Дмитрий Левицкий – мастер парадных и камерных портретов

  • Печать

Д. Левицкий. Портрет Агаши Левицкой, дочери художника

Вершиной творчества Левицкого и всего русского портрета XVIII в. считается серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц.

Серия из 7 портретов написана в 1773-1776 гг. по заказу императрицы Екатерины II. Художнику позировали воспитанницы, отличившиеся особенными успехами в науках и искусствах. В 1776 г. был первый выпуск учениц. Большинство изображенных девушек были назначены императрицей фрейлинами ко двору супруги наследника престола Павла Петровича, великой княгини Наталии Алексеевны. Серия «Смольнянок» – шедевр мирового искусства. Все портреты находятся в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург).
Первоначально портреты были помещены в резиденции императрицы – Петергофe; после Февральской революции 1917 г. цикл поступил в Русский музей.

Дмитрий Левицкий – мастер парадных и камерных портретов

Д. Левицкий. Портрет Феодосии Ржевской и Настасьи Давыдовой (1772). 161×103 см
Справа изображена в голубом форменном платье для учениц среднего возраста Ф. Ржевская, а слева – Н. Давыдова. Давыдова в форменном платье кофейного цвета учениц для младшего возраста. Давыдова – грузинская княжна, она держит в руке белую розу – символ юности и добродетели.

Дмитрий Левицкий – мастер парадных и камерных портретов

Д. Левицкий. Портрет Екатерины Нелидовой (1773). 164×106 см
Девушка изображена танцующей менуэт на фоне театральной декорации в сценическом костюме, в котором она выступала в придворных балетах. Роль очаровательной и остроумной плутовки из оперы Перголези «Служанка-госпожа» она исполняла блестяще, художник сумел передать в её лице и фигуре полное погружение в роль: кокетство, лукавство и ещё детскую непосредственность – ей было всего 15 лет.

Дмитрий Левицкий – мастер парадных и камерных портретов

Д. Левицкий. Портрет Портрет Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской (1773). 164×127 см
Девочки также изображены в сценических образах. 10-летняя Хрущова играет мужскую роль влюбленного пастушка, она одета в соответствующий костюм.

Дмитрий Левицкий – мастер парадных и камерных портретов

Д. Левицкий. Портрет А. П. Левшиной (1775). 213×140 см
Танцевальная поза, сценический костюм. В Смольном ставили трагедию Вольтера «Заира», в этом образе и изображена воспитанница.

Дмитрий Левицкий – мастер парадных и камерных портретов

Д. Левицкий. Портрет Екатерины Молчановой (1776). 181,5×142,5 см
Молчанова изображена в белом шелковом платье воспитанниц старшего возраста. Справа на столе – учебное пособие, в левой руке девушка держит книгу. Портрет-аллегория Науки.

Дмитрий Левицкий – мастер парадных и камерных портретов

Д. Левицкий. Портрет Глафиры Алымовой ((1776). 222×166 см
Глафира – одна из лучших арфисток своего времени, она изображена с этим инструментом. На ней форменное парадное платье из белого шелка для воспитанниц старшего возраста: платье «полонез» с «хвостом» и «крыльями» на большом каркасе из китового уса (панье). Подол юбки и лиф украшены особым образом. По окончании института и до своего замужества была фрейлиной императрицы.

Дмитрий Левицкий – мастер парадных и камерных портретов

Д. Левицкий. Портрет Н. С. Борщовой (1776). 197×135 см
Девушка изображена танцующей на фоне театральной декорации (Аллегория Танца). Состояла фрейлиной при великой княгине Марии Феодоровны. 

Другие портреты кисти Д. Левицкого

Д. Левицкий уже в ранних своих работах показал себя мастером парадного портрета. Он точно умел подметить характерную для модели позу, уловить необходимый жест. Сочетание цветов у него отличалось единством и богатством оттенков. Например, портрет Демидова.

