Аналитическое искусство Павла Филонова

Павел Филонов. Автопортрет

Есть художники, чьё творчество можно понять, исходя из их биографии или из особенностей художественного стиля, в котором они работали. Но не таков Филонов.

Его работы сложны и не поддаются пониманию до тех пор, пока не поймёшь концепцию творчества и мироощущение этого человека.
У него была необыкновенная способность охватывать взглядом сразу всю Вселенную, но в то же время видеть каждую, самую мельчайшую, её составляющую. Правильно кто-то написал о его творчестве, что Филонов как будто смотрит на мир одновременно и через телескоп, и через микроскоп. Художник разработал свою собственную теорию, которую назвал аналитическим искусством. 

Теория П. Филонова

Принципы аналитического искусства ясно сформулированы П. Филоновым уже в статье «Канон и закон», которую он написал ещё в 1912 г. В чём же суть аналитического искусства и чем оно отличается от искусства, скажем, реалистического?
Во-первых, его метод отталкивается от кубизма, модернистского течения в живописи начала XX в. Кубизм использовал подчеркнуто геометризованные условные формы, чтобы «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы. Истоки кубизма находят в творчестве французского художника Поля Сезанна, затем развитого в творчестве Пабло Пикассо.
Но с 1912 г. в кубизме зарождаются новые ответвления: сезанновский, аналитический и синтетический кубизм.
Во-вторых, Филонов считал, что кубизм слишком ограничен рационализмом, поэтому его необходимо обогатить принципом «органического роста» художественной формы и «сделанности» картин по принципу «от частного к общему», где картина развивается из точки, подобно прорастающему зерну.

Аналитическое искусство Павла Филонова

П. Филонов «Крестьянская семья» (1914). Государственный Русский музей (Петербург)

Школа «Мастеров Аналитического Искусства» (МАИ)

Школа Филонова (МАИ) была создана им в 1925 г. Официально её признали в 1927 г., но в 1928 г. закрыли. В разные годы в состав МАИ входило до 70 художников. Официально МАИ существовала до весны 1932 г., но занятия в мастерской продолжались вплоть до самой смерти Филонова в 1941 г.
Это была одна из самых крупных школ русского авангарда. Из неё вышли многие известные художники: Е. Кибрик, А. Порет, П. Кондратьев и др.
В «Идеологии аналитического искусства» П. Филонов объясняет, чего он ожидает от своих студентов-художников, в том числе и от себя: «Живописная работа – это вид работы, сделанный с максимальной отдачей и аналитической сделанностью.
Единственный профессиональный критерий оценки работы – её сделанность.
В своей профессии художник должен любить всё «сделанное» и ненавидеть всё «не сделанное».
В аналитическом мышлении процесс обучения становится составной частью созидательного процесса.
Чем сильнее художник «работает» над своим интеллектом, тем сильнее воздействие, которое окажет оконченная работа на зрителя.
Каждый мазок кисти, каждый контакт с картиной – это чёткая запись через материю и в материю физического процесса внутри художника и вся работа –это целая запись интеллекта художника, который её пишет.
Искусство – это отражение через материю записи в материи борьбы за форму состояния высшего интеллекта человека.
Сила искусства – визави зрителя, это не только делает его лучшим, но и призывает его становиться лучшим.
Обязанность художников-пролетариев не только создавать картины, которые отвечают сегодняшним требованиям, но также открывать путь интеллекту в обозримое будущее.
Художник-пролетарий должен воздействовать на интеллект своих товарищей пролетариев не только на уровне того, что они могут понять на своей стадии развития.
Работа над содержанием работы – это работа над формой и наоборот.
Чем сильнее выражена форма, тем сильнее выражено содержание.
Форма делается непрерывной линией. Каждая линия должна быть оконченной.
Каждая мелочь должна быть сделана; каждая работа должна быть оконченной.
Думайте упорно и точно над каждой частичкой работы, которую делаете. Каждую частичку делайте непрерывно и точно.
Представьте непрерывно и точно в каждую частичку цвет, который нашли, так, чтобы он входил в эту частичку как тепло входит в тело или так, чтобы цвет был органично связан с формой».

Аналитическое искусство Павла Филонова

П. Филонов «Те, кому нечего терять». Бумага. Государственный Русский музей (Петербург)

«Сделанные картины»

Это был первый манифест аналитического искусства, выпущенный в марте 1914 г. Филоновым и др., полное название которого «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков „Сделанные картины"». Он провозглашал реабилитацию живописи – «сделанных картин и сделанных рисунков», где они противопоставляли себя концепции и методу К. Малевича и других художников русского авангарда.
П. Филонов писал: «Цель наша – работать картины и рисунки, сделанные со всей прелестью упорной работы, так как мы знаем, что самое ценное в картине и рисунке – это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу. ... Относительно живописи мы говорим, что боготворим её, введённую и въевшуюся в картину, и это мы первые открываем новую эру искусства – век сделанных картин и сделанных рисунков, и на нашу родину переносим центр тяжести искусства, на нашу родину, создавшую незабываемо дивные храмы, искусство кустарей и иконы».
В дальнейших своих работах Филонов развивал тезисы своего манифеста: «Упорно и точно рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом».
В 1918 г. в Петрограде состоялась Первая свободная выставка произведений художников всех направлений. Это была грандиозная выставка в Зимнем дворце. Виктор Шкловский (писатель, литературовед, критик) приветствует художника, отмечая «громадный размах, пафос великого мастера». На выставке были представлены работы из цикла «Ввод в мировой расцвет». Две работы: «Мать», 1916 г. и «Победитель города» – были подарены Филоновым государству.

