Творчество Татьяны Яблонской

Т. Яблонская. Автопортрет (1945)

Т.Н. Яблонская всю жизнь искала свое «я» в творчестве, а нашла всенародную любовь и признание мастерства.

Татьяна Ниловна Яблонская родилась в Смоленске в 1917 г. Две недели прожила при царе, а затем спокойную жизнь семьи перечеркнула революция. В 1928 г. ее родители, опасаясь доносов, перебрались в Украину и поселились в Луганске. С тех пор судьба Татьяны Яблонской прочно связана с Украиной, ее мотивами, природой, народом.

Творчество Татьяны Яблонской

Т. Яблонская. Автопортрет (1945)
Дар художника достался ей от отца. Его домашние уроки были единственным багажом Татьяны перед поступлением в киевский Художественный институт, однако их с лихвой хватило для зачисления на живописный факультет. Талант и старательность молодой студентки были подмечены преподавателями уже на втором курсе. Ее студенческие работы были отправлены на Всесоюзную художественную выставку, а в 1940 г. произошла первая в истории института персональная выставка студентки Яблонской.
За годы учебы Татьяна научилась вживаться в будущую картину, чувствовать и воплощать ее среду, цвет, детали. Началу работы предшествовало большое количество зарисовок, эскизов, необходимых для раскрытия мельчайших деталей сюжета. Манере «живописать» действительность девушка училась у своего руководителя Федора Кричевского. Живописный язык обладал богатым арсеналом средств для передачи зрителю воздушной среды сюжета, материальности цвета, значения тона и в то же время позволял сохранить цельность живописной поверхности. Именно такую живопись Яблонская считала «настоящей».
Чтобы стать мастером, тонкость восприятия живописных ощущений нужно было закреплять долгой практикой, но этому помешала война. Яблонской пришлось сменить мольберт на сельскохозяйственные и полевые работы. Три года она пасла скот, молотила пшеницу и клала стога. Первой послевоенной работой, которая стала отражением личных военных впечатлений, была картина «Враг приближается». Главная тема полотна – ощущение войны. О ней говорит каждая деталь: колонна беженцев, лица, суровое небо с сизыми облаками. Впервые в этой картине художница использовала прием диагонального построения композиции, который потом будет присутствовать во многих ее полотнах.

Творчество Татьяны Яблонской

Т. Яблонская «Враг приближается» (1945). Холст, масло. 110 x 225 см. Полтавский областной художественный музей (Полтава)

Картина «Враг приближается» была единственной, которую высоко оценили и критики, и правительство, и простые люди. Все последующие ее работы «На Днепре, «Вышли на солнышко», «Книга с картинками», «Крещатик», «В парке» – были признаны критиками незначительными. Попытку Яблонской вернуть людям веру в жизнь, в возможное счастье, показать радость от существования в каждом мгновении критики называли показухой и оскорбительной для голодных, измученных людей попыткой приукрасить действительность.
Яблонскую выручала природная восторженность и любовь к жизни. Она продолжала писать то, что видела, пробовала новые техники и стили, меняла цветовую палитру и манеру письма. На восстановление «чувства живописности» ушло много времени. Картиной, в которой это восстановление удалось наилучшим образом, Яблонская считает полотно «На старте». Свежесть и чистоту зимнего дня, сияние молодых лиц художнице, еще не имеющей творческого опыта, удалось умело передать через краску и поверхность холста. Но и эта работа получила отрицательную оценку и была надолго погребена в запасниках Музея украинского искусства.

Творчество Татьяны Яблонской
Т. Яблонская «На старте» (1947)
Правдой жизни художница считает и следующую свою работу – «Хлеб» (1950). Ни о каком художественном приукрашивании и соблюдении законов живописи Яблонская в момент написания картины не думала. Хотела лишь правдиво изобразить жизнь и передать людям свой восторг от самой жизни. Но сочетание синих юбок, белых платков и теплого зерна само по себе создавало живописную картину. Энергия, красота, здоровье счастливых крестьянок, собирающих зерно, отсутствие отрицательных персонажей, сплоченный коллектив – создавали ощущение, что до полного счастья осталось совсем чуть-чуть. Картина «Хлеб» стала гимном труду и достатку народа и принесла Яблонской всесоюзную славу и Сталинскую премию.

