тёмных сторон жизни и старался быть правдивым в своих работах.

Крестьянская тематика в творчестве А.Е. Архипова

А. Архипов «В лавке старьёвщика» («В мастерской масок», 1882)
В этой картине чувствуется влияние В. Перова. Многие полотна художника посвящены людям труда, униженным и оскорблённым, но не потерявшим при этом своего человеческого достоинства, умевшим радоваться самым простым вещам и жить по совести.
На картине Архипова изображена мастерская реставраторов и художник, кропотливо разрисовывающий маску. Вокруг много разнообразных предметов, коробок со старыми вещами, банок с краской. Здесь старые вещи становятся новыми, а это уже творчество. Поэтому мы видим на лице работающего старьёвщика улыбку – он любит свою работу и получает удовольствие от реставрированных им вещей.
На втором плане мы видим еще одну комнату, в которой также работает художник. Обстановка в мастерской говорит о бедности, но не убогости того мира, в котором живут эти люди.

Крестьянская тематика в творчестве А.Е. Архипова

А. Архипов «Деревенский иконописец» (1889). Холст, масло. 29 x 36.4 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Деревенский иконописец также полон творческого вдохновения.

Крестьянская тематика в творчестве А.Е. Архипова

А. Архипов «Прачки» (конец 1890-х). Холст, масло. 91 x 70 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Тяжёлый труд, невыносимые условия, чувство безысходности. Особый акцент – на образе прачки, устало сидящей возле бадьи с бельем. Именно через этот образ раскрывается тема каторжного труда. Прачками обычно становились женщины из деревни, которые приехали в город в надежде найти работу. Но их жизнь, проходящая в тесноте подвального помещения, в чаду и угаре, изнуряет и опустошает человека.
Сцена сама по себе очень выразительна, хотя в ней нет динамики и драматического сюжета.
Цветовая гамма картины состоит из тёмных цветов: серого, пурпурного, сиреневого. Художник передаёт посредством живописи и блеск мокрого пола, и спёртый воздух, пропитанный влагой, и скудное освещение из единственного небольшого окошка, и клубы пара, достигая эффекта почти физического ощущения присутствия в этой прачечной.
Картина существует в двух авторских вариантах.

Крестьянская тематика в творчестве А.Е. Архипова

А. Архипов «Посещение больной» (1887). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Эта картина – также сгусток боли в изображении людского горя, болезни и убогости. Больную женщину пришла проведать её подруга (или родственница). Женщине стало немного лучше, она даже смогла сесть на край своей убогой постели, заправленной одной только соломой. Видно, что она тяжело болела – рядом с постелью не подметённая солома, ведро... Она делится своим горем с пришедшей, а человеку всегда необходимо, чтобы его кто-то выслушал. Может быть, она постепенной пойдёт на поправку...
За эту картину молодого художника наградили большой серебряной медалью и званием классного художника.

Изменение тематики

Когда после смерти В. Перова Архипов перешёл к В. Поленову, живопись его стала светлее и радостнее. Особенно ему удавались пейзажи – в них чувствуется любовь художника к тому миру людей и природы, в котором он жил.

Крестьянская тематика в творчестве А.Е. Архипова

А. Архипов «Сосны на закате»

Крестьянская тематика в творчестве А.Е. Архипова

А. Архипов «Пейзаж» (Этюд со срубом)
В этих картинах, написанных на пленэре, видно влияние В. Поленова, а в «Пейзаже» – влияние импрессионизма. В этом полотне также хорошо сочетаются жанровые и лирические элементы живописи.
Как и в этой картине.

Крестьянская тематика в творчестве А.Е. Архипова

А. Архипов «Утро в деревне. Мост». Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Картина наполнена жизнью, светом и яркими красками.
В 1890-х гг. процесс объединения свойств разных жанров удачно проявился в картинах Архипова «Радоница» (1892), «Лед прошел» (1894-1895) и др.

Крестьянская тематика в творчестве А.Е. Архипова

А. Архипов «Радоница» (Перед обедней), 1892. Холст, масло. 58 x 114 см. Государственный Русский музей (Петербург)
Радоница (родительский день) – весенний праздник поминовения усопших. В этот день на кладбище приходят помянуть родных, близких и знакомых умерших. На картине изображены крестьяне, пришедшие на деревенский погост. Обычно кладбища располагались рядом с церковью или часовней. Одинокий старик на скамейке в горьком раздумье вспоминает что-то из своей жизни. Видимо, он одинок, и не с кем ему поделиться своими воспоминаниями.
Две пожилые женщины рядом – подруги или соседки. Одна внимательно слушает, а другая рассказывает свою горькую семейную историю.
А подальше кружком, прямо на земле, расположилась группа женщин, разложив на платочке скудную снедь, – поминают родных. Перед ними стоит нищая в робкой надежде, что ее тоже чем-нибудь угостят.
Везде люди тихо беседуют, вспоминают, делятся горем. У кого-то горе еще недавнее, живое, острое, а у кого-то боль от утраты уже сглаживается, и можно вспоминать и рассказывать, каким был хорошим, добрым умерший, забывая все плохое, тяжелое.
На Радоницу выдался ясный солнечный весенний день.