Дмитрий Левицкий – мастер парадных и камерных портретов

Д. Левицкий. Портрет П. А. Демидова (1773). Государственная Третьяковская галерея (Москва). Из сери портретов «Попечители Воспитательного дома»
Проко́фий Аки́нфиевич Деми́дов (1710-1786) – старший сын уральского горнозаводчика А. Н. Демидова, владелец крупных горнопромышленных предприятий. Меценат и благотворитель, поклонник садоводства, основатель Нескучного сада. Демидов изображен во весь рост на фоне величавой архитектуры, в алом халате. Одной рукой он указывает на растения, а другой – опирается на лейку, что говорит о его любимом занятии.
Д. Левицкий создал обширную галерею портретов: от известных людей до детских лиц.

Дмитрий Левицкий – мастер парадных и камерных портретов

Д. Левицкий. Портрет Агаши Левицкой, дочери художника (1785). Холст, масло, 118 x 90 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Считается, что этот портрет связан с её замужеством. Художник стремился придать образу девушки бо́льшую значимость и выбрал народный костюм. Он одел Агашу в русское платье и кокошник и поместил в интерьер бревенчатой избы. На столе – приготовленные для гостей хлеб, соль в изящной солонке и кубок с питьем. Молодая девушка изображена приветливой хозяйкой, излучающей доброту.
Костюм девушки тщательно выписан: рукава рубашки обшиты тонким заморским кружевом, сарафан и душегрея сшиты из дорогой шелковой ткани. Левицкий – тонкий мастер передачи фактуры предметов.
В портрете дочери он демонстрирует мастерство живописца эпохи классицизма и воспевает простоту и естественность народных русских обычаев.
Он был знаком со многими выдающимися людьми своего времени и многих из них запечатлел на своих полотнах: Екатерину II (1783); Дени Дидро (1773), французского философа-энциклопедиста, писателя; зодчего А. Кокоринова; публициста, просветителя и издателя Н. Новикова.

Дмитрий Левицкий – мастер парадных и камерных портретов

Д. Левицкий. Портрет А.Ф. Кокоринова (1769). Холст, масло, 134 х 102 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Кокоринов Александр Филиппович (1726-1772) – талантливый архитектор. Был директором Академии художеств. Художественный вкус и артистический дар сочетались у него с широтой взглядов и классической образованностью.
Кокоринов изображён человеком с мужественным и спокойным лицом, истинным вельможей «во славе». Одет в специально сшитый для церемонии вступления в должность костюм. Он уверенно держит себя в роскошно обставленном кабинете и горделивым жестом указывает на план здания спроектированной им Академии. Его взгляд несколько мечтателен, но мягок и простодушен, с лёгкой улыбкой. Не знает и не помышляет он, что через 2 года его жизнь трагически оборвётся...

Дмитрий Левицкий – мастер парадных и камерных портретов

Д. Левицкий. Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия (1783). Холст, масло. 110 х 77 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Екатерина II Алексеевна родилась в 1729 г. в небогатой семье и получила посредственное воспитание. В 1743 г. мать Екатерины и она сама получили приглашение от императрицы Елизаветы Петровны приехать в Петербург. Елизавета выбрала в невесты своему наследнику Петру Феодоровичу именно Екатерину.
Несмотря на юные годы, по приезде в Россию Екатерина быстро освоилась и поняла свою задачу: приспособиться к условиям, к Елизавете, ее двору, ко всей русской жизни, усвоить русский язык и православную веру. Екатерина сумела расположить в свою пользу и Елизавету, и двор, и 21 августа 1745 г. была обвенчана с великим князем Петром.
Портрет написан в контрасте белого и красного. Статуя богини правосудия Фемиды и своды законов у ног императрицы свидетельствуют о ее государственной деятельности, корабли на дальнем плане – о победах России на Черном море. Это портрет-аллегория образа справедливой правительницы.

