Своеобразная творческая манера К. Петрова-Водкина

К. Петров-Водкин. Купание красного коня

Своеобразная творческая манера К. Петрова-Водкина связана с традициями европейской и русской живописи: итальянского Возрождения, французского фовизма, древнерусской иконописи и русского модерна.

Из этих мощных истоков и утвердилась его собственная художественная манера, неповторимая, одухотворённая и изысканная. 

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939)

Своеобразная творческая манера К. Петрова-Водкина

К. Петров-Водкин. Автопортрет (1918). Холст, масло. 71 × 58 см. Государственный Русский музей (Петербург)
К. Петров-Водкин родился в г. Хвалынске Саратовской губернии в семье сапожника. В семье и в своём городе пользовался любовью окружающих. Начальные художественные навыки получил у местных иконописцев. А далее благодаря поддержке местных купцов учился в петербургском Центральном училище технического рисования Штиглица. Хвалынские купцы присылали ежемесячно 25 рублей ему в помощь. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества одним из его педагогов был Валентин Серов.
В 1900 г. работал на керамическом заводе Н.П. Сорохтина в селе Всехсвятском под Москвой.
Молодой художник много путешествовал: посетил Варшаву, Прагу, Лейпциг, Мюнхен, где посещал школу А. Ашбе, побывал во Франции, Италии и Северной Африке. С 1905 по 1908 г. занимался в частных академиях Парижа.
Одной из его ранних работ является мозаичное панно с образом Богоматери с Младенцем на стене церковной апсиды Ортопедического института доктора Вредена в Александровском парке на Петроградской стороне.

Своеобразная творческая манера К. Петрова-Водкина

Петров-Водкин. Майоликовое мозаичное панно с изображением Иверской Божией Матери на стене церкви лечебницы Вредена. С-Петербург. Изготовлена в 1906 г. в Лондоне фирмой Дультона
Его первая персональная выставка состоялась в 1910 г. и вызвала бурные споры среди критиков; особенно много разговоров было вокруг картины «Сон», повторявшей сюжет полотна Рафаэля «Сон рыцаря» и близкой к традициям французского символизма.

Своеобразная творческая манера К. Петрова-Водкина

К. Петров-Водкин «Сон» (1910). Государственный Русский музей (Петербург)
Картина внешне сохраняет форму аллегории. Все фигуры словно оцепенели: юноша лежит в неудобной позе на голых камнях, а девушки неподвижно стоят рядом и в упор смотрят на спящего. Вокруг голый пейзаж, а вдали дымящийся вулкан как бы предвещает надвигающуюся катастрофу.
Резко критиковал картину И. Репин, а защищал А. Бенуа: «На обновленной земле спит человеческий гений, поэтическое сознание. Пробуждение его стерегут две богини, вечно сопутствующие творчеству. Розовая, юная, робкая, болезненная Красота и крепкое, смуглое, здоровое Уродство в их объятиях, в их общении гений найдет полноту понимания жизни, смысл вещей». Так изложил содержание «Сна» А. Бенуа, хотя и признавал, что картина ему чужда, но несомненно относится к наиболее значительным произведениям года. Сам же Петров-Водкин много лет спустя объяснял картину так: «Время его написания – это... типичнейшее состояние сна, паралич политический и моральный, который после 1905 г., в годы реакционных настроений, дошел до рубежа. Жизнь застряла, остановилась. В такую форму у меня вылилось это состояние тишины сна.
К. Петров-Водкин Был членом различных художественных объединений: «Мир искусства», «Четыре искусства». Занимался графикой, был театральным художником. Оформил спектакли «Орлеанская дева» Шиллера (1913) в театре Незлобина, «Дневник Сатаны» по Андрееву (1923) и «Женитьбу Фигаро» Бомарше (1935) в Ленинградском театре драмы им. Пушкина.
К. Петров-Водкин был также литератором, известны его рассказы, повести, пьесы и очерки. Писал статьи о теории творчества, был преподавателем, одним из реорганизаторов системы художественного образования в стране.
Жил в Ленинграде, а с 1927 г. – в Пушкине. Скончался 15 февраля 1939 г. в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Творчество

Шедевром считается написанная в 1912 г. картина «Купание красного коня».

