Русские крепостные живописцы Аргуновы

Николай Аргунов. Портрет балерины Татьяны Васильевны Шлыковой-Гранатовой

Начало славы династии Аргуновых положил отец – Иван Аргунов.

Его сыновья Яков и Николай тоже были художниками, а сын Павел – архитектором. А был ещё и двоюродный брат, Фёдор Леонтьевич Аргунов, художник, у которого учился Иван Аргунов. 

Ива́н Петро́вич Аргуно́в (1729-1802)

Русский живописец-портретист, крепостной графов Шереметевых. Став управителем в доме П.Б. Шереметева в Петербурге, а позже в Москве, он не знал нужды, но тяготился двойственностью своего положения: признанный художник, но крепостной...

Русские крепостные живописцы Аргуновы

И.П. Аргунов. Автопортрет
Его учителями живописи были двоюродный брат Фёдор Аргунов и немецкий живописец Георг Христофор Гроот, живший в России, с которым он создавал иконы для церкви Екатерининского дворца в Царском Селе.

Русские крепостные живописцы Аргуновы

Интерьер церкви
Иван Аргунов – один из родоначальников светского портрета в России. Писал в стиле барокко. Владел западноевропейской и русской иконописной манерой живописи, что делало его произведения оригинальными.
К ранним портретам Аргунова относятся изображения князя Ивана Ивановича и княгини Екатерины Александровны Лобановых-Ростовских.

Русские крепостные живописцы Аргуновы

Иван Аргунов. Портрет княгини Е.А. Лобановой-Ростовской (1754)
Портрет создан в необычном колорите из холодных цветов, которые придают образу нежность и хрупкость.
«Портрет неизвестной в русском костюме» – самое известное произведение художника, созданное им в Москве. До Аргунова в русском искусстве не было портретов крестьян. Изображённая им женщина в наряде крестьянки Московской губернии предстаёт спокойной и величавой, полной внутреннего достоинства.

Русские крепостные живописцы Аргуновы

Иван Аргунов. Портрет неизвестной в крестьянском костюме (1784)
В середине XVIII в. Иван Аргунов создал серию заказных парадных портретов. Конечно, среди них больше всего портретов Шереметевых, т.к. он был их придворным портретистом. Но в парадных портретах художник не старался льстить модели, он не идеализировал внешность портретируемого. Так, на портрете графа Шереметева он смело изобразил его косящие глаза.

Русские крепостные живописцы Аргуновы

Иван Аргунов. Портрет графа Петра Шереметева
Светский портрет он стремился создать в непринуждённой атмосфере, поэтому изобразил графа на условном пейзажном фоне, в свободной позе.

Русские крепостные живописцы Аргуновы

Иван Аргунов. Портрет графини Толстой (1768)
Это также парадный портрет. Но и здесь художник создаёт особую, домашнюю атмосферу. В руках у графини спицы, пряжа и почти готовое изделие. Она спокойно смотрит на зрителя. В её лице отражается жизненный опыт, ум и несуетность.
Писал Аргунов и особ царского двора.

Русские крепостные живописцы Аргуновы

Иван Аргунов. Портрет императрицы Екатерины Второй (1762)
На этом парадном портрете Екатерина изображена в подчёркнуто монаршей позе, взгляд её направлен на зрителя сверху вниз. Пышный антураж выписан очень тщательно: фрагмент колонны, роскошные драпировки, золочёные детали мебели, регалии императрицы.
С 1788 г. Аргунов состоял в должности управляющего Московского дома Шереметевых, это отнимало у него много времени, писал он мало. Но зато больше времени он смог уделять свои сыновьям: Николая и Якова он учил живописи, а вместе с Павлом участвовал в строительстве дворца-театра в Останкино, выстроенного по его проекту.

Иван Петрович Аргунов был также замечательным педагогом. Он воспитал много талантливых учеников, среди них А. П. Лосенко (ставший потом профессором и директором Академии художеств), К. И. Головачевский, И.С. Саблуков (академик).

