Дети на картинах художника Ф. Решетникова

Ф. Решетников. Переэкзаменовка

Фёдор Павлович Решетников (1906-1988) – советский художник, один из главных представителей социалистического реализма. Детская тема занимает особое место в его творчестве.

А самая известная картина художника – «Опять двойка». Её репродукция помещена в учебнике русского языка, по ней школьники пишут сочинение.

Дети на картинах художника Ф. Решетникова

Ф. Решетников «Опять двойка» (1952). Холст, масло. 101 × 93 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва) 

История создания картины

Первоначально художник задумал написать картину про отличника, который докладывает матери об очередной пятерке. В поисках отличника он и пошёл в школу. Учитель посадил художника в конце класса, он потихоньку наблюдал и зарисовывал. Ребята смущались, потому что думали, что это проверяющий из ГорОНО. Учитель вызвал к доске одного отличника и дал несложную задачу. Растерявшись, мальчик не мог её решить. От испуга он не понимал подсказок из класса. Стоял, молча крутя мел в руках, опустив голову. Этот случай помог изменить тему замысла.

Дети на картинах художника Ф. Решетникова

Первый рисунок к картине

Дети на картинах художника Ф. Решетникова

Вместо учителя - учительница
Сначала художник изобразил учителя-мужчину, а потом подумал, что в школе ведь в большинстве работают женщины. Так вместо учителя появилась учительница.
Но Решетникову что-то не нравится в этом наброске. Ему кажется, что получается скучно. А если перенести действие из класса в семью? Ведь двойка – неприятное событие для всей семьи, вот в картине и надо показать, как относятся к этому дома. Можно было нарисовать девочку, получившую двойку, но ведь с мальчиками это случается чаще!
Множество подготовительных рисунков-эпизодов сделал Решетников, прежде чем приняться за картину.

Дети на картинах художника Ф. Решетникова

Пес
Вскоре художник решил ввести еще один важный персонаж. Это был пес, который никак не хотел стоять на задних лапах. Тогда художник купил колбасу. Хозяин собаки поднимал кусочек, и пес, вставая на задние лапы, с охотой за ней тянулся. А художник в это время рисовал. Так повторялось до тех пор, пока не кончилось все лакомство. Но к этому моменту эскиз уже был готов.
В следующих эскизах появились сестренка и младший брат. Подготовительная работа, наконец, была закончена. На подрамник натянут холст и поставлен мольберт. Художник наносит на холст рисунок. Все действующие лица находят свои места. Теперь можно начинать писать масляными красками. Они выдавлены на палитру из тюбиков. Художник берется за кисть. С каждым днем картина становится все ярче и выразительнее.
На переднем плане – мальчуган с портфелем, из которого предательски выглядывают коньки, и верный пёс Дружок, ласково бросившийся к хозяину. Чуть поодаль сидит у стола мама, по её позе и виду понятно, что эта двойка не первая и, скорее всего, не последняя в биографии этого мальчугана. Еще дальше – сестренка в пионерском галстуке. Она, конечно, отличница, поэтому с укором смотрит на нерадивого брата. А младшему брату весело – он ещё не понимает всей тяжести события, у него ещё всё впереди.
«Опять двойка» – вторая часть художественной трилогии Решетникова, первая часть которой – «Прибыл на каникулы» (1948), а третья – «Переэкзаменовка» (1954).

Дети на картинах художника Ф. Решетникова

Ф. Решетников «Переэкзаменовка» (1954). Холст, масло. 79 × 62 см. Горловский художественный музей (Горловка)
... Весёлый солнечный денёк. Дети играют в мяч на поляне у дома. А мальчик в доме со скорбным видом сидит у стола, на котором разложены книги и тетради – он готовится к переэкзаменовке. Два мальчика подбежали к окну и зовут его присоединиться к игре, но ему нельзя, он даже отвернулся от них, чтобы случайно не заплакать...
На стене в доме висит репродукция картины «Опять двойка», и мальчик очень похож на героя той картины.