Крестьянская тематика в творчестве А.Е. Архипова

А. Архипов «По Оке» (1889). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
По широкой, залитой солнцем реке медленно движется барка-паром. На барке плывут крестьяне со своими скудными пожитками. Началось переселение народов, порожденное разорением, пролетаризацией бедняцкой массы деревни.
Пожилая женщина сидит спиной к зрителю, опершись на руку, она задумалась о неизвестности, которая её ждёт. Рядом лежит её узелок с пожитками. Сзади нее две женщины – одна молодая, румяная, полная надежд на лучшую жизнь в неизвестной дали; рядом с ней сидит женщина постарше, она нетерпеливо вглядывается в даль... Ближе к корме – пожилая женщина в светлом платье и платочке и несколько мужиков. Они рассказывают что-то веселое и воспринимают переезд как приключение, а может быть, таким образом просто скрывают волнение. А на корме мальчишка-подросток уезжает на первые заработки. Он впервые попрощался со своим домом, с друзьями, с родными... Что его ждёт? Вернётся ли он когда-нибудь в родные края?
Картина «По реке Оке» экспонировалась на 18-й выставке передвижников и принесла художнику подлинный успех. Он был принят в Товарищество.
Картины «Посещение больной», «По реке Оке», «Келейник» приобрёл П.М. Третьяков для своей коллекции.

Крестьянская тематика в творчестве А.Е. Архипова

А. Архипов «Келейник» (1891). Холст, масло. 65,4 х 61,5 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Картина пронизана солнцем и добротой.
В 1904 г. Архипов стал одним из основателей «Союза русских художников». Художники этого объединения активно обращались к национальной культуре и истории. Живописная манера Архипова несколько изменилась: художник пришел к широкому, свободному импрессионистическому мазку.

Образ молодой крестьянки

Постепенно для художника основной темой стал образ молодой крестьянки, обычно отмеченный ярким красным цветом.

Крестьянская тематика в творчестве А.Е. Архипова

А. Архипов «Девушка с кувшином» (1927). Холст, масло. 108 x 87 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Образ девушки привлекает своей жизнерадостностью и молодостью. Она одета очень ярко, как будто на праздник. На голове у неё расписная красно-зелёная косынка, завязанная сзади, на шее – пёстрые бусы. Огненный красный цвет является преобладающим на картине.
В одной руке девушка держит глиняный кувшин коричневого цвета, а в другой – синюю большую кружку. Щёки её горят ярким румянцем, а на губах – добродушная улыбка.

Крестьянская тематика в творчестве А.Е. Архипова

А. Архипов «В гостях» (1915). Холст, масло. 105 x 154 см. Государственный Русский музей (Петербург)

Крестьянская тематика в творчестве А.Е. Архипова

А. Архипов «Женщина в красном»

Крестьянская тематика в творчестве А.Е. Архипова

А. Архипов «Молодая женщина»

Путешествия

В 1912 г. Архипов много путешествовал: посетил Францию, Германию и Италию, часто выезжал на русский Север. С темой русского Севера связаны и многочисленные пейзажи Архипова: «Северная деревня» (1902), «Лодочная пристань на Севере» (1903), «На Севере» (1912) и другие.

Крестьянская тематика в творчестве А.Е. Архипова

А. Архипов «Северная деревня. Солнце» (1902). Холст, масло. 82 x 67 см. Государственный Русский музей (Петербург)

Крестьянская тематика в творчестве А.Е. Архипова

А. Архипов «Северная деревня» (1900-1910). Холст, масло. 62,5 x 73,5 см. Чувашский государственный художественный музей (Чебоксары)

Преподавательская деятельность

В 1918-1920 гг. Архипов преподавал в Государственных свободных художественных мастерских, в 1922-1924 гг. – во Вхутемасе. В разное время у него учились Ф.С. Богородский, С.В. Герасимов, Б.В. Иогансон, В.В. Мешков, А.А. Пластов, К.Ф. Юон.
А.Е. Архипов умер в Москве в 1930 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Он не был женат и не имел детей.