Павел Иванович Аргунов (1768-1806)

Русский архитектор, сын Ивана Аргунова, крепостной графа Н. П. Шереметева.
Рисованию и черчению учился у отца, Ивана Петровича Аргунова, крепостного художника. Архитектуре учился у дяди, крепостного архитектора Федора Аргунова, а затем у В.И. Баженова, русского архитектора, художника, теоретика архитектуры и педагога.
В 1793 г. был главным архитектором строительства дворца-театра в Останкино, построенного в стиле классицизма XVIII в.

Русские крепостные живописцы Аргуновы

Дворец-театр в Останкино
Ансамбль усадьбы был построен при графе Николае Шереметеве на рубеже XVIII-XIX вв. Останкинский дворец-театр – единственное сохранившееся в России театральное здание конца XVIII в. со сценой, зрительным залом, гримировальными комнатами.
Театр поражал гармонией бело-голубого зрительного зала и устройством сцены. В дневнике путешествий польского короля Станислава Понятовского было записано: «Дворец с таким искусством отделан и украшен, что никогда нельзя подумать, что он сделан из дерева».
Павел Аргунов работал над проблемой театральных зданий – оптической видимостью сцены, конструированием зрительного зала.
В 1804 г. он разработал проект для строительства дома в усадьбе Жихарево под Москвой.
Умер крепостным в 1806 г.

Николай Иванович Аргунов (1771-1829)

Русские крепостные живописцы Аргуновы

Николай Аргунов. Автопортрет (?). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Русский крепостной живописец-портретист, сын Ивана Аргунова. Вольную он получил в 1816 г., после смерти Н. П. Шереметева. Зарабатывал на жизнь своим ремеслом. Но работа над заказными портретами тормозит творческий рост художника, потому что заказчики хорошей считают работу по их понятиям, а не по истинному качеству. Кроме того, он делал на заказ копии картин известных художников в ущерб собственному творчеству, хотя уже в 17 лет работал как профессионал.

Русские крепостные живописцы Аргуновы

Николай Аргунов. Портрет балерины Татьяны Васильевны Шлыковой-Гранатовой, крепостной Шереметевых (1789)
Всмотритесь в лицо этой прекрасной молодой женщины. Как естественно она изображена! Всё в её облике живёт и дышит молодостью, красотой, какой-то детской наивностью и непосредственностью. В живых её глазах читается счастье, любовь, доброта – всё то, чем полна её душа.
Но истинный талант рано или поздно всё равно будет оценен по достоинству. Со временем стало очевидно не только то, что Николай Аргунов – самобытный, своеобразный мастер, но и то, что он оказал определенное влияние на развитие в русском портрете реалистических тенденций.
Его творчество было признано Академией художеств, а в 1818 г. он был избран академиком.

Русские крепостные живописцы Аргуновы

Николай Аргунов. Портрет Г.Р. Державина (ок. 1800)
В портрете Державина молодой художник стремится передать особенности личности поэта, подчеркивает его величественную манеру держаться, насмешливый ум.

Русские крепостные живописцы Аргуновы

Николай Аргунов. Портрет актрисы Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой (1803)
Ковалёва-Жемчугова – русская актриса и певица, крепостная графов Шереметевых. Н. П. Шереметев, не дождавшись императорского разрешения на неравный брак, получил благословение митрополита Платона и обвенчался с ней в московской церкви. Она родила ему сына Дмитрия, но беременность и роды подорвали её здоровье – она умерла через три недели. Ей было 34 года.
Этот портрет написан уже настоящим профессионалом, которого считают одним из лучших портретистов своего времени. Он решительно отказывается следовать сентиментальным, идеализированным образцам портретной живописи. Умение создать психологическую характеристику изображаемого персонажа – редкое явление среди художников той эпохи.
А для нас, современных зрителей, портреты кисти Николая Аргунова являются историческим документом эпохи. Но они привлекают и сами по себе – своей художественной самобытностью. Они подтверждают одаренность русских крепостных художников, чей талант был замечен и развит их хозяевами.

Русские крепостные живописцы Аргуновы

Николай Аргунов. Портрет Н.П. Шереметева (1801-1803)