А. Саврасов – мастер лирического пейзажа

А. Саврасов – мастер лирического пейзажа

«С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле...» (И. Левитан).

Учениками Саврасова были художники Лев Каменев, Константин Коровин, Михаил Нестеров, Сергей Светославский, но самым любимым учеником был Исаак Левитан, которого позже считали мастером «пейзажа настроения».
Творческая судьба Саврасова сложилась так, что многие десятилетия в сознании людей он совершенно незаслуженно оставался автором лишь одной гениальной картины – «Грачи прилетели».
На самом деле у Саврасова было множество прекрасных работ в жанре пейзажа, которые разительно отличались от произведений его предшественников особой поэтичностью, индивидуальным восприятием мира и гармонией. До него пейзаж изображался либо академически суховатым, либо идиллически отвлечённым от реальности. А на полотнах Алексея Саврасова природа выглядела реальной, подлинной и свежей. Его полотна наполнены тихой музыкой и поэзией. Он умел передавать игру света и цвета, создавать пространственный объём, а скромный русский пейзаж на его полотнах вызывал истинные чувства – светлой радости или тихой грусти. 

Пейзажи Алексея Саврасова

Одной из первых известных работ художника является «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» (1851).

А. Саврасов – мастер лирического пейзажа

А. Саврасов «Вид на Кремль с Крымского моста в ненастную погоду»
Эта картина поразила зрителей своей реалистичностью. Переданы движение туч, шум ветвей дерева и чувство того предгрозового состояния природы, когда вот-вот хлынет ливень.
В 1854 г. Саврасов окончил Училище живописи и ваяния и в этот же год написал две картины, которые были показаны на осенней выставке Академии художеств: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума». За эти картины ему было присвоено звание академика.

А. Саврасов – мастер лирического пейзажа

А. Саврасов «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854). Холст, масло. 78 × 118 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Картина была приобретена П. М. Третьяковым в 1858 г.
В центре картины изображена поляна, освещённая ярким солнечным светом. Справа от неё находятся деревья и валуны, поросшие мхом и травой. На переднем плане, за двумя крупными валунами, находится дуб с освещённой солнцем листвой. Вдали виден небольшой кусочек моря. Пейзаж не идеализирован, он привлекает внимание суровой красотой.

А. Саврасов – мастер лирического пейзажа

А. Саврасов «Сельский вид» (1867). Холст, масло. 65 × 100,7 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Картина наполнена воздухом, светом и пространством. Цветовая гамма спокойная, но всё полотно очень эмоционально, оптимистично и захватывает ощущением необъятности просторов и бесконечности жизни. Точно выписаны детали: трава, веточки, изгородь, солома на крыше шалаша. Цветущие яблони создают праздничное настроение, а старик-пасечник, склонившийся над дымящимся костром около пчелиных ульев, наполняет полотно атмосферой дома и уюта.

А. Саврасов – мастер лирического пейзажа

А. Саврасов «Лосиный остров в Сокольниках» (1869). Холст, масло. 62 × 88 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Обычный русский пейзаж: сосновый лес, перед ним – поле с пасущимся стадом коров. Пасмурное небо со сгустившимися низкими тучами. Канавка, наполненная водой. Но всё написано с любовью и большим вниманием к деталям.
В 1871-1875 гг. Саврасов участвовал в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, а в 1873-1878 гг. – в академических выставках. Он много работал в окрестностях Москвы, а также выезжал в северные губернии России, в Поволжье. В этот период и появилась его самая знаменитая картина «Грачи прилетели».