Аналитическое искусство Павла Филонова

П. Филонов «Мать». Акварель, тушь, перо, кисть, карандаш на бумаге. Государственный Русский музей (Петербург)
Художник не принимал идеологии Академии художеств и, пробыв там вольнослушателем 2 года, вышел из неё, надеясь создать свою концепцию творчества, целью которой было достижение систематического знания мира и его человеческого потенциала. Это можно назвать интеллектуальным принципом живописи.
Филонов считал, что, кроме формы и цвета, есть целый мир невидимых явлений, которые постигает «знающий глаз» интуитивно и знанием. Он представлял эти явления «формою изобретаемою», то есть беспредметно.
Художник пытается зрительно воссоздать параллельный природе мир. Эта идея красивая, но вряд ли является реальной. Скорее, это утопия. На деле всё обернулось тем, что постепенно вокруг художника воздвигается стена изоляции и отвержения. Филонов пытается удержаться, создавая группу «мастеров аналитического искусства» (МАИ). Филонов со своими учениками участвует в различных видах художественной деятельности: участвуют в постановке «Ревизора» Гоголя, иллюстрируют финский эпос «Калевала». Художник принципиально не выполняет работы на заказ, хотя живёт очень тяжело, даже голодает. В это время (20-30-е годы XX в.) он создаёт многие свои шедевры: «Формула империализма», «Нарвские ворота», «Животные».

Аналитическое искусство Павла Филонова

П. Филонов «Животные». Масло на картоне. Государственный Русский музей (Петербург)
Его картина «Бегство в Египет» относится к раннему периоду творчества, когда он более примыкал к символизму и тяготел к «вечным темам» бытия. Она изображает библейскую сцену бегства в Египет Иосифа и Девы Марии с младенцем Христом.

Аналитическое искусство Павла Филонова

П. Филонов «Бегство в Египет». Масло на холсте. Частная коллекция
Направление в живописи, основанное П. Филоновым, продолжает оказывать заметное влияние на творческие изыскания многих художников и литераторов новейшего времени.

Аналитическое искусство Павла Филонова

На выставке, посвящённой П. Филонову

Биография художника

Па́вел Никола́евич Фило́нов (1883-1941) - русский, советский художник (художник-исследователь – так он сам официально называл себя), поэт, один из лидеров русского авангарда; основатель и теоретик аналитического искусства – направления живописи и графики первой половины XX в., оказавшего заметное влияние на творческие умонастроения многих художников и литераторов.

Аналитическое искусство Павла Филонова

П. Филонов. Автопортрет
Родился в семье потомственного крестьянина в Москве, отец работал извозчиком, а мать прачкой. Рано лишился матери. Учился в городской приходской школе в Москве, которую окончил с отличием. В 1897 г. с семьёй переехал в Петербург, поступил в живописно-малярные мастерские, после их окончания работал «по малярно-живописному делу». Параллельно посещал вечерние рисовальные классы Общества поощрения художеств, с 1903 г. учился в частной мастерской академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского.
В 1905-1907 гг. Филонов предпринимает путешествие по Волге, Кавказу и посещает Иерусалим.
В 1908 г. его принимают вольнослушателем в школу при Академии художеств, из которой он «добровольно вышел» в 1910 г.
С 1910 г. начинает участвовать в выставках и мероприятиях «Союза молодёжи» и начинает формировать свою художественную концепцию, о которой мы рассказали выше. В начале этого же года он сближается с поэтом В. Хлебниковым (основоположник русского футуризма, поэт и прозаик Серебряного века) – в их творчестве чувствуется явное духовное родство и взаимовлияние.
Участвовал в Первой мировой войне – был направлен на Румынский фронт рядовым 2-го полка Балтийской морской дивизии. Принимает активное участие в революции и занимает должности председателя Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края в Измаиле.
Одна из его последних работ – «Лики».

Аналитическое искусство Павла Филонова

П. Филонов «Лики». Масло на бумаге. Государственный Русский музей (Петербург)
Павел Филонов умер от голода в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 г. Похоронен на Серафимовском кладбище.
Работы Филонова были унаследованы его сёстрами, Марией и Евдокией Филоновыми. Евдокия Николаевна Глебова (Филонова) в 70-х годах XX в. передала своё собрание в дар Государственному Русскому музею.

Аналитическое искусство Павла Филонова

П. Филонов «Портрет Евдокии Глебовой» (сестра художника). Акварель, карандаш на бумаге. Государственный Русский музей (Петербург)