Своеобразная творческая манера К. Петрова-Водкина

К. Петров-Водкин «Купание красного коня» (1912). Холст, масло. 160 × 186 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Работа над ней проходила в деревне на берегу реки Иловли, притока Дона. Но сцену купания лошадей художник видел ещё в детстве, и вот сейчас этот бытовой мотив он превратил в символ. Это метафора, выражающая романтическую мечту о красоте и гармонии человека и окружающего мира. Но существуют и другие интерпретации этой картины: красный конь – это су́дьбы России, которые ведёт смелый юноша. Или: красный конь – сама Россия, отождествляемая с блоковской «степной кобылицей». Художник как бы предсказал своей картиной «красную» судьбу России XX в.
На первом плане изображён юноша верхом на красном коне, и этот образ во многом сходен с традициями древнерусской иконописи с её ясностью цвета. Зелёные и синие тона реки контрастируют с пламенеющим красным цветом коня, занимающим почти половину полотна. Пространство передано условно. Эта картина своей монументальностью приближается к фреске.
Картина была показана в 1912 г. на выставке «Мира искусства», впоследствии она стала самым знаменитым произведением Петрова-Водкина.

Образ женщины-матери

Своеобразная творческая манера К. Петрова-Водкина

К. Петров-Водкин «Мать» (1915)

Своеобразная творческая манера К. Петрова-Водкина

К. Петров-Водкин «Мать и дитя» (1927)
Для Петрова-Водкина образ матери имел особое значение как непреходящая ценность вечно возобновляющейся жизни. О святости материнства говорит и его картина «Петроградская мадонна».

Своеобразная творческая манера К. Петрова-Водкина

К. Петров-Водкин «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна»), 1920. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
На балконе, на фоне городского пейзажа, изображена молодая женщина, прижавшая к себе ребёнка. На картине видна и примета времени: очередь за хлебом.
В облике молодой матери зритель видит и черты портретов итальянского Возрождения, и древнерусских икон. Но индивидуальный почерк художника говорит не о подражании, а только об интерпретации этих образов для выражения «вечной» идеи красоты и гармонии.
Выразителен и портрет матери художника, созданный в сдержанной манере, но глубоко психологический.

Своеобразная творческая манера К. Петрова-Водкина

К. Петров-Водкин «Мать»

Натюрморт

В жанре натюрморта художник работал всю жизнь, но особенно актуальным натюрморт стал для него в 1918-1920 гг.

Своеобразная творческая манера К. Петрова-Водкина

К. Петров-Водкин «Утренний натюрморт» (1918). Государственный Русский музей (Петербург)

Своеобразная творческая манера К. Петрова-Водкина

К. Петров-Водкин. Натюрморт с розами (1922)
Если мы сравним натюрморты Петрова-Водкина с картинами законодателей этого жанра – голландцев, то для нас станет очевидным, что его натюрморты несут приметы суровой эпохи, в которую они созданы: нет того изобилия дичи и снеди, которое мы видим в натюрмортах голландцев. Вот – скудный паёк голодного времени России 1918 г.

Своеобразная творческая манера К. Петрова-Водкина

К. Петров-Водкин «Селёдка» (1918). Государственный Русский музей (Петербург)
Художник часто вводит в свои натюрморты зеркала или просто блестящие предметы, чтобы показать игру света на предметах, выделить сам предмет во всех его аспектах. Предметы он обычно рассматривает сверху.

Своеобразная творческая манера К. Петрова-Водкина

К. Петров-Водкин. Натюрморт с самоваром (1920)

Портрет

К жанру портрета Петров-Водкин стал чаще обращаться в зрелые годы. Он любил портретировать жену и близких людей.

Своеобразная творческая манера К. Петрова-Водкина

К. Петров-Водкин. Портрет жены, Марии Федоровны Петровой-Водкиной (1907)
Это первый портрет Марии, написанный после того, как она стала женой художника (настоящее имя Марии – Мара, он встретил её во время своего пребывания в Париже).
Молодая женщина изображена в темном платье и на тёмном фоне, отчётливо выделено лицо с лёгкой полуулыбкой.

Своеобразная творческая манера К. Петрова-Водкина

К. Петров-Водкин. Портрет жены, Марии Федоровны Петровой-Водкиной (1913). Холст, масло. 67,5 x 58 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Своеобразная творческая манера К. Петрова-Водкина

К. Петров-Водкин. Автопортрет с женой и дочерью

Своеобразная творческая манера К. Петрова-Водкина

К. Петров-Водкин. Портрет Анны Ахматовой (1922). Государственный Русский музей (Петербург)
Многие художники создавали портреты Анны Ахматовой, уже Н. Альтман написал свой известный портрет поэтессы, но Петров-Водкин сумел увидеть в Ахматовой «своё»: личность, человека многогранного таланта и внутренней широты.
Портреты кисти Петрова-Водкина имели характерную особенность: персонажи изображались крупным планом, они как бы приближены к зрителю. Он пристально вглядывается в изображаемого, что позволяет ему проникнуть в душу своего героя. Портрет Ахматовой прост и убедителен, лишён внешних эффектов.