Творчество Татьяны Яблонской

Т. Яблонская «Хлеб» (1949). Холст, масло. 201 × 370 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 г. в Брюсселе, она экспонировалась на многих крупных международных выставках.
В работе над полотном художница использовала наброски, сделанные летом 1948 г. в одном из наиболее благополучных колхозов Украины – колхозе имени В.И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области. Она была восхищена масштабами сельскохозяйственных работ и людьми, которые там трудились. Произведение было задумано и создано художницей как «обобщённый образ радостной, свободной творческой работы».

Творчество Татьяны Яблонской

Т. Яблонская «Утро» (1954). Холст, масло. 169 × 110 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
На картине изображена девочка, делающая утреннюю зарядку (художница изобразила старшую дочь Елену в своей киевской квартире) у ещё не заправленной постели. Передана радостная атмосфера утра, льющийся в окно солнечный свет. В изображённой девочке выражена непосредственность ребёнка, ясность и свежесть восприятия мира.
Обе двери на балкон распахнуты настежь. Дочь художницы Елена, которая позировала для картины, уточняла, что она запечатлена матерью во время разминки перед гимнастической позицией «ласточка». На столе её уже ждёт скромный завтрак, на стуле лежит аккуратно сложенная школьная форма, через его спинку перекинут отглаженный пионерский галстук. Полосатая скатерть, на которой стоит кувшин, служила семье многие годы.
О своём состоянии во время позирования матери Елена Бейсембинова рассказывает: «Меня только что приняли в пионеры, я просто летала. Сама вскакивала поутру с первыми лучами солнца и жмурилась, ощущая, как нагрело весеннее солнце пол. И мама поймала это ощущение тёплого со сна ребенка... Я занималась балетом и гимнастикой, и то, как на картине в сторону отставлена ножка и вскинуты руки, – это часть хореографии, эти движения мама и подметила... Картина очень натуралистична» (Александра Маянцева. «Утро». Продолжение. Интервью с Е. С. Бейсембиновой).
Сцена, изображённая на картине, была знакома всем советским людям. Из радиоприёмников в то время звучала бодрая музыка, диктор под неё проводил дистанционную утреннюю зарядку: наклоны, приседания... Девочка на картине Яблонской запечатлена во время такой зарядки.
Природа на картинах Яблонской хрупка и трогательна, даже если она изображает всего одну веточку или цветок. Давайте рассмотрим некоторые её импрессионистические работы разных лет.

Творчество Татьяны Яблонской

Т. Яблонская «На лесной полянке» (1959)

Творчество Татьяны Яблонской

Т. Яблонская «Октябрь»

Творчество Татьяны Яблонской

Т. Яблонская «Зимнее окно» (2004)

Творчество Татьяны Яблонской

Т. Яблонская «Барвинок и грач» (2005)
После поездки в 1972 г. в Италию Татьяну Яблонскую поразило своей высокой духовностью и искренностью искусство раннего итальянского Возрождения. Она опять меняет технику письма и пишет картину «Вечер. Старая Флоренция».

Творчество Татьяны Яблонской

Т. Яблонская «Вечер. Старая Флоренция» (1973)
Художница всегда экспериментировала, искала новые средства выражения, своими произведениями она умела обратить внимание зрителя на прекрасные моменты жизни, которые мы в своей суете часто не можем рассмотреть. В последние годы Т. Яблонская писала в основном натюрморты, пейзажи за окном. А последней ее работой, написанной в день смерти, стал букет колокольчиков на окне.

Творчество Татьяны Яблонской

Т. Яблонская «Колокольчики» (2005)