А. Саврасов – мастер лирического пейзажа

А. Саврасов «Грачи прилетели» (1871). Холст, масло. 62 × 48,5 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Работу над «Грачами» Саврасов начал в марте 1871 г. по натурным этюдам, написанным во время его поездки в Костромскую губернию, когда он находился в селе Молвитино (ныне посёлок Сусанино Костромской области). Построенная в конце XVII в. Воскресенская церковь, изображённая на картине, сохранилась до наших дней.
Осенью 1871 г. полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств, а затем на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в Санкт-Петербурге. «Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший, и он действительно прекрасный».
Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова. Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу...».
Эта картина – один из символов русского пейзажа. В ней, такой простой и внешне безыскусной, было пронзительно воплощено свойственное русскому человеку лирическое чувство, поэтому картину сразу и восприняли как олицетворение русской природы, всей деревенской России. Пруд и березы, деревенские дома и церковка, потемневшие весенние поля – всё обжито и согрето сердечным теплом.
И. Крамской в письме к Ф. Васильеву отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой, и с воздухом, и с деревьями, «а душа есть только в «Грачах».
Описывать картину нет смысла: её содержание известно всем со школьной скамьи. Это содержание незамысловато, как и вообще проста и скромна природа Средней и Северной России. Существует множество описаний этой картины и её оценок. Искусствоведы и краеведы даже вычислили точку, откуда художник смотрел на эти берёзы, на эту церковь... А мы просто внимательно рассмотрим эту картину и почувствуем её очарование, вдохнём свежий весенний воздух и послушаем звонкие крики грачей.

А. Саврасов – мастер лирического пейзажа

А. Саврасов «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871). Холст, масло. 101,5 × 131 см. Нижегородский государственный художественный музей (Нижний Новгород)
Художник начал работу над картиной во время поездки на Волгу летом 1870 г, но доработку продолжил в 1871 г. По размеру это одна из самых крупных картин Саврасова. Мягкая цветовая гамма картины подчёркивает спокойствие и умиротворение, отражающее величественность волжского пейзажа.

А. Саврасов – мастер лирического пейзажа

А. Саврасов «Просёлок» (1873). Холст, масло. 70 × 57 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Алексей Саврасов написал эту картину в 1873 г., но не стал посылать её на выставку передвижников, а подарил своему другу – художнику И. Прянишникову. Только через 20 лет картина была показана на одной из выставок. И. Прянишников подарил картину «Просёлок» Третьяковской галерее.
На картине изображена размытая дождём просёлочная дорога, покрытая лужами и грязью. Совсем недавно прошёл сильный дождь, небо покрыто тучами, а ветер продолжает трепать вётлы, стоящие вдоль дороги. Через тучи пробивается солнце, а слева от дороги видна яркая зелень свежей травы.
Картина передаёт чувство тоски и одиночества и отражает сложное психологическое состояние, в котором находился художник в период её создания.

А. Саврасов – мастер лирического пейзажа

В конце жизни творчество Саврасова стало более пессимистичным, а порой и мрачным. В 1887 г. он написал картину «Пейзаж. Село Волынское», на которой изображена фабрика, извергающая дым на стоящую рядом церковь. Пейзаж оставляет гнетущее впечатление и очень отличается от предыдущих работ художника, наполненных жизнью и светом.

Биография А. Саврасова (1830-1897)

А. Саврасов – мастер лирического пейзажа

В. Перов. Портрет художника Алексея Саврасова
Алексей Кондратьевич Саврасов родился 24 мая 1830 г. в Москве, в семье купца. Способности к живописи обнаружил в детстве, но отец желал видеть сына коммерсантом. Однако мальчик в 1844 г. поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста К.И. Рабуса.
В 1858 г. Саврасов уже руководил пейзажным классом Училища живописи и ваяния. В это время им был написан один из лучших его пейзажей – «Пейзаж с рекой и рыбаком».

А. Саврасов – мастер лирического пейзажа

А. Саврасов «Пейзаж с рекой и рыбаком»
В 1862 г. художник предпринял путешествие за границу: был на всемирной выставке в Лондоне, посетил Францию, Германию, Швейцарию, где написал несколько пейзажей.
Вместе с художником В.В. Пукиревым Саврасов работал над созданием учебника рисования, куда вошли и его русские пейзажи.
Картины Саврасова выставлялись, кроме России, на всемирных выставках: венской 1873 г. и парижской 1878 г. и имели успех.
С конца 1870-х годов Саврасов страдал алкоголизмом, в 1882 г. в связи с этим он был уволен из Московского училища живописи. Последние его годы прошли в нужде и тяготах, хотя он имел семью и детей.
А.К. Саврасов умер 8 октября 1897 г. в Москве в больнице для бедных. Похоронен на Ваганьковском кладбище.