Ошибка
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1

П.С.Дрождин. Портрет А.П. Антропова (фрагмент)

А.П. Антропов более всего известен как портретист, один из родоначальников русского светского портрета. Но его творчество не ограничивается только жанром портрета.

Алексе́й Петро́вич Антро́пов (1716-1795) был также талантливым декоратором-монументалистом. Работал в стиле барокко. Академик Императорской Академии художеств. 

Из биографии художника

Русский живописец Алексей Антропов

П.С.Дрождин. Портрет А.П. Антропова с сыном перед портретом жены Елены Васильевны
Его отец, Петр Яковлевич Антропов, отслужил 12 лет солдатом лейб-гвардии Семеновского полка, участвовал во многих военных походах Петра I, в том числе и в Полтавской битве. Вернувшись к мирной жизни, работал при Санкт-Петербургском оружейном дворе, а позже – в Канцелярии от строений, куда поступили и четыре его сына. Старший Степан пошел по стопам отца, Иван стал часовым мастером, а Алексей и младший Николай обучались искусству живописи. Все Антроповы отличались трудолюбием и добросовестностью.

Учителями живописи А. Антропова были французский художник Л. Каравакк, живший в России, а затем русские художники А. Матвеев, М. Захаров и И. Вишняков. В 1739 г. Алексей Антропов был зачислен в штат Канцелярии.

Занимался Антропов и педагогической деятельностью, в его доме постоянно проживали воспитанники, двое из которых стали известными представителями русского искусства – Д.Г. Левицкий и П.С. Дрождин. Из фактов личной жизни художника известно, что у него была жена, Елена Васильевна, и поздний единственный сын Василий, но его судьба неизвестна. В 1789 г. Антропов организовал частное училище, в котором преподавал и которому завещал все свое имущество.

Антропов скончался в Петербурге в 1795 г. и был похоронен в Александро-Невской лавре. Надгробная плита на его могиле сохранилась до наших дней. На ней надпись: «В надежде воскресения погребен на месте сем раб Божий коллежский асессор и живописи художник Алексей Петрович Антропов. Родился 1716 г. марта 14 дня. Скончался 1795 года июня 12 дня. Жития его было 79 лет 2 месяца и 28 дней».

Творчество

В составе команды Вишнякова он работал над монументально-декоративными росписями в Зимнем (1744-1745), Летнем (1748), Царскосельском (1749) и других дворцах. В 1750 г. писал декорации под руководством итальянских мастеров Д. Валериани и А. Перезинотти.
Большинство из этих работ не сохранилось.
В 1752 г. он получил заказ на «письмо икон в куполе и прочих местах нового храма Андрея Первозванного», построенного в Киеве архитектором И. Мичуриным по проекту Ф. Растрелли. Алексей Антропов расписал кафедру, купол, создал ряд икон иконостаса и образов в алтаре.

Русский живописец Алексей Антропов

Иконостас храма Андрея Первозванного

Русский живописец Алексей Антропов

А. Антропов. Апостол Андрей. Икона из иконостаса Андреевской церкви в Киеве
Художник писал также и портреты – сначала ещё в стиле парсун, а затем всё более современные.

Русский живописец Алексей Антропов

А. Антропов. Портрет Елизаветы Петровны (1753-1755). Холст, масло. 82,2 х 67 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
После работы в Киеве авторитет Алексея Петровича Антропова как живописца значительно укрепился, и ему было поручена роспись плафонов в Головинском дворце (Москва), где часто гостила императрица.

С 1758 г. художник работает в Петербурге, где вновь поступает в распоряжение Канцелярии от строений. Почувствовав необходимость в продолжении образования, он берёт частные уроки, в этот период его больше всего интересует портретная живопись. Славу одного из лучших русских портретистов ему принес портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой. За эту работу ему было повышено жалованье и присвоен чин подпоручика.

Русский живописец Алексей Антропов

А. Антропов. Портрет А. М. Измайловой (1759). Холст, масло. 57,2 х 44,8 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
В течение последующих двух лет художник создал целую галерею замечательных портретов: архиепископа С. Кулябки, княгини Т.А. Трубецкой, духовника императрицы Ф.Я. Дубянского и др.

Русский живописец Алексей Антропов

А. Антропов. Портрет княгини Татьяны Алексеевны Трубецкой (1761). Холст, масло. 54 х 42 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Портрет казачьего атамана Ф. И. Краснощёкова, героя Семилетней войны, создан Антроповым в характерном для украинских портретов XVIII в. стиле – художник был знаком со своеобразным искусством местных портретистов.

Русский живописец Алексей Антропов

А. Антропов. Портрет казачьего атамана Ф. И. Краснощёкова (1761). Холст, масло. 61 х 48,5 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)

С 1761 г. Антропов работает в Синоде надзирателем за живописцами и иконописцами. В его обязанности входило писать и поправлять иконы, исполнять портреты, рисовать чертежи внутреннего убранства церквей, а также обучать новых мастеров.

Русский живописец Алексей Антропов

А. Антропов. Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны (конец 1750-х гг.). Холст, масло. 56 х 49 см. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
К торжествам, посвященным вступлению на престол императрицы Екатерины II, в 1762 г. художник вместе с подмастерьем Д. Левицким подготовил 8 её портретов для триумфальных ворот в разных частях Москвы. Портрет государыни Антропов написал и для Троице-Сергиевой лавры. Впоследствии он не раз возвращался к образам царской семьи. В период с 1764 по 1766 г. Антропов написал множество копий с портретов Екатерины II и юного Павла, исполненных в основном иностранными авторами.

Русский живописец Алексей Антропов

А. Антропов. «Портрет Екатерины II» (1766). Холст, масло. 241 х 176 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Особое место среди парадных портретов занимает портрет графа Виллима Виллимовича Фермора – видного государственного деятеля. Граф Ви́ллим Ви́ллимович Фермо́р (1702-1771) – русский государственный и военный деятель, генерал-аншеф, генерал-губернатор Смоленска. Во время Семилетней войны командовал русской армией при Цорндорфе, под его руководством русские войска впервые заняли Восточную Пруссию с Кенигсбергом.

Русский живописец Алексей Антропов

А. Антропов. Портрет В.В. Фермора (1765)
Вернувшись в Петербург, художник был утвержден в прежней должности в Синоде.

Русский живописец Алексей Антропов

А. Антропов. Автопортрет (1784). Холст, масло. 61 х 47 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)