Жанровое разнообразие творчества В. Поленова

И. Репин. Портрет В.Д. Поленова

«Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит» (Василий Поленов).

Васи́лий Дми́триевич Поле́нов – мастер исторической, пейзажной, портретной и жанровой живописи.
Его визитной карточкой стала картина «Московский дворик», написанная с натуры в арбатском переулке. 

Пейзажная живопись Василия Поленова

Жанровое разнообразие творчества В. Поленова

В. Поленов «Московский дворик» (1878). Холст, масло. 64,5 × 80,1 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
В июне 1877 г. Василий Поленов снимал квартиру в Москве, в Дурновском переулке близ Спаса на Песках. Глядя из окна своей квартиры, он и написал этюд к пейзажу «Московский дворик».
Картина была выставлена в Санкт-Петербурге на выставке художников-передвижников в 1878 г. и имела большой успех, сделав художника известным. Вскоре после выставки картину приобрёл для своей галереи Павел Михайлович Третьяков.
На картине изображён типичный старый московский дворик в начале лета. Солнце ещё не взошло высоко над горизонтом, но уже залило своим светом всё пространство вокруг. Уже тепло, но ещё не жарко. Во дворе играют дети, и хозяйственная жизнь идёт своим чередом. Искусствовед Т. В. Юрова так оценила эту картину: «В.Д. Поленов вложил в полотно всю силу своей любви к людям и к жизни, именно эта любовь делает поэтическими самые обычные прозаические вещи».
После успеха этой картины художник становится родоначальником нового жанра: «интимного пейзажа».
В 1879 г. Поленов вступил в общество Товарищества передвижных художественных выставок и продолжает работать над пейзажем, приобретая славу мастера эпического пейзажа.

Жанровое разнообразие творчества В. Поленова

В. Поленов «Заросший пруд» (1879). Холст, масло. 80 × 124,7 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Вид, изображённый на этой картине, - обобщённый пейзаж, созданный по различным впечатлениям художника. Картина завораживает разнообразными оттенками зелёного цвета и создаёт радостное впечатление жизни и свежести лета, ещё не тронутого золотом осени. Даже поверхность пруда, отражающая зелень листвы, создана в зеленоватой цветовой гамме. Лишь в верхнем левом углу картины виден небольшой кусочек голубого неба с облаками, отражающимися в пруду.

Жанровое разнообразие творчества В. Поленова

В. Поленов «Бабушкин сад» (1878). Холст, масло. 54,7 × 65 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
В картине «Бабушкин сад» изображён тот же усадебный дом, окружённый садом, что и в «Московском дворике». И написаны обе эти работы в одном и том же 1878 г.
Когда в сюжет своих картин В. Поленов вводил архитектурные мотивы и сценки повседневной жизни, он называл это «пейзажным бытовым жанром». Выходец из дворянского рода, Поленов хорошо знал характер обитателей «дворянских гнёзд», а потому и создает убедительные образы. Его живописная виртуозность сочетается с романтической настроенностью сюжета и «тургеневскими мотивами».
В «Московском дворике» мы видим открытое пространство, залитое солнечным светом, создающим радостное настроение. В «Бабушкином саду» совсем другая атмосфера: замкнутое пространство, затенённый сад, фигура старой женщины, которую поддерживают под руку... Полотно вызывает уже другое чувство и философский взгляд на жизнь.
После пожара 1812 г. Москва застраивалась дворянскими особняками в стиле классицизма. Красоту деревянным строениям придавали лепные украшения, штукатурка под каменную кладку, портик с колоннами и фронтоном. На картине усадебный дом выглядит уже несколько обветшавшим, как и сама хозяйка.
Принципы пленэрной живописи Василий Поленов во многом воспринял от импрессионистов, с картинами которых он знакомился во время зарубежной стажировки в качестве пенсионера Академии художеств.

Историческая и религиозная живопись Василия Поленова

В 1881-1882 гг. Поленов отправился в своё первое путешествие на Ближний Восток и по библейским местам: в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет, откуда привёз эскизы и наброски к своему новому полотну «Христос и грешница», а также другим картинам.

