Надя Рушева: «Я живу жизнью тех, кого рисую...»

Надя Рушева. Автопортрет

«Её рисунки далеко выходят за пределы детского творчества, но и среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с лёгкостью её техники, чувством композиции, с остротой её образов, с её творческим восприятием мира» (В.А. Ватагин).

Жизнь Нади Рушевой завершилась в 17 лет, тогда как для большинства людей в этом возрасте сознательная жизнь только начинается. Надя же успела к этому времени сделать очень много: она оставила огромное художественное наследие – более 10 000 рисунков-фантазий, выполненных пером, фломастером, пастелью, монотипией, офортом.

 Надя Рушева: «Я живу жизнью тех, кого рисую...»

Надя Рушева «Веснушки. Сережа Есенин» (1966)
Она была не только удивительно одарённым и зрелым художником, но и вообще одарённым человеком, сформировавшейся личностью. Характерно, что уже в раннем детстве (рисовала она с 5 лет) у неё возник этот неповторимый «летящий» стиль, который узнаёшь сразу же. Умение рисовать по воображению – тоже с той ранней детской поры, хотя сама Надя говорила, что рисунок возникает в её голове так чётко, что на бумаге ей остаётся только обвести эти видения.

Надя Рушева: «Я живу жизнью тех, кого рисую...»

Надя Рушева «Ева» (1967)
Можно только удивляться, как много она знала, читала, как разносторонни были её интересы. Например, она создала серию рисунков по роману Л. Толстого «Война и мир» ещё до того, как изучала этот роман в школе.

Надя Рушева: «Я живу жизнью тех, кого рисую...»

Надя Рушева. Наташа у постели Болконского

Надя Рушева: «Я живу жизнью тех, кого рисую...»

Наташа на окне в Отрадном

Надя Рушева: «Я живу жизнью тех, кого рисую...»

Наташа и Пьер

Надя Рушева: «Я живу жизнью тех, кого рисую...»

Наташа Ростова с куклой (все рисунки этой серии созданы в 1966 г.)
Надя умела в своих рисунках, созданных скупыми художественными средствами (линия, штрих), передать не только характер изображаемого человека, но и ощущение той эпохи, в которой жили её герои. В рисунках к «Войне и миру» это ощущается особенно явственно.
Её интересовали и мифы Древней Греции, и сказки народов мира, и животные, и балет, и многое другое. Надя начала создавать рисунки по впечатлениям от прочитанных книг ещё тогда, когда сама не умела читать. Читал отец, а она слушала и рисовала. Получались не просто иллюстрации, а фантазии по мотивам прочитанного, потому что иногда она сама домысливала сюжет и образ героев книги.
Она создала серии работ по темам:

• Автопортреты
• Балет
• «Война и Мир»
• Западная классика
• «Маленький принц»
• «Мастер и Маргарита»
• Мир животных
• Пушкиниана
• Русские сказки
• Современность
• Тува и Монголия
• Эллада
• Байрон.

Надя Рушева: «Я живу жизнью тех, кого рисую...»

Надя Рушева «Кентаврёнок с венком» (1968)
У юной художницы был свой стиль, свой почерк, свой приём рисования: она не пользовалась резинкой, а всегда делала рисунок набело, поэтому карандаш она употребляла редко, в основном рисовала пером, фломастером. Так редко рисуют не только дети, но и художники. Иногда она добавляла в рисунок пастель или акварель.
Надя Рушева «Встреча Вакха и нимфы» (1968)

Из биографии Нади Рушевой

Надя Рушева: «Я живу жизнью тех, кого рисую...»

Надя Рушева. Автопортрет

Надя Рушева родилась 31 января 1952 г. в Монголии (г. Улан-Батор). Её отец работал там художником театра и педагогом в художественном училище, а ее мать – педагогом-балетмейстером (она была первой тувинской балериной). В этом же году семья переехала в Москву.
Рисовать девочку никто не учил, но в семье была атмосфера творчества, её мировоззрение формировалось в среде художников и артистов.
Только в 10 лет начала она посещать городской Дворец пионеров, где занималась у Л.А. Магницкой, а в возрасте 11 лет Надины рисунки увидел художник-анималист В. Ватагин, иллюстрации которого к «Маугли» Надя очень любила. Личная встреча двух художников – начинающего и известного – переросла в дружбу до последних дней жизни Нади.

Надя Рушева: «Я живу жизнью тех, кого рисую...»

Надя Рушева «Маугли и Багира» (1966)
Животных Надя любила и в рисунках никогда не подражала другим художникам.
В помещении редакции журнала «Юность» в 1964 г. была устроена выставка из 160 работ юной художницы, и эта выставка вызвала восторг у всех, кто познакомился с талантом девочки. После этого рисунки Нади Рушевой были показаны на многочисленных выставках в стране и за рубежом: в США, Италии, Японии, ГДР.
Надя любила творчество Шекспира и прочитала почти все его трагедии, хроники, а затем воплотила в рисунках многие шекспировские образы.
Она прочитала очень много книг западной классики, и её рисунки часто являются своеобразным толкованием этих книг.

