Советское изобразительное искусство 20-х годов XX века

И. Машков. Колхозница с тыквами

В этот период изобразительное искусство развивалось довольно активно. Продолжало существовать множество художественных объединений со своими манифестами, появлялись новые группировки. Искусство находилось в поиске, поэтому было весьма разнообразным.

Выделялось несколько более значительных группировок: АХРР, ОСТ, «4 искусства» и др. 

Ассоциация художников революционной России (АХРР)

В это объединение входили художники, графики и скульпторы, которых поддерживало государство. АХРР была самой многочисленной творческой группой 1920-х годов. Существовала в 1922-1932 гг. и явилась предтечей единого Союза художников СССР.
В идейном плане художники АХРРа были близки передвижникам. Павел Радимов, последний глава Товарищества передвижников, так определял задачи членов АХРР: опираясь на реализм поздних передвижников, создавать искусство «сегодняшнего дня: быта Красной Армии, быта рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда, понятный народным массам». Павел Радимов стал главой нового объединения. Авангард был объявлен «вредными измышлениями».

Советское изобразительное искусство 20-х годов XX века

Члены АХРРа
В состав АХРРа вошли также уже известные живописцы, отвергавшие авангард: А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, В.К. Бялыницкий-Бируля, В.Н. Мешков, Е.И. Столица, К.Ф. Юон, В.Н. Бакшеев, М.Б. Греков, И.И. Бродский, Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере, Ф.А. Малявин, И.И. Машков, К.С. Петров-Водкин, А.А. Рылов и др.; скульпторы М.Г. Манизер, С.Д. Меркуров, Н.В. Крандиевская. Состав АХРР (позже переименован в АХР) не был постоянным, в него входило в разное время от 300 до 80 членов и экспонентов (участников выставок).

Советское изобразительное искусство 20-х годов XX века

Н.Б. Терпсихоров «Первый лозунг» (1924)
За 10 лет своего существования АХРР стала самой крупной художественной организацией страны. Их лозунгом было убеждение, что «искусство должно быть понятно народу». Картина не должна была отталкивать массового зрителя своей сложностью, поэтому главным методом был реализм. Выбор тем был широк, но однообразен: революция, советский быт и труд.
Лозунгами АХРРа стали «художественный документализм» и «героический реализм».

Советское изобразительное искусство 20-х годов XX века

И. Бродский «В. И. Ленин в Смольном в 1917 г.» (1930)
Следует отметить, что большинство художников АХРРа училось живописи ещё на основе программы академического рисунка, поэтому работы видных художников объединения отличаются чётким и крепким рисунком, ясной композицией, разнообразным колоритом и до настоящего времени имеют не только историческую, но и художественную ценность.

Советское изобразительное искусство 20-х годов XX века

И. Бродский. «Выступление В. И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года» (1929)

Советское изобразительное искусство 20-х годов XX века

М. Греков «Тачанка» (1925)

Советское изобразительное искусство 20-х годов XX века

М. Греков «Трубачи Первой Конной» (1934)
Хотя картина написана уже после роспуска объединения, но она вполне отражает его идеологические установки.
За 10 лет существования объединения было организовано около 70 выставок в столице и других городах филиалов АХРР.

Советское изобразительное искусство 20-х годов XX века

С. Малютин. «Портрет писателя Д. Фурманова» (1922). Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Советское изобразительное искусство 20-х годов XX века

Б. Иогансон «Рабфак идет» (1928). Киевский музей русского искусства

Советское изобразительное искусство 20-х годов XX века

Б. Яковлев «Транспорт налаживается» (1923). Дерево, масло. 100 x 140 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Картина представляет собой один из первых индустриальных пейзажей в советском искусстве. Впоследствии этот жанр получил широкое распространение. Картина поэтично и точно определяет дух времени, романтику становления промышленности нового государства. Индустриальная тема у Яковлева не лишена лирики: сам пейзаж и название картины дают надежду, пробуждают мечту о прекрасном будущем.

Общество художников-станковистов (ОСТ)

Эта художественная группировка просуществовала 6 лет (1925-1931). Она была основана в Москве группой выпускников ВХУТЕМАСа во главе с художником Давидом Штеренбергом. Члены Общества сыграли важную роль в развитии советской станковой и монументальной живописи, книжной графики, плаката, театрально-декорационного искусства.
Отличительная черта творчества ОСТ: воспевание советской действительности, но с использованием приемов современного европейского экспрессионизма. То есть художники ОСТ, также, как и АХРР, предпочитали советскую тематику, но не отвергали новые, современные средства художественного языка.