Жанровое разнообразие творчества В. Поленова

В. Поленов «Христос и грешница» («Кто без греха?»), 1888. Холст, масло. 325 × 611 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Художник работал над этой картиной около 15 лет.
Сюжет картины взят из Евангелия от Иоанна, где описана сцена встречи Христа с грешницей, которую привели к Нему. Согласно законам Моисея, она должна была быть побита камнями за прелюбодеяние, что противоречило проповеди человеколюбия, которую исповедовал Христос. В результате Христос оказывался перед дилеммой: либо нарушить законы Моисея, либо поступить в противоречии со своей проповедью. Этот эпизод так описан в 8 гл. Евангелия от Иоанна: «Иисус же пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».
Сцена на картине многолюдна. Спокойствие царит лишь в левой половине картины, где изображён сидящий Христос, окружённый учениками и другими слушателями. Очевидно, Он вёл с ними беседу, которая была прервана шумом появившейся группы людей вместе с грешницей. Эта толпа показана в правой части полотна.
На картине изображён кульминационный момент события: только что был задан провокационный вопрос о том, что же делать с грешницей; в ожидании ответа Христа толпа замерла, ученики также ждут реакции Учителя. Образ Христа олицетворяет собой «более высокую ступень человеческого сознания, торжество разума и человечности».
В 1899 г. В. Поленов во второй раз отправился на Ближний Восток для сбора материала для евангельской серии «Из жизни Христа», которую завершил в 1909 г. Выставка этих картин имела большой успех и на момент экспозиции стала центральным событием в мире живописи.

Жанровое разнообразие творчества В. Поленова

В. Поленов «Среди учителей» (1896). Холст, масло. 150 × 272,8 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Основой для картины послужил эпизод в Евангелии от Луки (Глава II, стихи 40-52), в которых рассказывается о детстве Иисуса. Когда Иисусу исполнилось 12 лет, родители взяли его в Иерусалим на Пасху. Возвращаясь с праздника в Назарет, родители не нашли рядом с собой мальчика и подумали, что он идёт с другими родственниками. Но пройдя дневной путь, они так и не нашли его среди путников, поэтому вернулись обратно в Иерусалим. Мальчика нашли через 3 дня после потери. Он сидел в храме среди учителей, слушал их и задавал им вопросы. Присутствовавшие изумлялись мудрости его ответов и глубине знаний мальчика. Родители взяли подростка домой в Назарет.
Учителя и Иисус сидят на полу храма на ковре без обуви. Иисус находится в середине, Он – единственный ребёнок в храме. На Нём белые одежды. Второй иерусалимский храм, в котором происходило это событие, до нашего времени не сохранился (он был разрушен в 70 г.), поэтому художник писал его по собственному воображению. Зато детально изображены архитектурные элементы: колоннада, внутренний дворик, лестница.
При входе в храм на заднем плане изображена женщина, охваченная радостью. Это мать Иисуса, она не выделяется среди второстепенных персонажей.

Портретная живопись Василия Поленова

В 1915 г. был торжественно открыт «Поленовский Дом», созданный Василием Поленовым и промышленником-меценатом С.И. Мамонтовым с целью осуществления помощи деревенским и фабричным театрам. Для Дома был построен необычный особняк по эскизам и собственному оригинальному проекту Василия Поленова, на его же средства, при поддержке Саввы Мамонтова. В здании располагались зрительный зал на 300 мест, библиотека, кабинеты для репетиций, мастерские, прокатный склад портативных декораций. Деятельность Поленовского Дома не прерывалась в самые трудные дни революции и гражданской войны.
С 1925 г. основным направлением ДТП им. В.Д. Поленова становится развитие сельской художественной самодеятельности.

Жанровое разнообразие творчества В. Поленова

В. Поленов «С.И. Мамонов и П.А. Спиро у рояля» (1882). Холст, масло. 50,5 х 40,6 см. Музей-заповедник Абрамцево
Интерьер комнаты с желтыми стенами. За роялем сидит П.А. Спиро, одетый в темный костюм. Возле него стоит, заложив левую руку за пояс, С.И. Мамонтов, одетый в желтую русскую рубашку. Оба изображены в рост, 1/2 влево. Сзади, за фигурой Спиро открытая дверь в красную комнату.

Жанровое разнообразие творчества В. Поленова

В. Поленов. Портрет художника Ильи Репина (1879). Холст, масло. 74 х 60 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Жанровое разнообразие творчества В. Поленова

В. Поленов. Портрет В. Д. Хрущевой, сестры художника (1874). Холст, масло. 48, 2 х 39,5 см (Поленово)

Бытовой жанр в творчестве Василия Поленова

Жанровое разнообразие творчества В. Поленова

В. Поленов «Стрекоза» («Лето красное пропела...»), 1875-1876. Холст, масло. 137,5 х 88,5 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Картина являет собой аллегорию на басню Крылова. Но полотно наполнено мягким авторским юмором и даже симпатией к героине. Всё в этой картине ясно, светло, и хочется надеяться, что Муравей всё-таки не скажет своих роковых слов. Во всяком случае, художник такую надежду оставляет.

Жанровое разнообразие творчества В. Поленова

В. Поленов «На лодке. Абрамцево» (1880). Холст, масло. 58 х 106, см. Киевский национальный музей русского искусства

Жанровое разнообразие творчества В. Поленова

В. Поленов «Больная» (1886). Холст, масло. 135 х 187 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)