Дети на картинах художника Ф. Решетникова

Ф. Решетников «Прибыл на каникулы» (1948). Холст, масло. 100 × 80 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
На этой картине художник изобразил радостное событие – приезд мальчика-суворовца домой на каникулы перед самым Новым годом. Внук в военной форме полушутя рапортует о прибытии деду, лицо мальчика озарено широкой улыбкой; дед, встав по стойке смирно, «принимает рапорт». Персонажи картины написаны с любовью и юмором.
Картина создана в 1948 г., через 3 года после окончания войны. Она наполнена оптимизмом. Но в ней сквозят и нотки драматизма: мы не видим родителей мальчика. Тот факт, что после войны в суворовские училища часто брали детей, чьи мать и отец погибли на фронте, придаёт этой недосказанности трагическое звучание.
Репродукция картины «Прибыл на каникулы» висит на стене комнаты в другой картине Фёдора Решетникова – «Опять двойка». А репродукция картины «Опять двойка» изображена на картине художника «Переэкзаменовка».

О художнике

Ф.П. Решетников родился в 1906 г. в селе Сурско-Литовском Екатеринославской губернии Российской империи (Днепропетровская область Украины) в семье иконописца. Рано осиротел, воспитывался в семье брата, который был художником. Тогда же начал рисовать. Во время Гражданской войны, чтобы не быть в тягость семье брата, ушёл из дома и перебивался на разных работах – был маляром, плотником, шахтёром. После окончания Гражданской войны работал в клубе железнодорожников станции Гришино в образованной Днепропетровской области УССР.
Учился на рабфаке искусств в Москве, а затем поступил в Высшие художественно-технические мастерские, где занимался в 1929-1934 гг. В студенческие годы славился мастером графического шаржа, это и помогло ему стать в качестве художника-репортера участником заполярных экспедиций на ледоколах «Сибиряков» (1932) и «Челюскин» (1933-1934). Зарисовки, привезенные им, имели огромный успех, в особенности на фоне триумфального завершения знаменитой «челюскинской эпопеи».
Во время Великой Отечественной войны в Севастополе работал в качестве военного корреспондента фронтовой газеты «Красный черноморец». Именно тогда художник и открыл для себя детскую тему. Однажды на улице он остановился посмотреть, как дети играют в войну. На роль «фашиста», естественно, идти никто не хотел. На эту удочку попадались только малыши, которые плохо разбирались в политике. Им здорово попадало, потому что ребята входили в роль и крепко поколачивали «фрицев». Художника этот сюжет заинтересовал.
Ребятишки мечтали о том же, о чем и все вокруг: о победе. Дети всегда играют в то, чем живут взрослые. Решетников словно увидел готовую композицию будущего полотна. С большим подъемом он взялся за работу и написал «Достали «языка»». Картина была показана в 1944 г. на выставке «Героический фронт и тыл».

Дети на картинах художника Ф. Решетникова

Ф Решетников «Достали "языка"» (1943). Холст, масло. 74 х 91,5 см. Брянский художественный музей (Брянск)
Среди детей и верный домашний друг пёс – без домашних животных не обходятся картины Решетникова детской тематики, почти в каждой его «детской» картине присутствует четвероногий спутник жизни как символ детства и олицетворение человеческой доброты и гуманизма.
Дети играют в войну. Вот стоит явный лидер мальчишеской компании; натянув на голову военную пилотку с красной ленточкой – символ красноармейцев, он готов учинить жестокую расправу над врагом, а его преданные друзья поддержат своего старшего товарища в любой момент.
А врагом назначили самого маленького... Он упирается, но не может вырваться из цепких рук, держащих его...

Дети на картинах художника Ф. Решетникова

Ф. Решетников «За мир» (1950)
В картине Решетникова «За мир» главной темой является вопрос о мире во всем мире. Картина написана в послевоенное время, но мир обеспокоен возможностью новой войны.
Эти пятеро мальчишек уже ощутили вкус горя, вкус потерь и лишений. Они выросли в страхе, постоянных бомбежках и переживаниях. При них гибли и умирали люди.
На заднем фоне – демонстрация на одной из парижских улиц. Во главе демонстрации люди с красными знаменами.
Дети помогают взрослым – белой краской старательно выводят слово «МИР».

Дети на картинах художника Ф. Решетникова

Ф. Решетников «Мальчишки» (1971)
На этой картине изображены мечтатели. Рассматривая звёздное небо, они одухотворены и полны ожиданий и веры в чудеса, на пороге которых стоят.
Мальчишки на картинах Федора Павловича Решетникова – это всегда увлеченные чем-то непоседы, из которых потом вырастают настоящие мужчины.