Советское изобразительное искусство 20-х годов XX века

Ю. Пименов «Даешь тяжелую индустрию!» (1927). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Художники ОСТ не отражали в своём творчестве темы революции, Гражданской войны, предпочитая мирные «приметы XX столетия»: индустриализация России, жизнь города и городского человека XX в., массовый спорт, который стал особенностью жизни советского общества.

Советское изобразительное искусство 20-х годов XX века

А. Дейнека «На стройке новых цехов» (1926). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Произведения данной художественной группы отличаются особой лаконичностью.
Но между членами ОСТ существовали расхождения в оценке значения отдельных видов и жанров искусства, что в результате и привело к распаду объединения.

«Четыре искусства»

Художественное объединение, существовавшее в Москве и в Ленинграде в 1924-1931 гг. Было основано художниками, входившими ранее в «Мир искусства» и «Голубую розу». Объединение составляли живописцы и графики, скульпторы и архитекторы, относившиеся к старшему поколению, им всем был присущ высокий профессионализм. В послереволюционной России они были озабочены проблемой сохранения культуры, хотя очень отличались друг от друга творческой манерой.
Впоследствии объединение «Четыре искусства» влилось в АХРР.
Самыми активными художниками объединения были Павел Кузнецов, Кузьма Петров-Водкин, Мартирос Сарьян, Владимир Фаворский и другие выдающиеся мастера. Для общества была характерна философская основа произведений.

Советское изобразительное искусство 20-х годов XX века

К. Петров-Водкин «Девушка у окна» (1928)

Общество московских художников (ОМХ)

Основано в 1928 г. В ОМХ вошли бывшие члены различных объединений: «Московские живописцы», «Маковец», «Бытие», «Бубновый валет» – Петр Кончаловский, Илья Машков, Аристарх Лентулов, Александр Куприн, Роберт Фальк, Василий Рождественский, Александр Осмеркин, Сергей Герасимов, Николай Чернышев, Игорь Грабарь. Мастера старшего поколения пытались перестроиться под новые реалии XX в., им не был чужд авангардизм.

Советское изобразительное искусство 20-х годов XX века

И. Машков «Колхозница с тыквами» (1930)
Члены объединения (около 70 человек), как и предыдущие, указанные в нашей статье, разрабатывали советскую тематику. В Декларации общества было отмечено: «Мы требуем от художника величайшей действенности и выразительности формальных сторон его творчества, образующих неразрывное единство с идеологической стороной последнего».
В 1931 г. ряд членов ОМХ перешло в АХР, и общество распалось.

Графика

Иллюстрация получила новое направление: это в основном классическая литература. Стиль поначалу складывался из развития традиции иллюстративной графики «Мира искусства». Одна из лучших работ тех лет – иллюстрации к «Белым ночам» Ф. Достоевского работы М. Добужинского (1922). Другие работы этого автора: иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина, сказкам Г.- Х. Андерсена, «Трём толстякам» Ю. Олеши. Детскую литературу иллюстрировали В. Лебедев, В. Конашевич, Н. Тырса и другие ленинградские графики.

Советское изобразительное искусство 20-х годов XX века

М. Добужинский. Иллюстрация к повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» (1922). Тушь

Советское изобразительное искусство 20-х годов XX века

В. Конашевич. Иллюстрация к стихотворению С. Маршака «Вот какой рассеянный»
В Москве возрождалась техника ксилографии: Владимир Фаворский, Алексей Кравченко, Павел Павлинов, Николай Купреянов.

Советское изобразительное искусство 20-х годов XX века

Иллюстрация А. Кравченко к «Моцарту и Сальери» А.С. Пушкина
В этот период графика реализовывает себя в самых разных формах: иллюстрация, пейзаж, циклы портретов, листы-эстампы, экслибрисы, эмблемы, проекты денежных знаков, марки. Помимо гравюры продолжали существовать традиционные виды графики — карандаш, уголь, пастель.

Скульптура

Известными скульпторами этого периода были Иван Шадр, Вера Мухина, о творчестве которых мы рассказали в отдельных статьях.
С. Лебедева была автором скульптурных портретов, использовала традиции импрессионизма.

Советское изобразительное искусство 20-х годов XX века

С. Лебедева «Робеспьер» (1920). Рельеф. Гипс тонированный
А. Матвеев оказал глубокое влияние на развитие русской и советской скульптуры и творчеством, и своей преподавательской деятельностью.

Советское изобразительное искусство 20-х годов XX века

А. Матвеев в 1920-е годы
Его педагогическим кредо были слова: «Я учу, что работать надо не рукой и не глазом, а головой. Не изменять надо натуру, а осмысливать».

Советское изобразительное искусство 20-х годов XX века

А. Матвеев. Скульптурный портрет художника В. Борисова-Мусатова