Надя Рушева: «Я живу жизнью тех, кого рисую...»

Надя Рушева «Козетта» (1966)

Надя Рушева: «Я живу жизнью тех, кого рисую...»

Надя Рушева «Прощание с Лисом» (1967)

Надя Рушева: «Я живу жизнью тех, кого рисую...»

Надя Рушева «Грустный Лис» (1966) – всего она создала 20 рисунков к сказке Экзюпери «Маленький принц».
Серия рисунков «Балет» отличается особой мелодичностью линий, лиризмом, пластической точностью.

Надя Рушева: «Я живу жизнью тех, кого рисую...»

Надя Рушева «Майя Плисецкая. Умирающий лебедь» (1967)
Увидев этот рисунок, Майя Плисецкая воскликнула: «У меня такого Лебедя нет, но я непременно его сделаю!»
В январе 1966 г. Обществом польско-советской дружбы в Варшаве была открыта персональная выставка 120 композиций Нади, куда была приглашена и художница.

Надя Рушева: «Я живу жизнью тех, кого рисую...»

Но самой большой серией была Пушкиниана. Надю познакомили с писателем-пушкинистом А.И. Гессеном, который в документальном фильме так рассказывает о ней: «На 95-м году своей жизни я привык ничему уже не удивляться. Но – Надя Рушева! Откуда у этой девочки такое глубокое и изящное чутье художника? Откуда такое ясновидящее проникновение в дух и настроения Пушкина и его эпохи? Я тогда работал над своей новой книгой «Жизнь поэта», которую задумал иллюстрировать только рисунками самого поэта. Но до двадцати лет Пушкин не рисовал! Надя! Восполните этот его невольный пробел? И я дал ей почитать в рукописи две свои первые главы «Детство» и «Лицейский Парнас». Надя не сразу ответила. Подумала несколько минут. Потом сказала: «Попытаюсь».
Через месяц мы снова встретились. В ее папке лежало более семидесяти рисунков. Они были совершеннее прежних, перенесли нас в знакомый с детства пушкинский мир».
Это было в начале февраля 1969 г., а через месяц Нади Рушевой не стало... Она умерла от кровоизлияния в мозг утром, собираясь в школу...

Надя Рушева: «Я живу жизнью тех, кого рисую...»

Надя Рушева. Четырехлетний Саша Пушкин с сестрой. 1968

Надя Рушева: «Я живу жизнью тех, кого рисую...»

Поэт в 13-летнем возрасте (1968)

Надя Рушева: «Я живу жизнью тех, кого рисую...»

Шестнадцатилетние лицеисты Пушкин и Пущин (1968)

Надя Рушева: «Я живу жизнью тех, кого рисую...»

Поэт в возрасте 16 лет (1968)

Надя Рушева: «Я живу жизнью тех, кого рисую...»

Пушкин мечтает в садах Юсупова (1968)

Надя Рушева: «Я живу жизнью тех, кого рисую...»

Лицеисты-вольнодумцы Кюхельбекер, Пущин, Пушкин, Дельвиг (1969)

Надя Рушева: «Я живу жизнью тех, кого рисую...»

Наталья Николаевна на даче (1969)

Надя Рушева: «Я живу жизнью тех, кого рисую...»

Умирающий Пушкин (1968)

Надя Рушева: «Я живу жизнью тех, кого рисую...»

Письмо Татьяны (1965)
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в октябре-декабре 1970 г. экспонировал первую крупную посмертную выставку рисунков Нади Рушевой.
Кроме Пушкина, она иллюстрировала Лермонтова, Гоголя, а также «Мастера и Маргариту» М. Булгакова.

Надя Рушева: «Я живу жизнью тех, кого рисую...»

Надя Рушева. Первая встреча Мастера и Маргариты (1968)

Надя Рушева: «Я живу жизнью тех, кого рисую...»

Иешуа осужден (1968)

Надя Рушева: «Я живу жизнью тех, кого рисую...»

Голгофа (1968)

Надя Рушева: «Я живу жизнью тех, кого рисую...»

Маргарита выхватывает рукописи из печки (1968)
В. Ватагин писал в журнале «Юность»: «Как талантливо и просто Надя справилась со сложными философскими концепциями романа! Как убедительна она в передаче страданий больного Мастера и жертвенного чувства Маргариты, суровости Пилата и одержимости Иешуа, животной силы Крысобоя и предательства Иуды, фантасмагории Воланда и его бесовских спутников, а также в сатирических образах Ивана Бездомного, управдома, буфетчика, бюрократов...»
Она делала рисунки к Блоку, Есенину, А. Грину...

Надя Рушева: «Я живу жизнью тех, кого рисую...»

Надя Рушева «Аполлон и Дафна» (1969)