Дмитрий Левицкий – мастер парадных и камерных портретов

Д. Левицкий. Портрет Дени Дидро (1773-1774). Холст, масло. Музей искусства и истории (Женева)
Эта работа – опыт камерного портрета, который написан во время приезда французского философа в Россию по приглашению Екатерины II. Дидро пытался оказать влияние на политику Екатерины II, склонить её к освобождению крестьян и проведению либеральных реформ. В течение всего своего визита в Петербург Дидро жил в доме князя Нарышкина. Видимо, портрет создавался именно там.
Дидро изображён в домашнем халате и без парика. Лицо написано крупным планом, приближенным к зрителю. Высокий лоб, живые глаза, крупный нос и выступающий вперед подбородок передают его сосредоточенность на какой-то напряженной мысли. Чувствуется, что Левицкий был очарован этой личностью.
Дидро пробыл в Петербурге полгода. Он был избран иностранным почетным членом Петербургской Академии наук и почетным членом Академии художеств. Екатерина II еще в 1765 г. купила личную библиотеку Дидро, при этом назначила его библиотекарем и выплатила жалованье за 50 лет вперед. Она даже предлагала ему перенести в Петербург издание его «Энциклопедии». Но советы и планы Дидро императрица отвергла. Она писала после отъезда философа, что, следуя его советам, ей пришлось бы все перевернуть в своем государстве.
Граф Артемий Иванович Воронцов заказал Левицкому портреты членов своей семьи для украшения стен своего нового дома в Петербурге. Портреты А. И. Воронцова, его супруги П. Ф. Воронцовой и их дочерей Екатерины, Анны, Марии, Прасковьи предназначались для семейной портретной галереи. В этих камерных портретах художник показал особенности физического и духовного облика каждого члена семьи.

Дмитрий Левицкий – мастер парадных и камерных портретов

Д. Левицкий. Портрет Анны Воронцовой в детстве (конец 1780-х-начало 1790-х). Холст, масло. 61 x 50 см (овал, вписанный в прямоугольник). Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Портреты девочек Воронцовых трогают вниманием к внутреннему миру детей, мастерством в передаче фактур различных тканей и тонкой гармонией цветовых отношений.
Анна Артемьевна Воронцова (1777-1854) – вторая дочь графа Воронцова и его жены, графини Прасковьи Федоровны. Анна занималась рисованием и живописью, брала уроки миниатюрной живописи. Вышла замуж за графа Д.П. Бутурлина, библиофила и большого знатока искусства, занимавшего в течение нескольких лет пост директора Императорского Эрмитажа.
В 1817 г. с семьей переехала в Италию, приняла католичество и до конца дней жила во Флоренции.

Из биографии художника Д. Левицкого

Дмитрий Левицкий – мастер парадных и камерных портретов

Д. Левицкий. Автопортрет (1783)
Дми́трий Григо́рьевич Леви́цкий (ок. 1735-1822) родился в Киеве в семье священника Г. К. Левицкого (настоящая фамилия Нос), известного как художник-гравёр. Изобразительному искусству учился у отца и у живописца А. П. Антропова. Вместе с отцом в середине 1750-х годов расписывал Андреевский собор в Киеве.
Переехав около 1758 г. в Санкт-Петербург, учился в Академии художеств.
В Петербурге продолжал заниматься с Антроповым. Известность Левицкому принесли картины, выставленные в экспозиции Академии художеств. В том же году за портрет А. Ф. Кокоринова он получил звание академика (ему было в то время 35 лет). Преподавал в Академии художеств, 17 лет был руководителем портретного класса. Разработал трехступенчатую систему обучения. На первом этапе – копирование известных мастеров (Рембрандт, Ван Дейк, Грез, а также русские мастера Никитин, Лосенко). Второй этап – выработка навыков самостоятельного композиционного мышления. Третий этап – внимательное изучение натуры с целью выражения общего в индивидуальности облика.
Его творчество оказало влияние на становление молодых художников того времени: И. И. Соколова, В. Л. Боровиковского, Л. С. Миропольского, Г. И. Угрюмова.
Похоронен на Смоленском православном кладбище, но могила его утеряна ещё в XIX в.