Своеобразная творческая манера К. Петрова-Водкина

К. Петров-Водкин. Портрет Татули (Девочка с куклой), 1937 г. Холст, масло. 74 × 60 см. Эстонский художественный музей (Таллинн)
Это портрет 9-летней будущей советской и российской актрисы Татьяны Пилецкой. С её родителями художник познакомился в 1926 г. и был крёстным девочки.

Пейзаж

Немало в творчестве художника и пейзажей, которые он создавал на протяжении всей своей жизни, запечатлевая и переосмысливая те места, в которых он побывал.

Своеобразная творческая манера К. Петрова-Водкина

К. Петров-Водкин «Негритянская деревня» (1907)

Своеобразная творческая манера К. Петрова-Водкина

К. Петров-Водкин «Париж. Нотр-Дам» (1924)

Своеобразная творческая манера К. Петрова-Водкина

К. Петров-Водкин «Полдень. Лето» (1917)

Жанровые картины

Своеобразная творческая манера К. Петрова-Водкина

К. Петров-Водкин ««Новоселье» («Рабочий Петроград»), 1937 г. Холст, масло. 204 × 297 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Это последняя крупная работа художника.
«Общую тему «Новоселья» можно сформулировать так: ленинградский пролетариат в момент перехода к мирному строительству. Раскрытию этой темы служат и фигура комиссара в полувоенном костюме, разговаривающего со стариком крестьянином, отцом хозяина квартиры, и фигуры бойцов, вернувшихся с фронта, но ещё не успевших залечить свои раны, и женщины, и дети – граждане нового общества» (К. Петров-Водкин).
Сюжет картины – празднество в рабочей семье по случаю вселения в барский особняк. Изображено около двух десятков персонажей, собранных в несколько групп. Можно видеть в картине и сатиру на новый быт, когда «уплотняли бывших буржуев».

Своеобразная творческая манера К. Петрова-Водкина

К. Петров-Водкин «В детской» (1925)

Своеобразная творческая манера К. Петрова-Водкина

К. Петров-Водкин «Смерть комиссара» (1928). Холст, масло. 196 × 248 см. Государственный Русский музей (Петербург)
Картина была написана в 1928 г., к 10-летию Рабоче-крестьянской Красной армии. Смертельно раненный комиссар упал на руки своего ординарца, который подхватил и пытается удержать его безжизненное тяжелеющее тело. Но одновременно ординарец тянется за своей винтовкой и надеется поспеть за удаляющимся отрядом бойцов. Лица их суровы, но один из них всё-таки обернулся посмотреть в последний раз на своего комиссара. Бойцы не заметили или просто не осознали смерти того, кто вёл их: «Отряд не заметил потери бойца?» На второго, упавшего подальше красноармейца, тоже никто не обращает внимания, он остался на дороге, а товарищи ушли. Неуклонное движение солдат вперёд в непонятном направлении даже страшит. Но надо знать обстоятельства того времени: в то историческое время считалось, что ради светлого будущего не жаль ни чужой, ни собственной жизней. Отдельно взятая жизнь отдельного человека – ничто. Мертвенно-бледный комиссар своим невидящим взглядом, в котором нет ни надежды, ни призыва, смотрит в небо, глаза его уже затуманены смертью, но он видит свет. Именно глазами комиссара зритель видит окружающий мир. А планета продолжает поворачиваться вокруг своей оси, невзирая на смерть комиссара ...
Картина «Смерть комиссара» стала одним из этапных произведений советского изобразительного искусства.
К. Петров-Водкин занимался также и монументально-декоративными работами: росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче (1910), в Морском Никольском соборе Кронштадта (1913), росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы (1915). Петрова-Водкина считают замечательным мастером «церковного модерна».
Картина «Тревога» воспринимается как предчувствие сталинского «большого террора» с его ночными арестами.

Своеобразная творческая манера К. Петрова-Водкина

К. Петров-Водкин «Тревога» (1934)
Питерского рабочего среди ночи вызывают в ополчение, но семья воспринимает это как арест.

Значение творчества художника

К. Петров-Водкин – один из наиболее значительных мастеров первой трети ХХ в. В ранний период творчества он испытал сильное влияние символизма и модерна, но постепенно (к 1910-м годам) выработал собственный стиль. Некоторые исследователи относят его творчество к неоакадемизму (влияние итальянской живописи раннего Возрождения, русской иконописи и французского постимпрессионизма).
Он воплотил в своём творчестве теорию «сферической перспективы», в которой благодаря использованию нескольких точек зрения удавалось охватить обширное пространство, подчеркнуть момент движения и совместить в одной композиции разновременные эпизоды.
Художник создал собственную школу, из которой вышло много художников, среди которых А. Самохвалов, Л. Фролова-Багреева, Н. Купреянов, А. Прошкин, В. Прошкин и др.